В последнее время проблема общения с "трудными детьми" стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность "трудных детей" неуклонно растет. Если в былые годы "трудными детьми" становились по преимуществу подростки, то теперь дети попадают в данную категорию нередко уже в возрасте 6-11 лет. В настоящее время даже по отношению к детям-дошкольникам педагоги и воспитатели применяют выражение: "трудный ребенок". Так кого же можно отнести к категории «трудный ребенок» или ребенок, требующий особого педагогического внимания? В данном случае речь идет о детях, которые имеют трудности в поведении, общении, эмоциональном и личностном развитии, обучении: тревожные, гиперактивные, агрессивные, импульсивные, замкнутые, медлительные дети и т.д.
Работа с данной категорией детей ведется по запросу (родителя, педагогов, администрации), либо по собственному усмотрению (на основе наблюдений за поведением детей в детском саду, результатам психодиагностических обследований, анкет и опросников для воспитателей, индивидуальных бесед с родителями и педагогами). Если необходимо, проводится дополнительная психологическая диагностика эмоционально-волевой сферы ребенка, изучение эмоционального самочувствия ребенка в семье, социометрического положения его в группе сверстников, дополнительное анкетирование педагогов и родителей. Составляются письменно рекомендации по взаимодействию с ребенком для родителей и воспитателя. Составляется план психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетнего, который включает диагностический блок, консультативный блок, коррекционно-развивающий блок и заключение по результатам работы. В кабинете педагога-психолога с ребенком проводятся индивидуальные занятия, а также ребенок принимает участие в групповых развивающих занятиях.
Помощь ребенку не будет эффективной без сотрудничества с семьёй ребенка, в частности с родителями. Эмоциональная привязанность к родителям у детей дошкольного возраста очень высока. Психическое развитие детей, их эмоциональное благополучие зависит от взрослых. Эффективность работы педагога-психолога в дошкольном учреждении во многом зависит от правильно выбранных форм и методов работы с родителями при условии применении их в системе.
Формы работы педагога-психолога с родителями подразделяются на групповые, индивидуальные и наглядно-информационные.
I. Групповые формы работы с родителями наиболее распространены. Они подразумевают работу со всем или большим составом родителей дошкольного учреждения (группы).
Это: родительские собрания, включающие выступление психолога; анкетирование/опрос родителей; групповые беседы, лекции и консультации психолога; психологические игры, упражнения, занятия для родителей с элементами тренинга; проведение психодиагностики ребенка в присутствии родителей (готовность к школе детей старшего дошкольного возраста)
II. Индивидуальные формы предназначены для индивидуальной работы с родителями (или другими членами семьи) воспитанников.
В своей практике в работе с родителями детей, требующих особого педагогического внимания, я использую индивидуальные тематические консультации. Количество и тематику консультаций определяю индивидуально, в зависимости от проблемы. Также использую такую индивидуальную форму работы, как беседа с родителями воспитанников по вопросам развития и воспитания детей, которая может происходить в раздевалке, в холле, в групповой комнате. В отличие от психологического консультирования беседа с родителями является более кратковременной и решает менее сложные задачи.
III. Наглядно-информационные формы работы педагога-психолога с родителями играют роль опосредованного общения между психологом и родителями.
Из наглядно-информационных форм работы с родителями используются следующие: информационные папки для родителей по проблемам воспитания и развития детей дошкольного возраста; памятки; буклеты, листовки. С целью психологического просвещения родителей в групповых уголках, на стендах дошкольного учреждения вниманию родителей представлены печатные материалы по самым различным темам.
Приложение 4
Дата: 2018-12-28, просмотров: 320.