Тесты с полосками “работают” очень хорошо с младенцами до 1 года, но они часто устают от наблюдения полосок. Тест Cardiff — это другой возможный тест, в который добавляется элемент интереса, путем использования картинок из черных и белых линий. Эти “исчезающие” оптотипы состоят из 2 тонких черных линий и 1 белой линии (вдвое тоньше). Когда полоски “превосходят” разрешающую способность глаза, они “исчезают”. В тесте Cardiff используется сходный с тестами Keeler и Teller протокол: обозреватель не знает о местонахождении “мишени” и судит о ее положении наблюдая за движениями глаз ребенка, хотя ребенка можно попросить указать на мишень, чтобы повысить его интерес к тесту.
Тест Cardiff удобен не только для маленьких детей, но и для детей старшего возраста и взрослых с трудностями обучения или общения, с которыми не удается применить более сложные тесты.
Подобные тесты на зрительные предпочтения основаны на серьезных научных исследованиях развития органа зрения ребенка и доступных сведениях о нормах для каждого возраста. Тесты снабжены простыми инструкциями и легко выполняются. Маловероятно, что большинство оптометристов работают с детьми до 1 года, но желательно располагать в кабинете хотя бы тестом Cardiff. Но, если оптометрист готов нести дополнительную ответственность и работать с детьми до 2 лет, важно иметь в кабинете подобные тесты на зрительные предпочтения. Кабинеты, не располагающие подобными тестами, не могут адекватно работать с маленькими детьми.
Тесты на зрительные предпочтения — единственный способ оценить остроту зрения у маленьких детей, еще неспособных назвать объект или указать на него, поэтому важно согласиться, что эти тесты являются мерой оценки разрешающей способности глаза. Они, действительно, оценивают способность различать объект, но они менее “чувствительны” при амблиопии, в частности, при косоглазии. Очевидно также, что они недооценивают остроту зрения. Поэтому, следует признать полезность подобных тестов для младенцев и маленьких детей и иметь в виду указанные ограничения, в связи с чем при первой же возможности по мере взросления ребенка следует переходить к более точным тестам для определения параметров зрения.
Тесты на распознавание объекта
Тесты на распознавание объекта оценивают способность обнаруживать, различать и узнавать объект, будь это картинка или буква. Эти тесты чувствительнее тестов на разрешение при амблиопии, особенно, когда они используются в скученном формате. Как только ребенок позволяет применить подобные тесты, следует использовать именно их. В среднем, можно ожидать, что ребенок в 2,5 года будет способен различать картинки или буквы. Обычно дети в этом возрасте также способны назвать простые картинки.
Доступны многочисленные тесты с буквами и картинками. Если цель состоит в выявлении детей с амблиопией и в мониторинге результатов очковой коррекции или другого метода лечения, важно использовать серьезные тесты, способные выявить различия в остроте зрения между глазами и ее изменение после лечения.
На основе анализа опубликованных данных можно заключить, что logMar тест является наилучшим для определения остроты зрения в педиатрической практике. Это тест с буквами или символами, которые предъявляются поодиночке или в скученном варианте. Для совсем маленьких детей скученное предъявление может оказаться слишком сложным, поэтому лучше показывать одиночный символ для определения остроты зрения на основании его распознавания. С увеличением возраста ребенка становится возможным использовать скученные тесты.
Для детей, неспособных к общению (и неспособных называть буквы или символы) могут использоваться картинки. Тест с символами Lea может считаться золотым стандартом по определению остроты зрения: в нем используется 4 символа (домик, сердечко, кружок и квадратик), которые при ухудшении остроты зрения и «размытии» очень похожи. Он существует в разных версиях, но для целей стандартной оптометрической практики вполне чувствителен тест со скученным предъявлением этих символов с расстояния 3 метра. Более компактный тест с перелистыванием тех же символов и предъявлением их с 3 метров также очень удобен.
Тест Kay с картинками популярен в Великобритании и недавно появился в обновленной версии (в варианте скученного предъявления картинок). Этот тест можно критиковать за использование различных форм, которые при ухудшении зрения и размытии изображения не становятся похожими, что затрудняет установление пороговой видимости на близких расстояниях (а последнее оптимально для тестирования остроты зрения).
Таблицы для определения остроты зрения вблизи также доступны в тестах Lea и Kay. Оценка остроты зрения вблизи должна быть неотъемлемой частью в педиатрической офтальмологии.
Из чего складываются значительные различия тестов на определение остроты зрения между глазами?
Важно, чтобы специалисты понимали, из чего складываются значительные различия между тестами, которые они используют для определения остроты зрения у детей. Каждый из тестов отличается некоторым уровнем неоднозначности. Самые сложные и “чувствительные” тесты отличаются наименьшим разбросом данных и наилучшей повторяемостью, то есть специалист может ожидать получить тот же результат (или очень близкий к нему), когда тест повторяется при идентичных условиях.
К сожалению, многие тесты для определения остроты зрения разработаны и производятся таким образом, что повторяемость тестов неизвестна. Поэтому, определяя остроту зрения правого и левого глаза, специалист не знает, указывают ли обнаруженные различия на плохую повторяемость теста или на реальные изменения, которые требуют дальнейшего изучения и наблюдения или лечения. Когда сведения о повторяемости доступны, следует использовать самые сложные тесты с наилучшей повторяемостью, поскольку так можно выявить самые слабые, но достоверные, изменения остроты зрения для обоих глаз или для одного глаза в динамике (если проводится мониторинг лечения или коррекции).
Некоторую информацию об отдельных тестах, доступных для определения остроты зрения в педиатрической практике, можно найти в литературе. Наилучшие тесты предлагаются после тщательной проверки воспроизводимости и чувствительности (например, тест logMar), и эти данные предоставляются специалисту, когда он покупает тест. К сожалению, для многих коммерчески доступных тестов такой информации нет. В таблице приводятся отличия между тестами, которые могут привести к существенно различным результатам, полученным при определении остроты зрения с помощью распространенных тестов. Данные в таблице основаны на опубликованных работах. Некоторые из тестов отличаются очень низкой чувствительностью (например, тест Sheridan-Gardiner) и требуют очень больших различий в остроте зрения между глазами, чтобы оптометрист мог достоверно сказать, что разница реально существует и выходит за пределы погрешности метода.
Тест | Особенности | Разница в остроте зрения между двумя глазами(IAD) |
Карточки Keeler | зрительные предпочтения | 2 карточки |
Тест Cardiff | зрительные предпочтения | 2 карточки |
Тест Kay с картинками | одиночные/соответствие | 2 линии |
Тест Sheridan-Gardiner | одиночные/соответствие | 3 линии |
Тест Sonksen-Silver | одиночные/соответствие | 2 линии |
Тест Cambridge с карточками | скученные/соответствие | 2 линии |
LogMar тест | скученные/соответствие | 4 знака |
Тест Lea с символами | скученные/соответствие | 1 линия |
С точки зрения оптометриста, эти данные свидетельствут, что при использовании тестов на зрительные предпочтения разница в 2 карточки является клинически значимой. Когда ребенок готов к более сложным тестам с буквами или картинками, оптометрист должен контролировать различия в 4 буквы (0,1 logMar единицы) при использовании теста logMar или в 1 строку и более при использовании теста Lea. Пока сложно сказать точно, но здравый смысл подсказывает, что различия в остроте зрения между глазами в 1 строку (4 символа) следует признать значимыми.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 261.