Деловые коммуникации в менеджменте: понятие, виды
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Слово «коммуникация» происходит от лат. communico — делаю общим, связываю, общаюсь. Наиболее близким к нему по значению является русское слово «общение», под которым понимается основная форма человеческого бытия. Потреб- ность в общении, как считают психологи, относится к числу основных (базовых) потребностей человека. Значимость общения как базовой потребности определяется тем, что 10 «она диктует поведение людей с не меньшей властностью, чем, например, так называемые витальные (жизненные) потребности». Общение — необходимое условие нормаль- ного развития человека как члена общества и как личности, условие его духовного и физического здоровья1. Отсутствие или недостаток общения может деформировать человече- скую личность. Общение лежит в основе практически всего, что мы делаем и служит жизненно важной цели установле- ния взаимосвязей и сотрудничества людей. В психологии общение определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного (т.е. эмоционально-оценочного) характера. Применительно к сфере управления социальными систе- мами можно сказать, что общение — это процесс установле- ния контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение выполняет множество функций, которые можно классифицировать по различным основаниям. Одно из обще- принятых оснований классификации — выделение в обще- нии трех взаимосвязанных сторон или характеристик: • перцептивной — процесса восприятия и понимания людьми друг друга в процессе общения; • коммуникативной — процесса обмена информацией; • интерактивной — процесса взаимодействия людей в общении. Таким образом, процесс общения включает в себя: вос- приятие, познание и понимание партнеров по общению; обмен информацией и межличностное взаимодействие. По характеру связи общение можно подразделить на непосредственное (лицом к лицу) и опосредованное (обще- ние путем деловой переписки, разговор по телефону). По количеству участвующих в общении различают межперсональное общение (общение людей в парах или группах) и массовое общение. В зависимости от используемой техники общения, его целей, особенностей личности можно выделить следу - ющие его виды

1. Примитивное общение. Характеризуется тем, что парт - нер по общению рассматривается только с двух позиций: «нужный объект»/«ненужный объект». При этом в случае потребности в «нужном объекте» с ним вступают в контакт. «Ненужный объект» полностью игнорируется.

2. «Контакт масок». Это формальное общение, при кото- ром отсутствует стремление понять и учесть особенности личности собеседника. Этот процесс общения получил свое название потому, что в ходе общения участвуют «маски», например маска вежливости, строгости, безразличия, участ- ливости и т.д. Для этого используется определенный набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. «Кон- такт масок» часто применяют публичные люди, постоянно находящиеся в центре внимания, для того чтобы не прояв- лять своих истинных эмоций, отношений, настроения.

 3. Формально-ролевое общение. Наиболее характерно для общения в формальной обстановке, когда нет необходимости в организации личностных отношений. При этом содержа- ние и средства общения определяются социальными ролями партнеров по общению: врач и пациент, милиционер и нару- шитель правил дорожного движения, контролер и пасса- жиры автобуса и т.д.

 4. Духовное общение. Духовное общение характеризу- ется взаимопониманием между людьми, а в его основе лежит доверие к личности собеседника. Участники общения хорошо знают личностные качества, интересы, убеждения, реакции друг друга.

5. Ритуальное общение. Осуществляется для поддержания связи с социумом, для подкрепления представления о себе как члене общества. Это общение связано с поддержанием традиций, исполнением каких-либо ритуалов. Например, для поддержания связи с родственниками соблюдаются семейные традиции праздников, для сохранения связей с одноклассниками человек принимает участие во встречах с одноклассниками. Другой пример ритуального общения — светское общение, определяемое формальной вежливостью. Его особенность состоит в том, что люди фактически не общаются, говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Их точки зрения на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуника- ций.

6. Манипулятивное общение. Направлено на получение односторонней выгоды. Для этого один из партнеров исполь- зует различные манипулятивные приемы воздействия: лесть, обман, демонстрация силы, демонстрация доброты и др. В результате у человека, которым манипулируют, создается впечатление, будто он сам принимает решения, сам управ- ляет своим поведением

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 372.