Методы и инструменты менеджмента. Организационно-методическое обеспечение менеджмента
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Методы менеджмента – это способы воздействия на объект управления для достижения поставленных перед ним целей. Но при этом одна и та же цель может быть достигнута с помощью различных методов, или несколько целей может быть достигнуто с помощью одного какого-либо метода. Также они позволяют управлять производственно-сбытовой деятельностью, строить ее в соответствии с требованиями рынка.

Главная цель деятельности организации – это получение прибыли. Работа должна быть структурирована и не должна регулироваться принципами ведения управленческой деятельности, в соответствии с которыми разрабатываются методы достижения целей.

Методы управления делятся на административные, организационно-правовые, экономические и социально-психологические.

1. Административный метод управления. Такой метод основывается на том, что вся деятельность организации проводится на жестком подчинении работников и на их беспрекословном выполнении указаний.

Этот метод применяется, если велик вес традиций, в соответствии с которыми может быть принято только однозначное решение.

В результате применения административного метода достигается поставленный результат, но не предоставляется возможность его развития. Еще одной отличительной чертой данного метода является поощрение исполнительности, а не инициативности. Эффективность этого метода значительно ограничивается, так как не учитывает и не использует все возможности организации.

2. Организационно-правовой метод. Определяет организационно-правовую форму фирмы, условия функционирования, структуру организации, регламентирует права и ответственность персонала и т. д. Данный метод является своеобразным каркасом, в рамках которого функционирует предприятие.

3. Экономический метод. Метод основан на материальной заинтересованности работников и позволяет активизировать их деятельность. Фирма получает дополнительную прибыль за счет снижения издержек, из которой выплачиваются премии сотрудникам. Для большей заинтересованности работников денежные выплаты (заработная плата, премии) привязываются к прибыли или достигнутым результатам.

4. Социально-психологические методы.

Подразделяются на виды воздействия:

1) создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе и доверительных отношений между руководителем и подчиненными;

2) предоставление возможности развития и реализации личных способностей работников, что приведет к повышению удовлетворенности и эффективности работы сотрудников и предприятия в целом.

Все перечисленные методы не противопоставляются, так как наибольшего результата фирма может добиться только при их взаимодействии.

Под инструментами менеджмента следует понимать совокупность моделей и методов, используемых для решения задач менеджмента и их информационного, организационного и методического обеспечения.

Инструментарий менеджмента чрезвычайно разнообразен. Он включает инструменты, существенно различающиеся по сложности, назначению, условиям применения и другим признакам, – от систем нормативов до систем организационного управления различных классов.

К числу широко известных инструментов менеджмента относятся:

· система управления по целям (МВО - Management By Objectives);

· система и методики ПАТТЕРН (PATTERN) для решения задач целеполагания, планирования, регулирования и контроля;

· система и методики ПЕРТ (PERT) для решения задач планирования целевых комплексных программ и проектов;

· экспертизы и др.

Организационно-методическое обеспечение менеджмента:

Приведенная на рисунке модель организационно-методического обеспечения менеджмента позиционирует методы стабилизирующего и распорядительного воздействия в рамках единой организации. Это позволяет сформулировать три основополагающих правила организационно-методического обеспечения менеджмента, формирующих комплексное представление о его разработке, постановке и применении.

1. Первое правило обращает внимание менеджера на необходимость органичной взаимоувязки выбираемого и применяемого метода с организационно-методическим обеспечением менеджмента, уже сложившимся в организации на данный момент времени. В реальной организации такая ситуация обусловливает поэтапно накапливаемую исключительно сложную, многоуровневую, прозрачно-латентную систему параллельно-последовательного взаимодействия методов. Развитие подобной ситуации определяет необходимость выделения и учета первого правила организационно-методического обеспечения построения системы постановки и применения методов менеджмента организации. Формулируется оно следующим образом: в менеджменте организации одновременно применяется комплекс взаимодействующих, переплетающихся и сталкивающихся между собой стабилизирующих и распорядительных методов.

В идеале организационно-методическое обеспечение менеджмента должно представлять собой комплекс содержательно взаимоувязанных, взвешенно позиционированных и оптимально взаимодействующих методов. Наращивание этого комплекса должно строго подчиняться содержательным требованиям действующих положений или корректироваться введением новых, оперативно адаптируемых к изменяющейся ситуации.

2. Второе правило устанавливает процедурно-иерархическое ранжирование способов построения организационно-методического обеспечения менеджмента, определяющее приоритеты воздействия этих способов друг на друга и наиболее распространенные конфигурации взаимодействия следующим образом: приоритеты взаимодействия определяются позиционированной последовательностью, проведенной классификацией ранжирования: регламент - норма - инструкция, приказ - распоряжение - указание. Этим правилом предусматривается обязательность согласования содержания инструкций с действующими нормами, а тех, в свою очередь, с утвержденными регламентами не только по степени жесткости, но и по составу, распределению, ответственности и т.д. Аналогичным образом данный принцип устанавливает прямое или косвенное соподчинение содержания указаний распоряжениям, а их основных положений, в свою очередь, букве и духу приказа.

Соблюдение приведенного правила организационно-методического обеспечения приобретает особое значение в разработке и реализации современных процедур администрирования. Это естественно, поскольку организационно-методические положения со временем устаревают и нуждаются в корректировке, модернизации или коренном пересмотре.

3. Третье правило организационно-методического обеспечения менеджмента определяет и раскрывает условия построения и реализации процедур реорганизации в ситуациях изменения действия положений, устанавливаемых стабилизирующими методами. Стабилизирующие методы устанавливаются распорядительными, применяемыми в рамках существующих стабилизирующих воздействий на момент принятия. Применение данного правила обеспечивает проведение необходимых корректировок и коренных изменений содержания регламентов, норм, инструкций путем принятия или утверждения новых редакций в форме соответствующих приказов или распоряжений. С этой целью допустимо даже использование указаний на "...необходимость приведения в соответствие" и т.д. в условиях соблюдения действующих на данный момент стабилизирующих и распорядительных положений.

Это создает необходимые предпосылки и расширенные возможности совершенствования и развития организационно-методического обеспечения менеджмента организации в рамках действующих положений. Оно становится необходимой основой разработки и осуществления любых программ реформирования организации, позволяет контролировать, оценивать и корректировать происходящие в ней трансформации.

В целом организационно-методическое обеспечение менеджмента объединяет всю палитру методов работы менеджера в единый оптимально взаимодействующий комплекс.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 483.