Научные основы науки «Менеджмент» включают закономерности, принципы и методы управления.
Использование законов в организационной деятельности человека помогает ему наиболее эффективно достигать поставленных целей. Помимо общих законов социально-экономической системы, управление подчиняется своим собственным специфическим законом и закономерностям.
В управлении закономерность рассматривается как первоначальная формулировка закона на начальном этапе его теоретического осмысления и исследования. Закономерности характеризуют существенные особенности развития систем управления, носят объективный характер, не зависящий от воли и сознания людей.
Основные закономерности менеджмента имеют следующую классификацию:
1. Единство системы органов управления
Данная закономерность отражает целостность системы и устойчивость её внутренних связей, общность целей и интересов всех предприятий, организаций и отрасли. Эта закономерность проявляется в единстве принципов управления на разных уровнях управления, разных организационных форм, основных функций, методов управления, процесса управления, требований к аппарату управления.
2.Пропорциональность развития управления
Эта закономерность проявляется в пропорциональных изменениях управляемой и управляющей подсистем. Так, развитие товарооборота, материально-технической базы торговли требует пропорционального развития и аппарата управления.
3. Централизация и децентрализация управления
Данная закономерность проявляется в обеспечении оптимального уровня централизации и децентрализации между субъектом и объектом управления, закреплении за ними функций управления, прав и ответственности. В последние годы происходит снижение уровня централизации и расширение прав предприятий. Это позволяет повысить оперативность и гибкость аппарата управления в выработке и принятии управленческих решений. Так, руководитель может передавать (делегировать) часть своих прав подчиненным работникам аппарата управления.
4. Соответствие управляющей и управляемой подсистем
Такое соответствие обеспечивается действием организационных, экономических и социальных факторов. Так, повышение технического уровня управления на базе использования ПК требует соответствующего изменения организационной структуры аппарата управления. Чем выше социальный уровень управления, тем выше управляемость всей системы и тем меньше требуется усилий для согласования совместной деятельности работников.
Рассмотренные закономерности относятся к системе управления предприятием в целом, которая, в свою очередь, состоит из управляющей и управляемой подсистем. Соответственно наука управления изучает и закономерности, присущие подсистемам.
Рассмотримхарактерные дляуправляющей подсистемы:
- изменение функций управления (возрастание роли одних функций и убывание роли других по мере повышения или понижения уровня управления);
- сокращение числа уровней управления (чем меньше ступеней управления в структуре, тем эффективнее и оперативнее управление);
- распространенность контроля (чем больше число подчиненных, тем меньше возможности контроля их действий со стороны руководителя);
- концентрация функций управления (стремление к большему сосредоточению управленческих работ приводит к созданию большего числа подразделений аппарата управления).
Закономерности управления тесно взаимодействуют между собой и реализуются через принципы управления.
В настоящее время существует следующая трактовка принципов менеджмента:
1. Едва ли не самым главным из них можно считать научность в сочетании с элементами искусства. Для эффективного руководства от руководителей помимо глубоких знаний требуется большой опыт, владение искусством межличностного общения, умение находить выход из безвыходных положений.
2. Процесс управления должен быть целенаправленным, т.е. всегда осуществляться не «просто так», а быть ориентированным на решение конкретных проблем, стоящих в данный момент перед организацией.
3. Важным принципом менеджмента является его функциональная специализация в сочетании с универсальностью. Их суть состоит в том, что к каждому объекту управленческой деятельности существует индивидуальный подход, соответствующий направленности и особенностям его функционирования. Футбольной командой нельзя управлять, например, так же, как и актерами на сцене, а научным коллективом по аналогии с воинским подразделением. Но все действия, сводящиеся к руководству людьми, должны иметь в основе своей нечто общее, универсальное, не зависимо от того, кто эти люди.
4. Любой управленческий процесс должен основаться на принципе последовательности. В ряде случаев последовательность управленческих действий может иметь циклический характер, предполагающий их повторение в том же виде через определенные промежутки времени. Циклическими часто являются текущее планирование, контроль, составление бухгалтерских отчетов и т.п.
5. Непрерывность осуществления хозяйственных процессов в организации требует соответственно и непрерывности управления ими, контроля и координации деятельности персонала. Это позволяет своевременно обнаруживать и решать возникающие проблемы, а, значит, обеспечивать стабильное развитие и функционирование организации.
6. Принцип оптимального сочетания централизованного регулирования и самоуправления отдельных элементов организации.
7. Учет индивидуальных особенностей и психологии работников, закономерностей межличностных отношений и группового поведения. Это обеспечивает нормальный морально-психологический климат в организации и принятие взвешенных решений, которые будут надлежащим образом исполняться.
8. Обеспечение единства прав и ответственности в каждом его звене. Избыток прав по сравнению с ответственностью приводит на практике к управленческому произволу; недостаток же парализует деловую активность и инициативу.
9. Состязательность участников управления на основе личной заинтересованности в успехе, поддерживаемой с помощью разнообразных мотиваторов, таких как материальное поощрение, возможность продвижения по службе, самореализации, получения новых знаний и навыков.
10. Максимально широкое вовлечение исполнителей в процессе подготовки решений, причем уже на самых ранних его стадиях. Он исходит из того, что решения, в которые вложен собственный труд и идеи, будут реализоваться с большей активностью и заинтересованностью, чем «спущенный сверху».
Таким образом, принципы управления представляют собой руководящие правила, основные положения и нормы поведения, которыми должен руководствоваться аппарат управления при выполнении своих функций. Принципы определяют требования к системе, структуре, организации и процессу управления. От их правильного использования зависит во многом успех деятельности организации.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 403.