Цель занятия: Обосновать назревшую необходимость выделения
педиатрии как самостоятельного раздела медицины,
медицинской науки и практики в условиях интенсивного
развития теоретической и клинической медицины
России.
Задачи: 1. Показать вклад отечественных ученых в развитие
фундаментальных теоретических наук.
2. Оценить вклад представителей терапевтической школы в
развитие лабораторно-клинического направления в медицине.
Основные понятия темы: педиатрия, детские болезни, безусловный рефлекс, центральное торможение безусловных рефлексов, физиология труда, физиология алкогольного опьянения, профилактические
прививки, пастеровские станции.
План
1. Организация медицинской помощи в России во второй половине XIX века
(городская, земская, фабрично-заводская медицина).
2. Развитие отечественной физиологии: труды И.М. Сеченова и его вклад в развитие медицины.
3. Развитие микробиологии и иммунологии. Роль Л.С. Ценковского, И.И.Мечникова, Г.Н. Габричевского, Н.Ф. Гамалеи.
4. Выдающиеся представители русской терапевтической школы Г.А.Захарьин, С.П. Боткин, А.А. Остроумов.
5. Выдающиеся представители отечественной хирургии: Н.В. Склифосовский, Н.Я. Вельяминов и др.
6. Развитие гигиены в России. Роль А.П. Доброславина и Ф.Ф. Эрисмана.
7. Первые школы зубоврачевания в России.
Вопросы для самостоятельной подготовки:
1. Социально-экономические изменения в России во второй половине Х1Х
века.
2. Важнейшие естественнонаучные открытия ХIХ века, и их роль для
материалистического понимания законов развития природы и медицины.
3. Развитие патологической анатомии в России в Х1Х веке. Роль А.И.
Полунина и И.И. Руднева.
Темы рефератов и сообщений:
1. Земская реформа 1864 года и ее влияние на развитие медицины.
2. Становление гигиены как науки в России.
3. И.И. Мечников – вклад в развитие микробиологии и иммунологии.
4. С.П. Боткин и его вклад в развитие клиники внутренних болезней.
5. Н.В. Склифосовский – выдающийся врач, реформатор высшего
медицинского образования.
6. А.П. Доброславин и Ф.Ф. Эрисман – первые гигиенисты в России.
Литература:
1. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2005.
2. Лисицын Ю.П. История медицины. – М., 2004.
3. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2006.
4.Мультановский М.П. История медицины: Учебное пособие для
медицинских вузов. – М., 1994.
Стоматологический факультет
Семинарское занятие № 18
Тема: Развитие теоретической и клинической медицины в России в XX – ХХ I веке. Основные научные медицинские школы.
Цель занятия: Показать самобытность развития теоретических
исследований в России, их значение как фундаментальных
наук для клинических дисциплин. Показать уровень развития
клинической медицины в России XX века, достижения
отдельных ученых и научно-врачебных школ.
Задачи:
1. Раскрыть достижения в области отечественной анатомии и физиологии и определить их место в мировой медицинской науке.
2. Оценить значение отечественных ученых в становлении развитии фармакологии в России.
3. Показать развитие основных терапевтических, хирургических и акушерско-гинекологических исследований в области соответствующих дисциплин и их значение для медицины.
Основные понятия темы: коллатеральное кровообращении рентгеновское исследование, условный рефлекс, принцип доминанты, условно-рефлекторная деятельность головного мозга, эндемические болезни, модель изолированных органов, ревматизм, инфаркт, сердечнососудистая недостаточность, торакальная полостная хирургия, диспансеризация и участковый принципы медицинского обслуживания.
План
1. Формирование и развитие школы отечественных анатомов (В.П.Воробьянов, В.Н. Тонков, В.Н. Шевкуненко и др.)
2. Формирование и развитие школы отечественных физиологов (И.П. Павлов, А.А. Ухтомский, Л.А. Орбели и др.).
3. Формирование и развитие школы отечественных микробиологов и иммунологов (Н.Ф. Гамалея, Т.Н. Габричевский, Е.Н. Павловский и др.)
4. Формирование и развитие клинических школ хирургического профиля (Н.Н. Бурденко, С.И. Спасокукотский, А.В. Вишневский, В.И. Шумаков С.Н. Федоров, и др.).
5. Ведущие терапевтические школы России в XX веке. (М.П.Кончаловский, Г.Ф. Ланг, Е.М. Тареев, Е.И. Чазов и др.).
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ:
1. Общественно-политическая ситуация в России в ХХ веке. Основы государственной системы здравоохранения.
2. Роль Н.Н. Семашко и З.П. Соловьева в организации Советского здравоохранения.
3. Создание ГИНЗ (1920 г.) Всесоюзного института экспериментальной медицины (1922 г.), Академии наук (1944 г.).
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ И СООБЩЕНИЙ
1. И.П.Павлов – основоположник школы отечественных физиологов.
2. В.Н.Тонков – основатель функционально – экспериментального направления в анатомии.
3. В.Д.Тимаков – вклад в развитие отечественной микробиологии.
4. Е.М. Тареев – автор учебника по педиатрии.
5. А.Н. Бакулев – вклад в развитие торакальной хирургии.
6. Н.М. Амосов – внедрение информационных технологий в хирургию сердечнососудистой системы.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 228.