СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
I курс Стоматологический факультет
Семинарское занятие № 1
Тема: Цели и задачи изучения истории медицины на стоматологическом
факультете. Методика подготовки к занятиям.
Цель занятия: Определить понятие история медицины, показать их
значение для подготовки врача.
Задачи: 1. Обучить студентов анализу источников, содержащих материалы
по истории медицины: учебники, художественные произведения и
произведения искусства, медицинские раритеты, интернет.
2. Разъяснить методологию и методику изучения предмета, систему
оценки качества усвоения культурных и профессиональных
компетенций.
Основные понятия темы: История медицины как наука, и предмет
преподавания, историческая форма, смежные
науки, в том числе философия. Методы
исследования истории медицины: археология,
палеонтология, этнография.
План:
1. Определение истории медицины как науки и предмета преподавания.
2. Цели и задачи истории медицины.
3. Взаимосвязь развития медицины с историческими формациями,
уровнем развития смежных наук и философскими идеями.
4. Значение изучения истории медицины для подготовки врача.
5. Источники и методы изучения истории медицины.
6. Общая методика изучения курса истории медицины.
7. Роль личности в развитии медицины.
Вопросы для самостоятельной подготовки:
1. Примеры взаимосвязи истории медицины с философскими идеями в
разные исторические периоды.
2. Анализ взаимосвязи истории медицины с уровнем развития смежных
наук.
3. Экономические и социальные потребности общества и их влияние на
развитие медицины.
Литература:
1. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2005.
2. Лисицын Ю.П. История медицины. – М., 2004.
3. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2006.
4. Мультановский М.П. История медицины: Учебное пособие для
медицинских вузов. – М., 1994.
5. Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р., Кузьмин М.К., Левит М.М. История
медицины. – М., 1981.
Стоматологический фак.
Семинарское занятие № 2
Тема: Медицина и зубоврачевание в период
Первобытнообщинного строя (становление, расцвет).
Цель занятия: Выявить особенности развития медицины в период
первобытнообщинного строя.
Задачи: 1. Показать общие закономерности и особенности развития помощи
на различных этапах развития первобытного общества.
2. Проследить закономерности, лежащие в основе формирования
врача-профессионала.
Основные понятия темы: периодизация развития общества, эмпирический
опыт, тотемизм, шаманизм, анимизм, фетишизм,
лечебная магия.
План:
1. Источники информации о болезнях и врачевании в первобытную эру.
2. Методы врачевания в период становления первобытнообщинного строя.
3. Коллективный характер оказания медицинской помощи.
4. Методы врачевания в период расцвета первобытнообщинного строя.
Вопросы для самостоятельной подготовки:
1. Сложные хирургические операции, используемые в первобытными врачевателями.
2. Лекарственное лечение.
3. Определение понятий «народная медицина», «традиционная медицина»,
«научная медицина».
Рефераты и сообщения:
1. Формирование коллективного характера медицинской помощи в период становления первобытнообщинного строя.
2. Выделение врачевателя-профессионала представителя народной
медицины.
3. Зарождение культов и фантастических верований. Их связь с верованиями.
Литература:
1. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2005.
2. Лисицын Ю.П. История медицины. – М., 2004.
3 Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2006.
4. Мультановский М.П. История медицины: Учебное пособие для медицинских вузов. – М., 1994.
5. Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р., Кузьмин М.К., Левит М.М. История медицины. – М., 1981.
Стоматологический фак. 1 курс
Семинар № 3
Семинарское занятие № 5
Стоматологический фак. 1 курс
Семинарское занятие № 6
Семинарское занятие № 7
Рубежный контроль по изучению медицины в Древний период (Древний мир) человеческой цивилизации.
Блиц-собеседование по теме I модуля
Семинарское занятие № 8
Семинарское занятие № 9
План
1. Образование и медицина. Первые медицинские факультеты в университетах Западной Европы.
2. Организация больничного дела в Западной Европе (V – XVвв).
3. Схоластика как метод средневекового образования.
4. Эпидемии повальных болезней и борьба с ними. Лазареты. Карантины.
5. Влияние церкви на развитие медицины.
6. Зубоврачевание в Западной Европе в период Средневековья.
Вопросы для самостоятельной подготовки:
1. Развитие медицинского образования в Средневековой Европе, Салернский
кодекс здоровья.
2. Становление университетов.
Рефераты и сообщения:
1. Галенизм в средневековой медицине.
2. «Черная смерть» 1346 – 1348 гг. в Западной Европе.
1. Развитие фармации в средние века.
2. Церковь, наука и медицина в Западной Европе.
3. Развитие хирургии период средневековья.
Литература:
1. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2005.
2. Лисицын Ю.П. История медицины. – М., 2004.
3. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2006.
4. Мультановский М.П. История медицины: Учебное пособие для
медицинских вузов. – М., 1994.
5. Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р., Кузьмин М.К., Левит М.М. История
медицины. – М., 1981.
Стоматологический факультет
Семинарское занятие № 10
План
1. Византийская медицина, наука и религия.
2. Становление медицинских знаний в Византии.
3. Санитарно-гигиеническое направление в государстве.
4. Развитие народной медицины и зубоврачевания в Древнерусском государстве.
5. Зарождение монастырской медицины на Руси. Приемы врачевания в монастырях.
6. Светские врачи и светская медицина в Киевской Руси.
7. Вопросы врачевания и гигиены по древним актам и документам.
Вопросы для самостоятельной подготовки:
1. Больничное дело в Византии и медицинское образование.
2. Рациональные и иррациональные методы лечения. Причины появления, значение в оказании медицинской помощи детям.
3. Первые письменные источники медицинских знаний, способы и приемы народной медицины.
Рефераты и сообщения:
1. Развитие медицинских знаний. Выдающиеся ученые Византийской
империи.
2. Первые русские монахи-врачеватели (Антоний, Агапит, Алимпий).
3. Эпидемии в Киевской Руси и борьба с ними.
4. Лекарствоведение на Руси.
Литература:
1. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2005.
2. Лисицын Ю.П. История медицины. – М., 2004.
3. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2006.
4. Мультановский М.П. История медицины: Учебное пособие для
медицинских вузов. – М., 1994.
5. Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р., Кузьмин М.К., Левит М.М. История
медицины. – М., 1981.
Стоматологический факультет
Семинарское занятие № 11
План
1. Организация медицинского дела в Московском государстве XVI – XVII вв.
2. Первые аптеки в Московском государстве.
3. Снабжение Государевой аптеки.
4. Аптекарский приказ и его функции.
5. Подготовка лекарей и первая Лекарская школа.
Вопросы для самостоятельной подготовки:
1. Санитарные мероприятия во время «моровых поветрий»
2. Первые доктора медицины среди славян.
Рефераты и сообщения:
1. Борьба с эпидемиями особо опасных инфекций в Московском государстве
2. Организация Медицинской службы в Московском государстве.
3. Лекарствоведение в Московском государстве.
4. Приемы зубоврачевания в России XVI – XVII века.
Литература:
1. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2005.
2. Лисицын Ю.П. История медицины. – М., 2004.
3. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2006.
4. Мультановский М.П. История медицины: Учебное пособие для медицинских вузов. – М., 1994.
Стоматологический факультет
Семинарское занятие № 12
План
1. Реформы Петра I по преобразованию медицинского дела в России.
2. Открытие госпиталей и госпитальных школ. Деятельность Бидлоо и П.
Кондоиди в подготовке медицинских кадров.
3. Влияние идей М.В. Ломоносова на качество подготовки врачей.
4. Развитие клинической медицины. Деятельность С. Зыбелина, Н. Максимович-Амбодика.
5. Борьба с эпидемиями инфекционных болезней. (Д. Самойлович, Е. Мухин и др.).
6. Развитие анатомии в России в XVIII веке. Отечественные учебники и атласы.
7. Развитие зубоврачевания в XVIII веке.
Вопросы для самостоятельной подготовки:
1. Почему «Без знания химии современный врач быть не может» утверждал М.В. Ломоносов.
2. Письмо М.В. Ломоносова «О сохранении и размножении народа российского»
3. Борьба с эпидемиями инфекционных болезней в Московском государстве.
4. Законы Петра I о преобразовании медицины в России.
5. Открытие Московского университета, его роль в подготовке медицинских
кадров.
Рефераты и сообщения:
1. С. Зыбелин – первый русский профессор медицины.
2. Д. Самойлович – первый отечественный эпидемиолог. Вклад в развитие
методов борьбы с чумой.
3. Н. Максимович-Амбодик – первый отечественный акушер-гинеколог.
4. Развитие отечественной фармации в XVIII веке.
Литература:
1. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2005.
2. Лисицын Ю.П. История медицины. – М., 2004.
3. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2006.
4. Мультановский М.П. История медицины: Учебное пособие для
медицинских вузов. – М., 1994.
5. Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р., Кузьмин М.К., Левит М.М. История
медицины. – М., 1981.
Стоматологический факультет
Семинарское занятие № 13
Семинарское занятие № 14
XVII – XVIII веке.
Цель занятия: 1. Показать влияние диалектических взглядов на природу и
медицину периода Нового времени которые оказали
естественно-научные открытия.
Основные понятия темы: учение о мутации, генетика, ген, хромосома,
термометрия, перкуссия, аускультация, вакцина,
патология, вариоляция, гигиена, общественная
медицина, вакцинация.
План
1. Формирование общественной медицины в Западной Европе.
2. Вклад У. Пети, Б. Рамаццини, Д. Саймона в развитие гигиены труда.
3. Развитие клинического направления в медицине.
4. Герман Бурхааве и его роль по внедрению клинического метода в
лечебную практику.
5. Развитие патологической анатомии:
а) Вклад Джованни Морганьи.
6. Э. Дженнер и его вклад в разработку вакцины против оспы.
7. Новые приемы зубоврачевания в Западной Европе XVII – XVIII веке.
Вопросы для самостоятельной подготовки:
1. Общественно-политическая и экономическая обстановка в Западной
Европе XVII – XVIII веках.
2. Выдающиеся естественно-научные открытия XVII – XVIII веков.
3. Клинический метод преподавания в медицинских центрах Западной
Европы.
Рефераты и сообщения:
1. Теория естественного отбора Чарльза Дарвина.
2. История создания термометра, введение термометрии в клиническую
практику.
3. Открытие и внедрение перкуссии: Л. Аузнбруггер и Ж.Н. Корвизар.
4. Открытие посредственной аускультации: Р.Т. Лаэннек.
Литература:
1. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2005.
2. Лисицын Ю.П. История медицины. – М., 2004.
3. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2006.
4. Мультановский М.П. История медицины: Учебное пособие для
медицинских вузов. – М., 1994.
5. Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р., Кузьмин М.К., Левит М.М. История
медицины. – М., 1981.
Стоматологический факультет
Семинарское занятие № 15
План
1. Развитие медико-биологического направления. И влияние на развитие
медицины.
2. Луи Пастер – основоположник научной микробиологии и иммунологии.
3. Открытие методов асептики и антисептики. Дж. Листер.
4. Становление бактериологии – вклад Роберта Коха.
5. Клеточная теория Р. Вирхова.
6. Развитие гигиены в Западной Европе XIX века.
Вопросы для самостоятельной подготовки:
1. Учение о наследственности и изменчивости.
2. Клеточная теория строения организмов.
3. Учение о переливании крови.
Темы рефератов и сообщений:
1. Развитие психиатрии как научной дисциплины: история и современность.
2. История открытия наркоза.
3. Развитие экспериментальной физиологии в Западной Европе XIX века.
4. Развитие зубоврачевания в XIX веке: история и современность.
5. Флоренс Найтингейл – первая британская сестра милосердия.
6. Педиатрия – как самостоятельная наука.
Литература:
1. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2005.
2. Лисицын Ю.П. История медицины. – М., 2004.
3. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2006.
4. Мультановский М.П. История медицины: Учебное пособие для
медицинских вузов. – М., 1994.
5. Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р., Кузьмин М.К., Левит М.М. История
медицины. – М., 1981
Стоматологический факультет
Семинарское занятие № 16
План
1. Организация медицинской помощи населению, развитие медицинского образования.
2. Развитие теоретической медицины. Отечественные научные школы:
а) анатомическая (П. Загорский);
б) экспериментальная физиология (А. Филомафитский).
3. Развитие клинической медицины.
а) Деятельность М.Я. Мудрова и И.Е. Дядьковского в развитии терапии;
б) Деятельность И.Ф. Буша, И.В. Буяльского в развитие хирургии.
4. Вклад Н.И. Пирогова в отечественную и мировую науку и хирургическую
практику.
Вопросы для самостоятельной подготовки:
1. Общественно-политическая и экономическая обстановка в России в первой половине XIX века.
2. Разработка медицинской техники и инструментария. Деятельность И.В. Буяльского.
3. Крестовоздвиженская община и ее роль в становление сестринской службы в России. Роль Н.И. Пирогова в подготовке сестер.
4. Фармацевтическое образование в России.
Темы рефератов и сообщений:
1. П.А. Загорский – материалистическое направление деятельности, вклад в развитие анатомии
2. Н.И. Пирогов – великий русский анатом и хирург.
3. М.Я. Мудров – основоположник отечественной терапии, его учение об истории болезни, и этических нормах поведения врача.
4. Медицина в Отечественную войну 1812 г.
5. Аптеки и источники получения лекарственных средств в России первой половины XIX века.
Литература:
1. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2005.
2. Лисицын Ю.П. История медицины. – М., 2004.
3. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2006.
4. Мультановский М.П. История медицины: Учебное пособие для
медицинских вузов. – М., 1994.
5. Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р., Кузьмин М.К., Левит М.М. История
медицины. – М., 1981.
Стоматологический факультет
Семинарское занятие № 17
План
1. Организация медицинской помощи в России во второй половине XIX века
(городская, земская, фабрично-заводская медицина).
2. Развитие отечественной физиологии: труды И.М. Сеченова и его вклад в развитие медицины.
3. Развитие микробиологии и иммунологии. Роль Л.С. Ценковского, И.И.Мечникова, Г.Н. Габричевского, Н.Ф. Гамалеи.
4. Выдающиеся представители русской терапевтической школы Г.А.Захарьин, С.П. Боткин, А.А. Остроумов.
5. Выдающиеся представители отечественной хирургии: Н.В. Склифосовский, Н.Я. Вельяминов и др.
6. Развитие гигиены в России. Роль А.П. Доброславина и Ф.Ф. Эрисмана.
7. Первые школы зубоврачевания в России.
Вопросы для самостоятельной подготовки:
1. Социально-экономические изменения в России во второй половине Х1Х
века.
2. Важнейшие естественнонаучные открытия ХIХ века, и их роль для
материалистического понимания законов развития природы и медицины.
3. Развитие патологической анатомии в России в Х1Х веке. Роль А.И.
Полунина и И.И. Руднева.
Темы рефератов и сообщений:
1. Земская реформа 1864 года и ее влияние на развитие медицины.
2. Становление гигиены как науки в России.
3. И.И. Мечников – вклад в развитие микробиологии и иммунологии.
4. С.П. Боткин и его вклад в развитие клиники внутренних болезней.
5. Н.В. Склифосовский – выдающийся врач, реформатор высшего
медицинского образования.
6. А.П. Доброславин и Ф.Ф. Эрисман – первые гигиенисты в России.
Литература:
1. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2005.
2. Лисицын Ю.П. История медицины. – М., 2004.
3. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2006.
4.Мультановский М.П. История медицины: Учебное пособие для
медицинских вузов. – М., 1994.
Стоматологический факультет
Семинарское занятие № 18
Задачи:
1. Раскрыть достижения в области отечественной анатомии и физиологии и определить их место в мировой медицинской науке.
2. Оценить значение отечественных ученых в становлении развитии фармакологии в России.
3. Показать развитие основных терапевтических, хирургических и акушерско-гинекологических исследований в области соответствующих дисциплин и их значение для медицины.
Основные понятия темы: коллатеральное кровообращении рентгеновское исследование, условный рефлекс, принцип доминанты, условно-рефлекторная деятельность головного мозга, эндемические болезни, модель изолированных органов, ревматизм, инфаркт, сердечнососудистая недостаточность, торакальная полостная хирургия, диспансеризация и участковый принципы медицинского обслуживания.
План
1. Формирование и развитие школы отечественных анатомов (В.П.Воробьянов, В.Н. Тонков, В.Н. Шевкуненко и др.)
2. Формирование и развитие школы отечественных физиологов (И.П. Павлов, А.А. Ухтомский, Л.А. Орбели и др.).
3. Формирование и развитие школы отечественных микробиологов и иммунологов (Н.Ф. Гамалея, Т.Н. Габричевский, Е.Н. Павловский и др.)
4. Формирование и развитие клинических школ хирургического профиля (Н.Н. Бурденко, С.И. Спасокукотский, А.В. Вишневский, В.И. Шумаков С.Н. Федоров, и др.).
5. Ведущие терапевтические школы России в XX веке. (М.П.Кончаловский, Г.Ф. Ланг, Е.М. Тареев, Е.И. Чазов и др.).
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ:
1. Общественно-политическая ситуация в России в ХХ веке. Основы государственной системы здравоохранения.
2. Роль Н.Н. Семашко и З.П. Соловьева в организации Советского здравоохранения.
3. Создание ГИНЗ (1920 г.) Всесоюзного института экспериментальной медицины (1922 г.), Академии наук (1944 г.).
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ И СООБЩЕНИЙ
1. И.П.Павлов – основоположник школы отечественных физиологов.
2. В.Н.Тонков – основатель функционально – экспериментального направления в анатомии.
3. В.Д.Тимаков – вклад в развитие отечественной микробиологии.
4. Е.М. Тареев – автор учебника по педиатрии.
5. А.Н. Бакулев – вклад в развитие торакальной хирургии.
6. Н.М. Амосов – внедрение информационных технологий в хирургию сердечнососудистой системы.
СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
I курс Стоматологический факультет
Семинарское занятие № 1
Тема: Цели и задачи изучения истории медицины на стоматологическом
факультете. Методика подготовки к занятиям.
Цель занятия: Определить понятие история медицины, показать их
значение для подготовки врача.
Задачи: 1. Обучить студентов анализу источников, содержащих материалы
по истории медицины: учебники, художественные произведения и
произведения искусства, медицинские раритеты, интернет.
2. Разъяснить методологию и методику изучения предмета, систему
оценки качества усвоения культурных и профессиональных
компетенций.
Основные понятия темы: История медицины как наука, и предмет
преподавания, историческая форма, смежные
науки, в том числе философия. Методы
исследования истории медицины: археология,
палеонтология, этнография.
План:
1. Определение истории медицины как науки и предмета преподавания.
2. Цели и задачи истории медицины.
3. Взаимосвязь развития медицины с историческими формациями,
уровнем развития смежных наук и философскими идеями.
4. Значение изучения истории медицины для подготовки врача.
5. Источники и методы изучения истории медицины.
6. Общая методика изучения курса истории медицины.
7. Роль личности в развитии медицины.
Вопросы для самостоятельной подготовки:
1. Примеры взаимосвязи истории медицины с философскими идеями в
разные исторические периоды.
2. Анализ взаимосвязи истории медицины с уровнем развития смежных
наук.
3. Экономические и социальные потребности общества и их влияние на
развитие медицины.
Литература:
1. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2005.
2. Лисицын Ю.П. История медицины. – М., 2004.
3. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2006.
4. Мультановский М.П. История медицины: Учебное пособие для
медицинских вузов. – М., 1994.
5. Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р., Кузьмин М.К., Левит М.М. История
медицины. – М., 1981.
Стоматологический фак.
Семинарское занятие № 2
Дата: 2019-02-02, просмотров: 224.