ТЕМА 3.4. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План лекции.

1. Направленность личности

2. «Я-концепция».

3. Мотивация личности.

 

1. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

Направленность личности- совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности на достижение жизненных целей.

Компоненты направленности личности:

Убеждение– знания, идеи, ставшие мотивами поведения личности и определяющие отношения к действительности.

Установка– неосознаваемое состояние готовности личности конкретным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к окружающим его людям или объектам.

Притязание– стремление личности к достижению целей той степени сложности, на которую она считает себя способным.

Влечение- недостаточно отчетливо осознаваемая потребность.

Интерес– одна из особенностей личности, окрашенная положительной эмоцией и связанная с проявлением познавательной потребности.

Личностный смысл– субъективное отношение личности к явлениям объективной действительности.

Мировоззрение– система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем.

Потребность– основной источник активности личности, внутреннее состояние нужды, выражающее их зависимость от условий существования.

Виды направленности личности:

Общественная направленность имеет место, если мысли и поступки человека в основном определяются потребностью в общении и для него; важно поддерживать хорошие отношения с коллегами по работе или учебе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности, но его больше интересует сам процесс общения, чем конечный результат работы. Нередко такие люди, несмотря на видимую повышенную активность, не только не способствуют, но даже мешают достижению цели организации, создавая ненужную суету и отвлекая других работников от их прямых обязанностей.

Деловая направленность отражает приоритет мотивов к достижению профессиональных целей, увлечение процессом деятельности, стремлением овладеть новыми навыками и умениями. Общение для него не является самоцелью, а служит лишь средством достижения профессиональных целей.

Личная направленность создается преобладанием мотивов собственного благополучия, стремлением к личному первенству, престижу. Человек с преобладанием такой направленности чаще занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует на потребности окружающих его людей. В своей профессиональной деятельности он нередко игнорирует интересы сотрудников или работу, которую должен выполнять. В работе видит прежде всего возможность удовлетворить свои притязания вне связи с интересами дела или других сотрудников.

 

2. «Я-КОНЦЕПЦИЯ»

«Я-концепция»- это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит осознание человеком своих качеств (физических, эмоциональных, интеллектуальных), самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов.

«Я-концепция» близко к понятию «самосознание», однако скорее «Я-концепция» является результатом самосознания.

«Я-концепция» возникает в результате социального взаимодействия человека со средой обитания. Среда оказывает влияние на формирование «Я-концепции», однако, затем «Я-концепция» начинает определять способ взаимодействия человека с социальной средой.

Структура «Я-концепции»

Самовосприятие

Самоанализ

Я-концепция

Самонаблюдение

«Я-концепция» возникает как итог трех процессов: самовосприятия(своих эмоций, чувств, отношений, представлений и пр.),самонаблюдения (своей внешности, своего поведения) исамоанализа(своих мыслей, поступков, взаимоотношений и другими людьми и сравнения с ними).

«Я-концепция» определяет прогнозы и ожидания личности (уверенное или неуверенное поведение, завышенная или заниженная самооценка).

Я-концепция как совокупность установок на себя

Реальное Я (представление о том, каков я на самом деле)

Идеальное Я (представление о том, каким бы я хотел быть)

Зеркальное Я (представление о том, каким меня воспринимают другие)

Аспекты:

- физический

- эмоциональный

- социальный

 

3. МОТИВАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Мотивация– совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и направляющих его к определенному виду деятельности.

Мотивы– это те внутренние силы, которые связаны с потребностями личности и побуждают ее к определенной деятельности.

Функции мотивов:

1. побуждающая– вызывают активность человека

2. направляющая– определяют выбор объекта

3. регулирующая– определяют очередность потребностей.

Потребность– это состояние нужды в чем-либо.

Потребности делятся по происхождению на:

Культурные (не передаются на генном уровне)

Естественные (передаются на генном уровне)

Биологические:

в кислороде, пище, воде, сне

Первичные социальные: в общении, в признании, в лидерстве

В красоте, чистоте, книгах, социальном статусе, знаниях и пр.

В воспроизведении рода.

Особенности потребностей:

1. Связаны с чувством неудовлетворенности.

2. Фиксируют внимание на объектах, удовлетворяющих потребность.

3. Сопровождаются эмоциями: до их удовлетворения – отрицательными, потом - положительными.

4. Их количество возрастает в процессе онтогенеза.

5. Образуют иерархическую систему.

Иерархия потребностей (по А. Маслоу). Классификация человеческих потребностей по иерархически построенным группам, последовательность которых указывает на порядок появления потребностей в процессе индивидуального развития, а также на развитость в целом мотивационной сферы, была предложена Абрахамом Маслоу. У человека, согласно его концепции, с рождения последовательно появляются и сопровождают его личностное взросление следующие семь классов потребностей:

1) потребности физиологические (органические);

2) потребности в безопасности;

3) потребности в принадлежности и любви;

4) потребности уважения (почитания);

5) познавательные потребности;

6) эстетические потребности;

7) потребности в самоактуализации.

Кроме мотивов, потребностей и целей, в качестве побудителей человеческого поведения рассматриваются также интересы, задачи, желания и намерения.

Интересом называют особое мотивационное состояние познавательного характера, которое, как правило, напрямую не связано с какой-либо одной, актуальной в данный момент времени потребностью. Интерес к себе может вызвать любое неожиданное событие, непроизвольно привлекшее к себе внимание, любой новый появившийся в поле зрения предмет, любой частный, случайно возникший слуховой или иной раздражитель.

Таблица 9

Содержание уровней пирамиды потребностей А.Маслоу

Уровень потребности Содержание
Физиологические потребности В еде, питье, кислороде, тепле, отдыхе, сексе и пр.
Потребность в безопасности Потребность в стабильности существования нынешнего порядка вещей. Уверенность в завтрашнем дне, ощущение, что тебе ничего не угрожает, а старость будет обеспеченной.
Потребность в принадлежности и любви Потребность любить и быть любимым, общаться с другими людьми, быть причастным к какой-то группе.
Потребность в уважении а) стремление к свободе и независимости, желание быть сильным, компетентным и уверенным в себе; б) желание обладать высокой репутацией, стремление к престижу, высокому общественному положению и власти
Познавательная потребность Стремление к получению новой информации, потребность знать и умень
Эстетическая потребность Стремление к порядку, красоте, гармонии
Потребность в самоактуализации Стремление реализовать свою уникальность, делать то, что нравится

Классификация мотивов:

- по содержанию потребности: например, биологические и социальные, самоуважения и самоунижения и т.д.;

- по социальным установкам: например, личные и общественные, нравственные и безнравственные;

- по видам деятельности: например, трудовые, учебные, исследовательские, коммуникативные;

- по степени осознания: например, осознанные и неосознанные;

- по длительности: например, кратковременные, устойчивые;

- по уровню притязаний: например, достижения успеха, избегания неудачи.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 221.