По
Содержанию деятельности
4. ПРИЕМЫ СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВ
Создание образов воображения проходит два основных этапа:
- на первом этапе происходит своеобразное расчленение впечатлений, или имеющихся представлений, на составные части (анализ объекта и абстрагирование частей);
- на втором этапе (этапе синтеза) образы могут быть поставлены в новые сочетания и связи, образам может быть придан совершенно новый смысл.
Прием | Характеристика |
Агглютинация (от латинского - "склеивание") | Соединение качеств, свойств или частей, взятых из разных объектов (эти части могут быть вообще несоединимыми). Например, сказочные образы русалки — наполовину женщины, наполовину рыбы, кентавра — наполовину мужчины, и наполовину коня, мифические божества (человек с хвостом и звериной головой)… |
Аналогия | Строится новый образ похожий на реально существующий, но в нем проектируется при- нципиально новая модель явления или факта. Например, локатор, «электронный глаз», по аналогии с птицами человек изобрел летательные устройства, по аналогии с дельфином – каркас подводной лодки. |
Акцентирование (заострение) | Умышленное усиление в предмете определенных признаков, которые становятся доминирующими на фоне других. Например, карикатура, или: лиса – хитрая, волк – злой, осел – глупый |
Гиперболизация: преувеличение (или преуменьшение) | Чрезмерное преувеличение или преуменьшение характеристик предмета, изменение определенных частей или их количества. Например, Змей Горынич, мальчик с пальчик. |
Схематизация | Образы сводятся в определенную схему (могут выделяться основные / существенные детали, случайно обнаруженные при восприятии предмета). При схематизации отдельные представления сливаются, отличия стираются, а черты сходства четко выступают. |
Типизация | Выделение существенного, которое повторяется в однородных образах. Так, например, создаются художественные образы (образ борца за справедливость и т.д.). |
Дата: 2018-12-28, просмотров: 278.