План лекции
1. Понятие психики.
2. Мозг и психика
3. Структура психики человека.
4. Развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза.
5. Сознание и бессознательное.
6. Психика и организм.
1. ПОНЯТИЕ ПСИХИКИ
Психика – свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную действительность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение.
Психическое отражение не является зеркальным, механическим копированием мира (как зеркало или фотоаппарат). Оно всегда сопряжено с поиском, выбором; связано с какой-то необходимостью, с потребностями. Это субъективное избирательное отражение объективного мира, т.к. принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от особенностей субъекта: от его интересов, эмоций, особенностей органов чувств и уровня мышления, (одну и ту же объективную информацию разные люди могут воспринимать по-своему, причем каждый из них обычно думает, что именно его восприятие самое верное). Таким образом, субъективное психическое отражение, субъективная реальность может отличаться частично или значимо от объективной реальности. Психика – это субъективный образ объективного мира.
Функции психики:
1) отражение окружающей действительности,
2) сохранение целостности организма,
3) регуляция поведения.
Данные функции взаимосвязаны между собой и обеспечивают адаптацию живого организма к условиям окружающей среды.
2. МОЗГ И ПСИХИКА
Материальной основой психики является нервная система.
Нервная система человека – важнейшая система, регулирующая все процессы в организме и обеспечивающая его оптимальное взаимодействие с окружающим миром.
Нервная система делится на:
- центральную
* головной мозг (в частности кора больших полушарий состоящая из нейронов – рабочих клеток головного мозга)
* спинной мозг
- периферическую
* нервные окончания (рецепторы)
* нервные волокна (проводящие пути)
* нервные узлы
Функции центральной нервной системы:
- обработка и анализ информации получаемой из внешней среды;
- организация ответной реакции в ответ на раздражение из внешней среды.
Функции периферической нервной системы:
- восприятие и передача информации об особенностях раздражителей в ц.н.с. из внешней среды;
- передача команды от ц.н.с. на рабочие органы (мышцы, железы внешней и внутренней секреции).
Человеческий мозг насчитывает 10 видов связанных между собой и взаимодействующих нейронов (нервных клеток). Тела нервных клеток составляют серое вещество мозга, а белое – скопление аксонов и дендритов. В составе рефлекторной дуги по своей функциональной значимости различают три вида нейронов:
• афферентные – способные воспринимать раздражения из внешней и внутренней среды и передавать в мозг;
• центральные – обрабатывающие сигнал от афферентных нейронов и передающие его эфферентным нейронам;
• эфферентные – передающих сигнал от центральных нейронов на рабочий орган.
Теоретически обосновал сущность рефлекторной природы психики Сеченов в труде «Рефлексы головного мозга». И.П. Павлов экспериментально проверил и доказал правильность теории о том, что психика имеет рефлекторный характер.
Рефлекс – закономерная ответная реакция организма на внешние или внутренние раздражители, которая осуществляется при помощи нервной системы.
Виды рефлексов:
- безусловный – врожденная реакция организма осуществляемая при помощи реакции нижележащих отделов нервной системы (мозговой ствол, спинной мозг)
- условный – приобретенная в течении индивидуальной жизни форма реакции на раздражители, которая осуществляется вышележащими отделами ц.н.с. (кора головного мозга)
Условный рефлекс образуется, когда условный раздражитель совпадает безусловному или предшествует ему. В коре головного мозга образуются временные нервные связи между соответствующими центрами и определяют высшую нервную деятельность.
Высшая нервная деятельность характеризуется различным соотношением двух основных процессов: возбуждения и торможения.
Возбуждение – это функциональная активность нервных клеток и центров коры головного мозга.
Торможение – это затухание активности нервных клеток и центров коры головного мозга.
Нервные процессы возбуждения и торможения характеризуются:
- силой;
- уравновешенностью;
- подвижностью.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 412.