1. С первобытных времен люди пытались объяснить все непонятное в человеке наличием особой субстанции — души. В те времена считалось, что душа обитает везде — в людях, животных, растениях, явлениях природы. С тех пор в нашей речи укоренились такие выражения, как «ласковое солнце», «суровый ветер», «жестокий мороз». Такое всеобщее одушевление природы называется анимизмом (лат. Anima - душа).
2. Во времена античности развитие психологии связано с работами древнегреческих философов о душе. Демокрит считал, что душа — частица природы и подчиняется ее законам. Платон считал, что душа нематериальна и бессмертна, состоит из трех частей: вожделения (находится в животе), мужества (в сердце) и разуму (в голове). У одних людей преобладает вожделение, у других — разум, у третьих — мужество. Первые влачат примитивное полуживотное существование, вторые становятся философами, а третьи — воинами или героями. Платон считается родоначальником «дуализма» (учения, которое рассматривает тело и душу как два самостоятельных, антагонистических начала). Аристотель — автор первой известной работы по психологии — «О душе». Он выдвинул идею о неразделимости души и тела.
3. В период «средневековья» во всех науках доминировала христианская церковь, которая запрещала исследовать «божественную душу». Эту эпоху можно считать периодом застоя в психологии. В эти времена господствовало представление о душе как о некой бестелесной субстанции, которую Бог при рождении вкладывает в тело человека, а после его смерти забирает обратно. Тело объявлялось смертным, а душа — бессмертной.
2 этап (XVII - первая половина XIX века) - Психология как наука о сознании.
С XVII века начинается новая эпоха в развитии психологического знания. В связи с развитием естественных наук с помощью опытных методов стали изучаться закономерности сознания человека – его способность думать и чувствовать, были заложены предпосылки научного понимания сущности психики и сознания. Психология этого периода характеризуется попытками осмыслить душевный мир человека преимущественно с умозрительных позиций без необходимой экспериментальной базы.
1. Французский философ и математик Рене Декарт создал теорию, объясняющую механизм поведения: информация через органы чувств по нервам («тончайшим трубочкам») поступает в мозг, возбуждает в нем «животные души», которые по двигательным нервам вытекают в мышцы, что приводит их к движению. Эта теория Декарта была схожа с процессами, происходящими в механических предметах, но суть но суть передачи нервного импульса в современном понимании передавала достаточно верно. Декарт ввел понятие рефлекса — ответной реакции организма на раздражение. Декартовский дуализм – тело, действующее механически, и управляющая им «разумная душа», находящаяся в головном мозге. Так понятие «душа» стало превращаться в понятие «разум», а позднее – в понятие «сознание». Декарт заложил основу детерминистской (причинностной) концепции поведения, явился основателем интроспективной (от лат. «интроспекция» – самонаблюдение) психологии, истолковав сознание как непосредственное знание субъекта о том, что происходит в нем, когда он мыслит: «Я мыслю, значит, я существую».
2. Английский философ и педагог Джон Локк - родоначальник эмпирической (опытной) психологии - душу человека рассматривает как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской, на которой ничего не написано, но жизнь, на которой оставляет «свои письмена». Дж. Локк ввел понятие ассоциации – связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого.
3 этап (вторая половина XIX века – 10-е годы XX века) - Психология как наука о поведении.
1. Исследования физиологов и естествоиспытателей первой половины XIX века (эволюционное учение Чарльза Дарвина, исследования чувствительности различных органов чувств) заложили основы для экспериментальных психофизических исследований. Открыта первая психологическая экспериментальная лаборатория в Лейпциге в Германии (Вильгельм Вундт), в России при Казанском университете (Владимир Михайлович Бехтерев), психологический институт в России при Московском университете (Георгий Иванович Челпанов) и психоневрологический институт в Санкт-Петербурге (Владимир Михайлович Бехтерев), создаются кафедры психологии в вузах. С этого времени психология становится самостоятельной экспериментальной наукой. Основоположником отечественной научной психологии считается русский физиолог и психолог Иван Михайлович Сеченов, который в книге «Рефлексы головного мозга» попытался объяснить многие психические процессы с позиций рефлекторной теории. Его последователь русский физиолог Иван Петрович Павлов изучал условные рефлексы в деятельности организма. Его работы повлияли на понимание физиологических основ психической деятельности.
2. Одновременно с развитием экспериментальных методов изучения некоторых психических явлений рядом зарубежных психологов широко использовался метод интроспекции (самонаблюдения), позволивший им прийти к выводу, что человеком управляет не душа, а сознание. В то же время другие зарубежные психологи предложили отказаться от изучения сознания и сосредоточить основное внимание психологии только на том, что доступно методу наблюдения – на поведении человека. В начале ХХ века в психологии возникает кризисная ситуация: не дал заметных результатов метод интроспекции; не удалось уточнить специфику психической реальности, решить проблему связи психических явлений с физиологическими, обнаружился значительный разрыв между психологической теорией и данными экспериментальной работы. Попытки преодоления этого кризиса привели к формированию нескольких влиятельных школ (направлений) в психологической науке: бихевиоризма, гештальтпсихологии, психоанализа.
4 этап (с 20 годов XX века) – Психология как наука о механизмах функционирования психики.
Данный этап начался с первой трети XX века и продолжается до настоящего времени. Психология стала опираться на достижения биохимии, физиологии и медицины. Представителем этого направления можно считать русского физиолога Ивана Петровича Павлова, который открыл ряд закономерностей психической деятельности. С его именем связаны экспериментальные попытки понять механизмы работы мозга. Он открыл и изучил условные рефлексы, которые являются материальной основой памяти и ассоциаций.
Представитель данного этапа – американский физиолог Джеймс Олдс, впервые вскрывший механизмы возникновения эмоций. В 1954 году американский нейрофизиолог Джеймс Олдс изучал, какие функции выполняют различные структуры мозга. Для этого он вводил в мозг животного тончайшие металлические иголочки-электроды, подавал небольшое электрическое напряжение, а затем наблюдал за изменениями в поведении животного. Таким образом, Дж. Олдс изучал механизмы возникновения сна. Однажды он ошибочно ввел электроды не в ту область, которую исследовал. Ему показалось, что раздражение этой области принесло животному явное удовольствие. Он соорудил рычажок и дал возможность крысе, нажимая на него лапкой, стимулировать свой мозг. Крыса начала это делать с частотой 5 000 стимуляций в час и делала до тех пор, пока внезапно не упала и не заснула. Проснувшись, она тотчас возобновила стимуляцию. Исследователь пытался отвлечь ее, предлагая питье и еду, но она не обращала на это внимания. Ее не отвлекали даже страх и сильная боль. В конце концов, крыса обессилела и умерла, нажимая лапкой на рычажок. Нейрофизиологи, заинтересовавшись этим феноменом, стали его изучать. Были проведены исследования с кроликами, морскими свинками, кошками, собаками, обезьянами - всегда происходило одно и тоже. Ничто не отвлекало животное от стимуляции этого участка мозга до самой смерти.
К данному этапу можно отнести американского физиолога Роджера Сперри, открывшего межполушарную ассиметрию мозга, американского психолога Абрахама Маслоу, создавшего концепцию «пирамиды актуальных потребностей», и других исследователей, создавших различные школы и направления в психологии. Благодаря исследованиям в различных науках психологам удалось лучше понять строение и механизмы работы мозга человека.
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Направления | Основатели, представители | Суть теорий |
Бихевиоризм | Джон Уотсон Эдуард Торндайк Беррес Скиннер | Предлагали изучать не сознание, а поведение человека. Человек понимается как реагирующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение. |
Психоанализ (фрейдизм) | Зигмунд Фрейд | Основная роль в поведении человека принадлежит подсознательным влечениям и инстинктам, недооценивается ведущая роль сознания. |
Гештальтпсихология | Макс Вертхеймер Вольфганг Кёлер Курт Коффка | Попытка объяснить феномены психической жизни исходя из понятия целостного образа (гештальта), не сводимого к сумме отдельных элементов восприятия. |
Гуманистическая психология | Карл Роджерс Абрахам Маслоу Гордон Олпорт | Человек воспринимается как активный, свободный, креативный и автономный субъект, обладающий стремлением к самореализации. |
Когнитивная психология | Ульрих Найссер | Психика рассматривается как системы когнитивных операций, основным методом выступает анализ микроструктуры того или иного психического процесса. |
Трансперсональная психология | Станислав Гроф Роберто Асаджоли Карлфрид Дюркгейм | Изучаются феномены сознания, выходящие за рамки обыденного опыта: это — формы измененного сознания, спиритический опыт, сверхсенсорное восприятие, медитация, субъективный наркотический опыт, а также техники или вещества, изменяющие сознание. |
Интерактивная психология | Эрик Берн | Человек - существо, главной характеристикой которого является общение, взаимодействие между людьми. Цель психологии – изучать законы общения, взаимодействия, конфликтов. |
Советская психология
БИХЕВИОРИЗМ. Направление в психологии, возникшее в США в начале ХХ в. Основоположником бихевиоризма (от англ. behaviour - поведение) был американский психолог Джон Уотсон (1878-1958). Он указал на несостоятельность концепции сознания и заявил, что интроспекция – не научный метод познания, т.к. субъективен, не может быть проверен объективными методами и зафиксирован, что психологии следует оказаться от изучения сознания и сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, то есть на поведении человека. В рамках этой концепции психологи должны изучать только поступки и реакции человека и животных, не пытаясь проникнуть в механизмы психической деятельности. Последователи Дж. Уотсона – американские психологи Эдуард Торндайк(1874-1949) и Фредерик Скиннер (1904-1990) – считали, что поведение (реакция человека) всегда имеет причину (стимул) и является или результатом научения путем проб и ошибок, или заученного «репертуара» навыков. Для описания и объяснения поведения человека и животных бихевиористы предложили схему S – R (стимул – реакция).
ПСИХОАНАЛИЗ. Направление в психологии ХХ в., основателем которого является австрийский психиатр и психолог Зигмунд Фрейд(1856-1940). Он считал, что психология должна изучать не стимулы поведения и не сознание, а бессознательное. Согласно учению Фрейда, психика содержит, три образования: «Я» («Эго») - сознание, «Сверх–Я» («Супер-Эго») – сверхсознание, совесть, «Оно» («Ид») - бессознательное. Именно бессознательное - желания, влечения, переживания, которые человек не осознает или в которых не может себе признаться, влияют и руководят его поведением. Фрейд считал, что человек рождается с двумя сильными влечениями – к любви (эротическое влечение) и к смерти (агрессия). Но общество (совесть) не позволяет реализовать человеку эти влечения во всю силу. Придерживаясь правил поведения, человек вытесняет из сознания свои желания в бессознательное. Желания как бы исчезают, забываются, но в реальности остаются в психической жизни человека и стремятся к реализации, побуждая человека к тем или иным поступкам. Из бессознательного желания могут «прорываться» в виде сновидений, оговорок, агрессии, невроза и пр. Чтобы исправить поведение человека, нужно анализировать его желания в подсознании. Для выявления этих трех компонентов психики 3. Фрейд разработал новый метод — психоанализ, позволяющий вступать в контакт с бессознательным за счет ослабления контроля сознания, используя принцип «свободных ассоциаций».
ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ. Направление в психологии, возникшее в Германии в начале ХХ в., выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур – гештальтов (от нем. gestalt - форма, образ). Ее основатели – немецкие психологи Макс Вертхеймер (1880-1943), Вольфганг Кёлер (1887-1967), Курт Коффка(1886-1941).Гештальтпсихологии считали, что качество целостного образования, будь то сознание, образ восприятия, ситуация, несводимо к сумме элементов, составляющих целое, и не может быть выведено из них. Наоборот, целое определяет качественные особенности элементов. Их исследования в области восприятия показали, что восприятие качественно отличается от ощущений и не сводится к их сумме. Для исследования интеллекта В. Кёлер избрал шимпанзе. Обезьяна после нескольких безуспешных попыток достать банан прекращала хаотичные движения, как бы задумывалась, затем брала палку и с ее помощью доставала плод. В. Кёлер считал, что животное решало задачу через перестройку ситуации, в результате чего элементы ситуации оказывались в новых взаимосвязях, приобретали новое значение (палка начинала выступать как средство достижения цели). Это явление было названо инсайтом (инсайт – схватывание, озарение, «ага-решение»). Оно противопоставлялось методу проб и ошибок бихевиористов. В. Кёлер подчеркнул, что «инсайтное поведение» тесно связано со зрительным восприятием, с творческим характером мышления.
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯПСИХОЛОГИЯ. Направление в психологии, возникшее в 50-е гг. ХХ в. в США. Ее представители – американские психологи Карл Роджерс (1902-1987), Абрахам Маслоу (1908-1970), Гордон Оллпорт (1897-1967) - предметом психологических исследований считают здоровую творческую личность человека. Человек – не животное, нельзя изучать его реакции, как бихевиористы. Он от природы не агрессивен, не надо изучать его бессознательное, как психоаналитики. А. Маслоу считал, что человек рождается с иерархией потребностей: 1) физиологические (в пище, тепле), 2) потребности в безопасности, 3) в принятии в обществе, в любви, 4) потребность в уважении, самоуважении, 5) в самоактуализации – выполнить всё, на что способен. Пока не будут реализованы потребности низшего уровня, человек не может перейти к высшим. Чем выше поднимается по «лестнице» потребностей, тем больше здоровья, гуманности будет проявлять к другим. Человек, вышедший на высокий уровень, – не злобный, не завистливый, без пороков, не склонен к депрессии, к пессимизму, эгоизму, с высокой самооценкой, демократичен к другим и пр. Согласно гуманистической психологии, цель такой личности – самоосуществление, рост конструктивного начала человеческого «Я». На основе гуманистической психологии строятся некоторые направления психотерапии и гуманистическая педагогика.
КОГНИТИВНАЯПСИХОЛОГИЯ (от лат. «когнито» - знание). Направление в психологии, возникшее в начале 60–х гг. ХХ в. в США. Представители этого направления – американский психолог Ульрих Найссер (род. 1928) и другие - отводят в поведении субъекта решающую роль знаниям. Предмет исследований когнитивной психологии составляют познавательные процессы, главной ее задачей является исследование процессов приобретения, сохранения и использования человеком своих знаний. Современная когнитивная психология работает в следующих исследовательских областях: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и решение задач, человеческий интеллект и искусственный интеллект.
ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (от лат. trans– сквозь, через; рersоna – личность).Направление в психологии, возникшее в середине 60–х гг. ХХ в. в США.. Представители этого направления – чешско-американский психолог Станислав Гроф, итальянский врач и философ Роберто Ассаджоли (1889-1974), Карлфрид Дюркгейм (род. 1896) и другие - рассматривают человека как духовное космическое существо, неразрывно связанное со всей Вселенной, Космосом, человечеством, как существо, обладающее возможностью доступа к общемировому информационному космическому полю. Через бессознательную психику человек связан с бессознательной психикой других лиц, с «коллективным бессознательным человечества», с космической информацией, с «мировым разумом». Психологи считали, что психика связана с космосом через бессознательное, у человека могут быть мистические переживания, космическое сознание, что психология должна изучать предельные возможности психики, измененные состояния сознания («трансперсональная» - за пределами личности). Хотя многие положения этого направления не могут пока получить статус вполне научных, в практическом плане многие находки получают дальнейшее развитие. Это — гипнотические техники, различные школы йоги, суфизма, даосизма, шаманизма, опыт наркотического опьянения, работа с различными энергетическими центрами.
ИНТЕРАКТИВНАЯПСИХОЛОГИЯ (от англ. Interactive – взаимодействующие друг с другом).Направление в психологии, возникшее в середине в ХХ в. в США, рассматривает человека как общественное существо, главной характеристикой которого является общение, взаимодействие с людьми. Цель психологии – изучать законы общения, взаимодействия, конфликтов. Представитель направления – американский психотерапевт, психолог Эрик Берн (1902-1970), создатель «трансактного анализа», ориентированного на выявление «сценариев» жизненных планов индивида, которые часто навязываются родителями.
СОВЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Важное значение для развития психологической науки рассматриваемого этапа имели открытия и разработки российских ученых. Исследовательская практика стала ориентироваться на прикладные проблемы.
Одним из основоположников научной психологии в России является Иван Михайлович Сеченов (1829-1905) – великий русский физиолог и психолог. В своей работе «Рефлексы головного мозга» (1863) он заложил основы учения о рефлекторной природе психики. Сеченов не отождествлял психический акт с рефлекторным, а только указывал на сходство в их строении.
Иван Петрович Павлов (1849-1936) – великий русский ученый-физиолог – основатель учения о высшей нервной деятельности, развил учение о рефлексе. Он ввел понятие условного рефлекса. Это означало, что организм приобретает и изменяет программу своих действий в зависимости от условий внешних и внутренних.
Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927) - выдающийся русский физиолог, психиатр и психолог - создал первую в России экспериментально-психологическую лабораторию (1885) и Психоневрологический институт (1908), в которых проводились комплексные психофизиологические исследования. Разработал естественнонаучную теорию поведения, научную рефлексологию.
Лев Семенович Выготский (1896-1934) - выдающийся отечественный психолог - создал культурно-историческую теорию психики человека, с помощью которой определил качественную специфику психики человека, описал генезис человеческого сознания и механизмы его формирования. Л.С. Выготский различал два уровня психики человека: низшие натуральные и высшие социальные психические функции. Натуральные функции даны человеку как природному существу. Они носят психофизиологический характер - это сенсорная, моторная, пневмоническая (непроизвольное запоминание). Высшие психические функции носят социальный характер.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 393.