УЧЕНИЯ О МЕТАМОРФОЗАХ ГЕТЕ И ШТАЙНЕРА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Когда весной 1787 года Гете прибыл в Палермо, конечный пункт своего путешествия по Италии, и стал изучать растения в великолепном ботаническом саду, ему пришла в голову примечательная идея. Позже он писал Гердеру: "Мне открылось, что в том органе растения, который мы обычно называем листом, скрыт самый настоящий Протеус, который может таиться и обнаруживаться во всех обликах. Растение - это всегда только лист, так неразрывно связанный с будущим зародышем, что одно нельзя представлять без другого".

Позже Гете описывает свои мысли в сочинении "Метаморфоза растений". В нем он излагает мысль о том, что каждый отдельный орган растения построен по одному и тому же принципу.

Все органы растения представляются как метаморфозы основного органа - листа. Лист - это то единственное, что снова и снова появляется на различных ступенях развития. Пусть отдельные части растения и различаются внешне, но в них всегда выделяется один и тот же принцип - как в зеленом листе, так и в чашелистике. Идея прарастения – это собственно лист, не какой-то определенный лист, а форма пралиста, содержащая идею всевозможных видов растений.

Проходя все стадии роста, от стеблевого листа до чашелистика, растение становится все более дифференцированным и красивым. Оно все больше раскрывает себя. Цветок - последняя стадия роста. Затем наступает семяобразование, когда сущность растения сосредотачивается в крохотной оболочке, чтобы в уединении подготовиться к новому развитию. В семяобразовании Гете видит другой полюс формирования растений. Растение развивается по законам полярности и усиления качества.

Л.Ф.К.Меес3 делает вывод о необходимости различать метаморфозы и вариации. Так, могут быть вариации среди, например, различных экземпляров одного вида бабочек, внутри одного вида роз существует множество вариаций. С метаморфозой же мы встречаемся лишь тогда, когда прослеживаем развитие яйца и личинки в куколку и бабочку или же рассматриваем такой ряд: семя - лист - почка - цветок.

Вариация обыгрывает тему, метаморфоза же, благодаря принципам полярности и усиления качества, порождает нечто тематически новое.

Гете открыл в ходе исследований чисто идеальную сущность самого растения. Он наблюдал многочисленные экземпляры и в конце концов обнаружил видимую лишь духовным оком идею растения - прарастение. После того, как Гете прояснил для себя метаморфозу форм растений, он написал в мае 1787 году в Неаполе следующее: "Тот же закон можно будет применять ко всему живому".

Научное предвидение Гете было бы предано забвению, если бы спустя столетие Рудольф Штайнер вновь не обратился к учению о метаморфозе. Рудольф Штайнер говорит, что предпосылкой его дальнейшего развития была идея трехчленной структуры человеческой сущности.

"Если подходить к учению Гете о метаморфозе с научных позиций, усовершенствовать его, то нужно разделить (сущность) человека на звенья. Нельзя рассматривать его как целого человека".4 Штайнер детально описывает три основных члена человеческой организации, которые действуют не параллельно друг другу, а друг в друге.

Он подразделяет человека на:

- нервно-чувственную организацию, локализованную прежде всего в голове;

- ритмическую организацию, действующую прежде всего в сердце и легких;

- система обмена веществ и членов тела, действующий главным образом в нижней части туловища и в конечностях.

С нервно-чувственной организацией человека связаны пробужденное сознание, мышление и восприятие. С ритмическими процессами - скорее переживаемые в грезящем сознании эмоции. Наконец, воля опирается на деятельность членов тела и на те процессы в организме, при которых происходит построение и распад веществ.

Бодо Хампрехт в статье "Гетеанство и антропософия"5 размышляет о том, что учение Гете о цвете основано только на принципе полярности. Цвет можно понять только исходя из полярности света и тьмы. "Не существует працвета, который метаморфозируется в красный, зеленый, синий и т.д. ... Иначе обстоит дело с растением. Оно метаморфозируется из прарастения, и каждый орган растения - это опять-таки метаморфоза прарастения". Оно развивается внутри полярности цветущего растения и семени.

Если же переходить к метаморфозе человеческого облика, то следует ввести понятие, встречающееся уже у Гете в его работах о скелетах, но представленное в полном объеме только Рудольфом Штайнером: идею "выворачивания".

Рудольф Штайнер продолжает здесь начатую Гете работу. Во многих своих лекциях он показывает, что в человеческой голове можно увидеть преобразованную систему обмена веществ и членов тела человека прошлого воплощения. Не следует думать, что форма черепа возникает путем прямолинейного изменения формы позвоночных костей. Происходит "выворачивание" (как, например, можно вывернуть перчатку), так что внутреннее оказывается снаружи, а внешнее - внутри.

Но если вывернуть перчатку, то ее форма остается примерно той же. Нужно представить ceбe устройство, которое, будучи вывернутым вовне, имеет другое напряжение сил, нежели устройство, вывернутое вовнутрь, благодаря чему возникает уже иная форма.

В процитированной лекции Штайнер говорит также о том, что таким образом можно получить представление о тех образованиях в трубчатых костях членов тела человека, которые будучи вывернутыми, становятся костями черепа.

Череп заключает мир внутри себя, как и трубчатая кость ориентирована на внешний мир.

Правда, процесс выворачивания нельзя увидеть. Видимым является только результат. Само выворачивание происходит в процессах, имеющих чисто духовный характер, и разыгрывающихся в период между смертью и новым рождением. 7

У всех людей голова имеет различную форму. Источник сил, которые формируют голову, - это система обмена веществ и членов тела человека прошлого воплощения. Физиономическое выражение головы указывает на то, какие моральные силы жили в этом организме. Эти формообразующие силы переживают метаморфозу и формируют голову для следующего воплощения.

Эта отсылка к учению Рудольфа Штайнера о метаморфозе должна способствовать пониманию общего закона метаморфозы. Следует, однако, подчеркнуть, что мы исследуем другую метаморфозу, проясняющую связь между речевым организмом и остальным организмом. Законы метаморфозы те же самые, иная только точка зрения.

Предпосылкой являются четыре описанных аспекта:

а) сходство

б) полярность

в) усиление качества

г)   выворачивание.

Принцип сходства относится в первую очередь к живому физическому телу. Если бы физическое тело состояло только из кристаллической субстанции, то люди так же походили бы друг на друга, как походят друг на друга кристаллы. Но так как тело - живой организм, то оно формируется как вариация на тему человека, благодаря чему люди похожи друг на друга, но не одинаковы.

Как носитель жизни, человек заключен между двумя противоположными полюсами - нервов и крови, жизни и смерти. Все живое всегда противоположно друг другу. Живой свет сияет во тьме, и между светом и тьмой возникают цвета. Но так как в них говорит не только живое, но и проявляется духовная сущность мира, то интенсивность цвета может возрастать: желтый превращаться в красный, синий в фиолетовый. Еще отчетливее этот процесс демонстрирует сущность растений. Душевное начало нисходит на растения и пронизывает их. Поэтому живой лист растения способен к усилению качества, он превращается в цветок и осознает себя в плоде. Свет пребывает еще в свободном эфире. Однако в растении животворный эфир соединяется с физическими организмами, которым он на основе принципов полярности и усиления качества придает многообразные формы, благодаря чему флора являет собой такое богатство.

Следующий шаг - от растения к животному - требует уже понятия выворачивания, понять которое можно только применительно к человеку, так как животное не проходит путь реинкарнации, на котором и происходит, собственно, процесс выворачивания.

Тем самым мы заложили основу для исследования метаморфозы речевого организма.

1. Вариации телесно-физической стороны организмов.

Принцип вариации возводит минеральные структуры одинаковой формы до уровня вариационно сформированных организмов.

2.  Полярности в царстве живого.

Все живое включено в противоборство противоположностей, которые, уравновешиваясь, порождают гармонично-живую форму.

3. Усиление качества в сфере души.

Принцип роста можно изучать уже на примере световых явлений, а еще больше растений. Совершенно отчетливо он проявляется только в животных организмах.

4. Выворачивание как выражение организма, проникнутого "Я".

Поэтому принцип выворачивания в чистой форме полностью проявляется только в отношении человека.

Таким образом, мы считаем себя подготовленными к исследованию метаморфозы речевого организма. При этом мы должны будем отказаться от чисто морфологического метода, как рекомендует Рудольф Штайнер. "Необходимо будет, - говорит он, - распространять эту идею метаморфозы и на функциональную сторону организма".8 При этом он указывает на свою книгу "О загадках души", в которой он сделал шаг в этом направлении, понимая человеческую сущность как взаимодействие функций.

ЕДИНСТВО ОРГАНОВ

Многие органы находятся внутри тела, и все же в совокупности они образуют единое целое - организм. Каждый орган имеет свои задачи и способности, но все они служат общей задаче человеческого существования. Если один из них выходит на первый план, то заболевает весь организм. Он может нормально функционировать лишь в мирной гармонии всех органов.

Для характеристики того, как должно вести себя человеческое сообщество, апостол Павел приводит пример организации тела. Он говорит: "Тело же не из одного члена, но из многих. Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу? И если ухо скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не глаз, то неужели оно потому не принадлежит к телу? (Первое послание к коринфянам, гл.12, 14-16).

Какой принцип обеспечивает единство различных органов? Как увидим, это тройной принцип.

1. Органы связаны между собой, так как по идее в каждом органе содержится целое. Человек в конечном счете возник путем оплодотворения одной единственной клетки, из которой развились многочисленные, различные клетки системы органов. Каждая клетка, каждый орган содержит слепок праформы. Человек всегда, вплоть до мельчайших клеток, всего лишь человек, притом, как определила наука, индивидуальный человек. В каждой клетке есть уникальная структура, обеспечивающая, несмотря на все различия, некую общность, единство.

2. Органы связаны между собой еще одним принципом - нервной системой. Нервы синтезируют в мозге все, что происходит в организме. Они соединяют отдельные органы и протягивают свои нити через мозг от одного органа к другому, благодаря чему они и "знают" друг о друге. Принцип нервной системы обеспечивает согласие в организме.

3. Одного этого было бы еще недостаточно для жизнеспособного единства органов. Каждый орган для своей жизни нуждается в питательном теплом потоке крови. Если бы этого не было, ему пришлось бы отмереть. Благодаря этому потоку жизни органы могут любить друга как братья и сестры. Центр этой любви - сердце. От сердца через кровь любовь перетекает от органа к органу.

Эти три принципа равенства, единства и живой связи действуют и в речевом организме. Речевой организм - легкие, гортань и органы артикуляции - образуют нечто, что можно рассматривать самостоятельно. Он расположен между светом нервной системы и теплом крови. Однако особенность его по сравнению со всеми другими системами органов в том, что он говорит. Для этого он и существует. Но в процессе речи он выговаривает все то, о чем умалчивают другие органы. В нем становится слышимым изначальное равенство, полное света единство и объединяющее органы течение крови. В речевом организме говорит праобраз человека. Он являет себя в звуках. Задача духовно-научного учения о звуках должна состоять в исследовании того, каким образом в отдельных звуках выявляется праобраз человека.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 465.