Обучение мерам пожарной безопасности по месту учебы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Ежегодно в России возникает большое количество пожаров, при которых погибают, получают травмы и увечья не только взрослые, но и дети и подростки. При этом, как свидетельствует статистика, примерно каждый шестой пожар происходит по вине детей и подростков. Рост числа и масштабов последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных пожарами, особенно по причине шалости детей и неосторожного обращения с огнем, констатирует о необходимости повышения роли органов управления образованием субъектов Российской Федерации и образовательных учреждений по осуществлению мер пожарной безопасности, проведению противопожарной пропаганды и обучения детей и подростков мерам пожарной безопасности.

Обучение мерам пожарной безопасности по месту учебы проводится:

– в детских дошкольных учреждениях в форме участия детей в тематических утренниках, познавательных играх;

– в образовательных учреждениях начального, среднего и среднего специального образования при обучении учащихся по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»;

– в высших учебных заведениях при обучении студентов по курсу «Безопасность жизнедеятельности».

Организация такой работы в органах управления образованием субъектов Российской Федерации и общеобразовательных учреждениях должна строиться с учетом требований Федерального закона «О пожарной безопасности», законодательных актов и нормативных документов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения пожарной безопасности, соответствовать решению коллегии Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 марта 2005г. № 37 (п. 7), рекомендовавшей:

– обеспечить преподавание курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в 1–11 классах образовательных учреждений общего образования, обратив особое внимание на изучение норм и правил пожарной безопасности (ППБ) в части обеспечения защиты людей при пожарах, изучение типов средств защиты органов дыхания, предназначенных для безопасности эвакуации людей при пожарах, а также проведение тренингов поведения обучающихся в случаях возникновения пожаров, террористических, криминальных и других рисков;

– в планах мероприятий по обеспечению безопасности объектов образования предусмотреть ежегодное проведение Дня пожарной безопасности в образовательных учреждениях в первой четверти учебного года.

Особенности организации подготовки обучаемых в области пожарной безопасности осуществляется в соответствии с «Методическими рекомендациями по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» (письмо Минобрнауки России от 27 апреля 2007 г. № 03-898).

Содержанием учебного предмета ОБЖ предусмотрено обязательное изучение тем, связанных с вопросами пожарной безопасности. Вместе с тем практика показывает, что отведенного федеральным базисным учебным планом времени недостаточно для полного теоретического и практического освещения проблем пожарной безопасности и отработки практических действий при возникновении пожара.

Формирование у обучающихся в общеобразовательных учреждениях системных знаний, умений и навыков в области пожарной безопасности требует дополнительного вне учебного времени и должно осуществляться не только в рамках учебных часов, предусмотренных на изучение ОБЖ, но и путем проведения внеклассных мероприятий (занятия, классные часы, практикумы, «круглые столы», викторины, спартакиады, дидактические игры по пожарной безопасности, День пожарной безопасности и др.) в течение всего учебного года и в особенности по окончании учебы перед каникулярным отдыхом, когда обучающимся крайне важно напомнить об основных правилах пожарной безопасности, о причинах и последствиях пожаров, а также действиях при их возникновении.

Подготовка обучаемых общеобразовательных учреждений в области пожарной безопасности должна быть организована на всех ступенях общего образования, при этом целесообразно:

– с обучающимися 1–4 классов проводить беседы по предупреждению пожаров в школе и дома, формировать навыки безопасного поведения при их возникновении;

– с обучающимися 5–9 классов изучать требования норм и правил пожарной безопасности и формировать навыки безопасного поведения при возникновении пожаров в жилом секторе, в общественных зданиях (в том числе при возникновении паники) и на промышленных предприятиях, способов эвакуации из горящего здания, навыки использования первичных средств пожаротушения; обучать способам эвакуации из задымленных общественных зданий с применением средств индивидуальной защиты органов дыхания (газодымозащитных комплектов), другим способам эвакуации;

– с обучающимися 10–11 классов кроме занятий в области пожарной безопасности, предусмотренных программой ОБЖ, организовать факультативные занятия в объеме 34 ч.

Важным средством формирования навыков безопасного поведения при пожарах являются тренировки с обучаемыми по отработке плана эвакуации при пожаре в образовательном учреждении, которые рекомендуется проводить не реже одного раза в полугодие.

Для обеспечения эффективности образовательного процесса в области пожарной безопасности необходимо использовать:

– бытовой материал, который дает возможность усилить яркость и достоверность в изображении пожароопасной обстановки (примеры и случаи из жизни, воспоминания учителя и обучающихся и т. п.);

– образцы и макеты подручных и первичных средств пожаротушения (огнетушители различных марок, пожарный рукав, пожарный ствол, фрагмент внутреннего пожарного крана и др.);

– средства индивидуальной защиты органов дыхания (газодымозащитные комплекты);

– статистику пожаров за определенный период, пострадавших в них и т. п.;

– факты из жизни школы, города, района, где расположено образовательное учреждение.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 264.