Правовой основой деятельности органов ГПН по контролю за организацией и проведением обучения населения мерам пожарной безопасности и противопожарной пропаганды является Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», который определил, что проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности, а также информационное обеспечение в области пожарной безопасности относятся к числу основных функций системы обеспечения пожарной безопасности. Противопожарную пропаганду проводят органы государственной власти, органы местного самоуправления, пожарная охрана и организации (ст.3, ст. 25).
Согласно ст. 18, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности относятся: организация выполнения и осуществление мер пожарной безопасности; организация обучения населения мерам пожарной безопасности.
К полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений (ст. 19). Меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления (ст. 21).
Обучение населения мерам пожарной безопасности и осуществление противопожарной пропаганды, издание специальной литературы и рекламной продукции входят в перечень работ и услуг, выполняемых в области пожарной безопасности (ст. 24).
Органы государственной власти и органы местного самоуправления должны содействовать распространению пожарно-технических знаний (ст. 26).
Руководители организаций обязаны проводить противопожарную пропаганду, обучать своих работников мерам пожарной безопасности (ст. 37).
Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» определено, что МЧС России организует:
– информирование населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также пропаганду в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
– подготовку в образовательных учреждениях МЧС России, других образовательных учреждениях специалистов для войск ГО, ГПС, ГИМС, пожарных, аварийно-спасательных и иных формирований МЧС России, кадров для пожарной охраны и организаций независимо от формы собственности, а также подготовку в установленном порядке кадров для соответствующих органов иностранных государств;
– методическое руководство и контроль при решении вопросов по обучению населения в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также в пределах своей компетенции – при подготовке молодежи по основам безопасности жизнедеятельности.
В установленном порядке МЧС России осуществляет сбор и обработку информации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также организацию подготовки должностных лиц федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Для решения задач в области информационно-пропагандистской деятельности в системе МЧС России созданы органы управления и подразделения информации, пропаганды и связей с общественностью.
Управление организации информирования населения МЧС России осуществляет:
– взаимодействие со средствами массовой информации и общественностью по вопросам пропаганды в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, а также в области гражданской оборы и обеспечения безопасности людей на водных объектах;
– оперативное информирование населения через средства массовой информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и ходе работ по ликвидации их последствий;
– оперативное и всестороннее информирование сотрудников МЧС России об основных направлениях деятельности, нововведениях и решениях руководства по развитию системы МЧС России.
Управление ОИН МЧС России организует:
– регулярное освещение в средствах массовой информации и доведение до общественности информации о деятельности МЧС России по реализации возложенных на него задач;
– пропаганду с использованием имеющихся информационных ресурсов, в том числе наружных информационных табло, щитов и плакатов в местах с массовым пребыванием людей, рекламу безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях на транспортных средствах.
Приказом МЧС России от 30 ноября 2016 г. № 644 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности» установлено, что органы ГПН в установленном порядке информируют органы государственной власти, органы местного самоуправления о состоянии пожарной безопасности населенных пунктов, организаций и объектов защиты на соответствующей территории, а также взаимодействуют со средствами массовой информации по освещению вопросов пожарной безопасности.
Государственные инспекторы по пожарному надзору в ходе мероприятий по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности обязаны [15]:
– предоставлять руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям либо их представителям информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
– проверять наличие организационно-распорядительных документов по организации обучения мерам пожарной безопасности, а также знания требований пожарной безопасности в пределах компетенции;
– проверять готовность персонала организации к действиям в случае возникновения пожара.
Стратегические приоритеты и пути совершенствования информационно-пропагандистской деятельности МЧС России, направленной на информирование населения по вопросам предупреждения чрезвычайных ситуаций и пожаров и ликвидации их последствий, повышение культуры безопасности жизнедеятельности среди населения, повышение престижа профессий в системе МЧС России и укрепление позитивного имиджа Министерства в целом определены Решением коллегии МЧС России от 27 февраля 2013 г. № 2/ III «Об утверждении Концепции информационной политики МЧС России на 2013-2015 г.г.».
Информационная политика МЧС России представляет собой совокупность целей, отражающих национальные интересы России в информационной сфере по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, стратегических направлений достижения поставленных задач и систему мер их реализации.
Информационная политика МЧС России является важной составной частью общегосударственных мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности граждан России и охватывает все сферы жизнедеятельности общества.
Концепция информационной политики МЧС России на 2013-2015 г.г. (далее - Концепция) представляет собой систему взглядов на базовые принципы, приоритетные направления, цели и задачи информационной деятельности МЧС России.
Нормативную правовую основу Концепции составляют Конституция Российской Федерации, «Концепция государственной информационной политики Российской Федерации», «Декларация прав и свобод человека и гражданина», Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Федеральные законы «Об информации, информатизации и защите информации», «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О средствах массовой информации», «Об участии в международном информационном обмене», «О связи», «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания в Российской Федерации», «О государственной тайне», Гражданский кодекс Российской Федерации, а также другие законодательные акты, регулирующие отношения субъектов в информационной сфере, труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам построения информационного общества и формирования информационно-телекоммуникационного пространства, результаты аналитических и прогнозных исследований процессов информатизации в России.
Необходимость принятия Концепции обусловлена постоянным расширением спектра функций и развитием структуры МЧС России, стремительным увеличением скорости передачи информации, развитием информационных технологий, усилением роли электронных средств массовой информации и новых медиа. Все это диктует необходимость постоянного совершенствования информационной деятельности, эффективного управления всеми видами информационных ресурсов МЧС России, элементами его информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, качественного повышения эффективности информационной, разъяснительной и редакционно-издательской работы, направленной на освещение вопросов культуры безопасности жизнедеятельности, укрепление внутрикорпоративной культуры, повышение престижа профессий пожарного, спасателя и других.
Положения Концепции закладывают необходимую основу для совершенствования управления информацией, эффективного освещения в средствах массовой информации и новых медиа вопросов прогнозирования и предупреждения чрезвычайных ситуаций, профилактики пожаров и обеспечения безопасности на водных объектах, изучения общественных настроений и их коррекции в актуальных для МЧС России направлениях, популяризации вопросов культуры безопасности жизнедеятельности среди населения.
Цель Концепции - определение задач и объектов информационной политики МЧС России, основных направлений и механизмов ее реализации, результатов воздействия информационной политики МЧС России на обеспечение безопасной жизнедеятельности населения Российской Федерации.
Основные задачи:
1) формирование условий для оперативного информирования населения при возникновении чрезвычайных ситуаций и оперативных событий, а также в целях предупреждения населения об угрозе жизни и здоровья;
2) эффективное формирование и использование информационных ресурсов МЧС России, обеспечение широкого, свободного доступа к ним граждан Российской Федерации;
3) развитие информационных, телекоммуникационных технологий в системе МЧС России;
4) обеспечение населения страны общественно значимой информацией в сфере безопасности жизнедеятельности;
5) подготовка граждан России к работе с источниками информации в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
6) создание необходимой нормативной правовой базы построения и совершенствования информационного пространства МЧС России;
7) информирование населения об угрозе чрезвычайных ситуаций и пожаров;
8) укрепление имиджа МЧС России и профессий сотрудников министерства;
9) популяризация в обществе основ культуры безопасности жизнедеятельности населения.
Информационная политика МЧС России носит комплексный, системный характер, открыта и направлена на согласование интересов граждан, общества и государства.
Решение основных задач информационной политики МЧС России возможно при условии развития следующих ресурсов:
• система формирования и использования информационных ресурсов;
• информационно-телекоммуникационная инфраструктура;
• научно-технический потенциал, необходимый для формирования информационно-телекоммуникационного пространства;
• рынок информационных и телекоммуникационных средств, информационных продуктов и услуг;
• домашняя компьютеризация;
• международное сотрудничество;
• система обеспечения информационной безопасности;
• правовая база информационных отношений.
Концепцией определены приоритетные направления информационно-пропагандистской деятельности:
1. Информационно-разъяснительная работа.
2. Популяризация культуры безопасности жизнедеятельности среди населения с учетом особенностей и потребностей различных целевых групп.
3. Современные информационные технологии, направленные на профилактику и предупреждение ЧС и пожаров, снижение их негативных последствий, укрепление позитивного имиджа МЧС России среди общественности, популяризацию профессий пожарного и спасателя.
4. Современные методы и Интернет-технологии, формирование информационного поля в блогосфере и социальных сетях.
5. Развитие ведомственных СМИ и редакционно-издательской деятельности.
Выполнение требований Концепции позволит существенно улучшить качественные и количественные показатели информирования граждан и организаций об исполнении государством функций по гражданской обороне, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, нормативному правовому регулированию в области гражданской обороны и защиты населения, а также контролю и надзору в пределах своей компетенции.
Реализация Концепции даст возможность:
повысить уровень профессиональной компетентности сотрудников информационных подразделений МЧС России, в т.ч. территориальных органов, способствовать внедрению в их деятельность новейших информационных технологий, выходу на качественно новый уровень оперативности и эффективности информационно-разъяснительной работы;
укрепить позитивный имидж МЧС России, способствовать повышению престижа профессий в системе министерства, расширению его социальной функции, сопряжению внутренних инициатив с решением задач, важных для общества в целом.
Положения Концепции распространяются на все информационные подразделения системы МЧС России, а также другие подразделения в части касающейся.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 1247.