Осуществлять деятельность от имени органов ГПН вправе следующие государственные инспекторы по пожарному надзору [15]:
1) главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору – главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору, пользующийся правами заместителя Министра МЧС России;
2) заместители главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору – начальник структурного подразделения центрального аппарата МЧС России, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора, и его заместители (начальник департамента надзорной деятельности МЧС России и его заместители);
3) государственные инспекторы Российской Федерации по пожарному надзору – сотрудники структурного подразделения центрального аппарата МЧС России, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора, сотрудники структурных подразделений территориальных органов МЧС России – региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора (управления надзорной деятельности региональных центров МЧС России);
г) главные государственные инспекторы субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и их заместители – соответственно начальники структурных подразделений территориальных органов МЧС России – органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора, и их заместители (начальники управлений надзорной деятельности ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации и их заместители);
д) государственные инспекторы субъектов Российской Федерации по пожарному надзору – сотрудники структурных подразделений территориальных органов МЧС России – органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора;
е) главные государственные инспекторы специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору и их заместители – соответственно начальники отделов (отделений, инспекций, групп) надзорной деятельности специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы и их заместители;
ж) государственные инспекторы специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору – сотрудники отделов (отделений, инспекций, групп) надзорной деятельности специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы;
з) главные государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и их заместители – соответственно начальники территориальных отделов (отделений, инспекций) структурных подразделений территориальных органов МЧС России – органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора, и их заместители;
и) государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору – сотрудники территориальных отделов (отделений, инспекций) структурных подразделений территориальных органов МЧС России – органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора.
Положением о государственном пожарном надзоре установлены права и обязанности государственных инспекторов по пожарному надзору.
1. Государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и государственные инспекторы специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору имеют право:
– осуществлять федеральный ГПН за соблюдением требований пожарной безопасности организациями, а также должностными лицами и гражданами;
– проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов, в том числе в нерабочее время, в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений;
– требовать представления документов, информации, образцов (проб) продукции, если они относятся к предмету проверки;
– входить беспрепятственно в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в жилые и иные помещения, на земельные участки граждан при наличии достоверных данных о нарушении требований пожарной безопасности, создающем угрозу возникновения пожара и (или) угрозу безопасности людей;
– давать руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности;
– прекращать кратковременно, до рассмотрения дела судом, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, деятельность филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатацию агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществление отдельных видов деятельности (работ), оказание услуг, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы возникновения пожара и (или) угрозы жизни или здоровью людей и если предотвращение указанных обстоятельств другими способами невозможно;
– вносить в соответствующие организации и представлять соответствующим должностным лицам в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений в области пожарной безопасности;
– составлять протоколы, рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать в соответствии с законодательством Российской Федерации административные наказания за нарушения требований пожарной безопасности.
2. Главные государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и их заместители, а также главные государственные инспекторы специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору и их заместители пользуются правами, указанными в п. 1, а также имеют право:
– осуществлять федеральный ГПН за соблюдением требований пожарной безопасности территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами местного самоуправления;
– давать руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по обеспечению пожарной безопасности в отношении товаров (работ, услуг), снятию с производства, прекращению выпуска и приостановке реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности;
– вызывать в органы ГПН должностных лиц и граждан в связи с находящимися в производстве делами и материалами о пожарах, получать от них необходимые объяснения, справки, документы и их копии;
– вносить в органы местного самоуправления предложения об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории;
– вносить в органы местного самоуправления предложения о выполнении мер пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
– отменять (изменять) незаконные и (или) необоснованные решения, принятые нижестоящими государственными инспекторами по пожарному надзору.
3. Государственные инспекторы субъектов Российской Федерации по пожарному надзору пользуются правами, указанными в п. 1 и 2 , а также имеют право рассматривать в установленном порядке в части соблюдения требований пожарной безопасности градостроительную и проектно-сметную документацию на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию, расширение и техническое переоснащение организаций, зданий, сооружений и других объектов при обоснованных отступлениях от действующих требований или при отсутствии указанных требований.
4. Главные государственные инспекторы субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и их заместители пользуются правами, указанными в п. 1–3, а также имеют право:
– осуществлять федеральный ГПН за соблюдением требований пожарной безопасности органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
– вносить в органы государственной власти субъектов Российской Федерации предложения о выполнении мер пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
– вносить в органы государственной власти субъектов Российской Федерации предложения об установлении особого противопожарного режима на территориях субъектов Российской Федерации.
5. Государственные инспекторы Российской Федерации по пожарному надзору пользуются правами, указанными в п. 1–4, а также имеют право осуществлять федеральный ГПН за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти.
Главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору и его заместители наделяются правами, установленными законодательством Российской Федерации, в полном объеме.
Должностным лицам органов ГПН выдаются соответствующие служебные удостоверения и должностные печати. Образцы служебных удостоверений и должностных печатей, а также порядок их выдачи определяются МЧС России.
Должностные лица органов ГПН обязаны:
– своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований в области пожарной безопасности;
– соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы организаций и граждан;
– проводить мероприятия по контролю на основании и в строгом соответствии с распоряжениями органов ГПН о проведении мероприятий по контролю в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
– посещать объекты (территории и помещения) организаций в целях проведения мероприятий по контролю только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебных удостоверений и распоряжений органов государственного пожарного надзора о проведении мероприятий по контролю;
– не препятствовать представителям организаций присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предметам их проверок;
– предоставлять руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям либо их представителям, присутствующим при проведении мероприятий по контролю, необходимую информацию;
– знакомить руководителей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей либо их представителей с результатами мероприятий по контролю;
– при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, учитывать соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни и здоровья людей, окружающей среды и имущества, а также не допускать необоснованного ограничения прав и законных интересов граждан и организаций;
– доказывать законность своих действий при их обжаловании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
– проводить в ходе мероприятий по контролю разъяснительную работу по применению законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности;
– соблюдать коммерческую и иную охраняемую законом тайну.
Должностные лица органов ГПН за неисполнение или ненадлежащее исполнение предоставленных прав и обязанностей несут дисциплинарную, материальную и уголовную ответственность.
Дисциплинарная ответственность предусмотрена [4] и представлена следующими видами дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение.
Материальную ответственность должностные лица органов ГПН могут нести за вред, причиненный неправомерными действиями в ходе проведения мероприятия по контролю на основании Гражданского Кодекса Российской Федерации.
Уголовная ответственность должностных лиц за совершенные преступления при осуществлении ГПН предусмотрена соответствующими статьями Уголовного Кодекса Российской Федерации [3]:
ст. 169 «Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности»;
ст. 183 «Незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну»;
ст. 285 «Злоупотребление должностными полномочиями»;
ст. 286 «Превышение должностных полномочий»;
ст. 290 «Взятка»;
ст. 293 «Халатность».
Права должностных лиц МЧС Росси по применению поощрений и назначению дисциплинарных наказаний, а также полномочия по назначению на должности, освобождению от должностей, присвоению специальных званий и увольнению со службы лиц рядового и начальствующего состава органов ГПН утверждены приказом МЧС России от 21 июля 2003 г. № 442.
Правами и обязанностями государственных инспекторов по пожарному надзору могут быть наделены граждане Российской Федерации, имеющие высшее или среднее специальное образование, проходящие службу в МЧС России, аттестованные на соответствие установленным квалификационным требованиям.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 229.