Сотрудничество стран СНГ в сфере социального обеспечения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Целью сотрудничества государств в области социального обес­печения является уравнивание в правах с гражданами страны пребы­вания граждан другого (других) договаривающихся государств. Со­трудничество государств — участников СНГ в области социального обеспечения отличается от существующих международно-правовых механизмов прежде всего ограничением предмета регулирования. В рамках СНГ получило достаточно широкое нормативное закреп­ление пенсионное обеспечение, другие же сферы социального обес­печения представлены фрагментарно.

Международно-правовое регулирование социального обеспе­чения в рамках СНГ характеризуется рядом особых черт, которые выделяют его по сравнению с другими направлениями сотрудниче­ства в области труда и социальных отношений. Во-первых, с момен­та образования СНГ приоритет в правовом регулировании был от­дан пенсионному обеспечению, другие же вопросы социального обеспечения стали предметом межгосударственного сотрудниче­ства позднее. Во-вторых, особенностью, отличающей сотрудниче­ство по вопросам социального обеспечения, служит тот факт, что оно получило свое оформление, прежде всего, в многосторонних соглашениях, определяющих социальные и правовые гарантии, в частности, условия пенсионного обеспечения военнослужащих, уво­ленных с военной службы на основании ст. 6 Соглашения о создании СНГ, где закреплена обязанность проводить согласованную полити­ку по вопросам социальной защиты и пенсионного обеспечения во­еннослужащих и членов их семей. В-третьих, для сотрудничества в области пенсионного обеспечения свойственна субъектная специа­лизация: ряд многосторонних соглашений определяет гарантии пен­сионных прав для лиц, имеющих особый трудо-правовой статус, свя­занный с их профессиональной деятельностью. К таким соглашени­ям относятся: Соглашение между государствами — участниками СНГ о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволен­ных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 г.; Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих госу­дарств — участников СНГ от 15 мая 1992 г.; Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих Пограничных войск, чле­нов их семей и государственного страхования военнослужащих По­граничных войск от 15 мая 1992 г.; Соглашение о порядке пенсион­ного обеспечения и государственного страхования сотрудников ор­ганов внутренних дел государств — участников СНГ от 24 декабря 1993 г. Соглашение Генеральных прокуроров государств — участни­ков СНГ о взаимном зачете в общий трудовой стаж и выслугу лет службы в органах и учреждениях прокуратуры от 6 января 1997 г. В-четвертых, несмотря на наличие целого пласта специального ре­гулирования, основополагающим актом регионального правового регулирования на уровне СНГ в сфере пенсионного обеспечения выступает межправительственное Соглашение о гарантиях прав граж­дан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспече­ния, заключенное 13 марта 1992 г. (Соглашение о пенсионном обеспечении), которое является общим для всех соглашений, заключен­ных по вопросам пенсионного обеспечения в рамках СНГ. В-пятых, общие акты, устанавливающие организационные и институциональ­ные основы сотрудничества государств в рамках СНГ, не сразу зак­репили принципы осуществления согласованной политики в области социального обеспечения.

Первым из многосторонних договоров, конституирующих ин­теграционные процессы в СНГ, где нашло свое непосредственное отражение сотрудничество государств в области социального обес­печения, стал Договор между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 г. Статья 10 Договора гласит: «Стороны проводят согласованную социальную политику, гармонизируют национальные системы социальной защиты, поэтапно выравнивают уровни пенси­онного обеспечения, пособий и льгот ветеранам войны и труда, ин­валидам и малообеспеченным семьям».

Вопросы социального обеспечения, помимо пенсионного, пред­ставлены в Соглашении о гарантиях прав граждан в области выплаты социальных пособий, компенсационных выплат семьям с детьми и алиментов от 9 сентября 1994 г. Установление гарантий социальной и экономической поддержки семей, имеющих детей, включая вып­лату государственных пособий, а также создание и содержание соответствующих институтов или служб, содержится в Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г., а также в Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств от 29 октября 1994 г., разработанной в рамках Межпар­ламентской Ассамблеи государств — участников СНГ. Двусторон­нее сотрудничество Российской Федерации в области социального обеспечения осуществляется в двух основных формах: во-первых, вопросы социального обеспечения, в контексте более широкого подхода — обеспечения комплексной социальной защиты трудящих­ся-мигрантов — закрепляются в соглашениях, условно определяе­мых как соглашения о трудовой миграции. На сегодняшний день такие соглашения заключены с Арменией, Кыргызстаном, Молдо­вой и Украиной. Во-вторых, в целях конкретизации положений мно­гостороннего Соглашения о пенсионных правах Российская Федера­ция заключила соответствующие соглашения с рядом государств, в частности с Украиной и Казахстаном. Соглашения с Украиной име­ют специальный предмет, распространяя свое действие на катего­рии лиц, работавших и (или) проживавших в местностях с опреде­ленными климатическими условиями: Временное Соглашение меж­ду Правительством Российской Федерации и Правительством Укра­ины о гарантиях прав граждан, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в области пенсионного обеспечения от 15 января 1993 г. Межве­домственное Соглашение о порядке перевода и выплаты пенсий в соответствии с Временным соглашением между Правительством Рос­сийской Федерации и Правительством Украины о гарантиях прав граждан, работавших в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в области пенсионного обеспечения от 15 января 1993 г. Соглашение с Казахстаном заклю­чено в целях реализации Соглашения между Российской Федераци­ей и Республикой Казахстан об основных принципах и условиях ис­пользования космодрома «Байконур» от 28 марта 1994 г. и Догово­ра аренды комплекса «Байконур» между Правительством Российс­кой Федерации и Правительством Республики Казахстан от 10 де­кабря 1994 г.: Соглашение между Правительством Российской Фе­дерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенси­онных прав жителей города Байконур Республики Казахстан от 27 апреля 1996 г. Соглашение подлежит ратификации и остается в силе в течение срока аренды комплекса «Байконур», установленного Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Казах­стан об основных принципах и условиях использования космодрома «Байконур» от 28 марта 1994 г. и Договором аренды комплекса «Байконур» между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан от 10 декабря 1994 г.

В отношениях с Беларусью международно-правовое регулиро­вание социального обеспечения осуществляется на основании ст. 8 Договора о Сообществе России и Беларуси от 2 апреля 1996 г. государства вводят единые стандарты социальной защиты, обеспе­чивают гражданам обоих государств предоставление социальных гарантий, содержание которых применительно к социальному обес­печению раскрывается в Решении Высшего Совета Сообщества от 22 июня 1996 г. № 4 «О равных правах граждан на трудоустрой­ство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий», а также выравнивают условия пенсионного обеспечения, уровни пособий и льгот ветеранам войны и труда, инвалидам и ма­лообеспеченным семьям. Устав Союза Беларуси и России от 23 мая 1997 г., определяя общие задачи Союза в социальной области, от­нес к одной из таких задач «выработку единых подходов при исчис­лении размеров оплаты труда, пенсионного обеспечения, в том числе размеров пособий ветеранам войны, Вооруженных Сил и труда, инвалидам и малообеспеченным семьям, а также при определении льгот и иных мер социальной защиты» (ст. 10 Устава).

Обзор форм правового сотрудничества государств — участни­ков СНГ позволяет отметить, что значительное место среди них за­нимают соглашения в области пенсионного обеспечения. Это объяс­няется, помимо других причин экономического и политического ха­рактера, отсутствием четко сформулированной позиции по согласованию государственной социальной политики в базовых докумен­тах Содружества.

Важным этапом определения основ правового регулирования в области социального обеспечения стало закрепление общих принци­пов сотрудничества в реализации права человека на социальное обес­печение государствами — участниками СНГ в Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека от 26 мая 1996 г. и в Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств от 29 октября 1994 г. Эти акты по правам человека подтвердили приверженность государств — участников СНГ принципу всесторонности и многообразия видов соци­ального обеспечения, на которые каждый человек имеет право неза­висимо от расовой и национальной принадлежности, пола, языка и других различий (ст. 16 Конвенции, ст. 40 Хартии), гарантированности осуще­ствления социального обеспечения в случае, когда лицо не имеет дос­таточных средств и не может добыть такие средства своими усилиями или из других источников (ст. 16 Конвенции), сохранению прав на пен­сионное обеспечение при переезде (ст. 40 Хартии).

 

Контрольные вопросы

1) Что понимается под международно-правовом регулированием со­циального обеспечения?

2) Назовите основные субъекты международно-правового регулиро­вания социального обеспечения.

3) Какими источниками регулируются международные отношения по социальному обеспечению?

4) Каковы направления координации и гармонизации законодатель­ства о социальном обеспечении?

5) Каковы минимальные нормы социального обеспечения?

6) Каким образом обеспечивается принцип равенства в социальном обеспечении?

7) Раскройте соотношение международно-правового и внутригосу­дарственного регулирования социального обеспечения.

8) Покажите влияние норм МОТ на национальное законодательство и социальную политику государств-членов.

9) Раскройте Конвенции МОТ, содержащие нормы общего характе­ра в праве социального обеспечения.

10)  Нормы МОТ о социальном обеспечении и их применение в Рес­публике Беларусь.

11)  Реализация норм международного права в области социальной защиты ветеранов государств — участников СНГ.

12)  История развития социального права Европейского союза.

 

 

Рекомендуемая литература

1) Всеобщая декларация прав человека: принята и провозглашена Резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН 10 дек. 1948 г. — Минск: Представительство ООН в Республике Беларусь, 2000. — 30 с.

2) Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения, 24 янв. 2006 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2006. — № 103. — 2/1223.

3) Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изм. и доп., принятыми на республиканских референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 1999. — № 1. — 1/0; 2004. — № 188. — 1/6032.

4) Концепция Основ пенсионного законодательства: постановление Постоянной комиссии МПА ЕврАзЭС по социальной политике, 3 окт. 2008 г., № 4 // Евразийское экономическое общество [Электронный ресурс]. — 2008. — Режим доступа: http://www. ipaeurasec.org/docsdown/ concept_pens_evra_5.pdf.

5) Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах: принят на XXI сессии Генеральной Ассамблеи ООН 16 дек. 1966 г. // Ведомости Верхов. Совета СССР. — 1976. — № 17. — Ст. 291.

6) О государственных минимальных социальных стандартах: Закон Респ. Беларусь от 11 ноября 1999 г., № 322-З (в ред. от 31.12.2009 г.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 1999. — № 89, 2/97; 2010. — № 15. — 2/1666.

7) О Концепции унификации законодательства в области обязательного государственного страхования отдельных категорий граждан в Республике Беларусь: постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 11 апр. 2005 г., № 383 (в ред. от 13.08.2007 г.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2005. — № 59. — 5/15839; 2007. — № 198. — 5/25646.

8) О международных договорах: Закон Респ. Беларусь от 23 июля 2008 г., № 421-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2008. — № 184. — 2/1518.

9) О минимальных нормах социального обеспечения: конвенция МОТ от 28.07.1956 г., № 102 // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда, 1919 — 1956. — Женева, 1991. — Т. 1. — С. 1055—1086.

10) О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов: конвенция МОТ от 20.06.1983 г., № 159 // Международная защита прав и свобод человека: сб. документов. — М., 1990. — С. 270—273.

11) О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями: конвенция МОТ от 23.06.1981 г., № 156 // КонсультантПлюс: справ.-правовая система.

12) Об экономических, социальных и культурных правах: междунар. пакт от 16.12.1966 г. // Действующее междунар. право. — М., 1996. — Т. 1. — С. 7—33.

13) Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Пра­вительством Российской Федерации о порядке оказания медицинской по­мощи гражданам Республики Беларусь в учреждениях здравоохранения Российской Федерации и гражданам Российской Федерации в учреждени­ях здравоохранения Республики Беларусь, 24 янв. 2006 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2006. — № 122. — 2/1255.

14) Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Пра­вительством Украины о гарантиях прав граждан в области пенсионного обес­печения, 14 дек. 1995 г. // Ведомости Верхов. Совета Респ. Беларусь. — 1996. — № 18. — Ст. 333.

15) Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения, 12 сент. 1995 г. // Ведомости Верхов. Совета Респ. Беларусь. — 1996. — № 9. — Ст. 343—344.

16) Договор между Республикой Беларусь и Литовской Республикой о социальном обеспечении, 4 февр. 1999 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2000. — № 26. — 2/95.

17) Соглашение о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспече­ния, 13 марта 1992 г. // Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительства СНГ. — 1992. — № 3.

18) Соглашение об оказании медицинской помощи гражданам госу­дарств — участников СНГ, 27 марта 1997 г. // Содружество. Информаци­онный вестник Совета глав государств и Совета глав правительства СНГ. — 1997. — № 2 (26).

19) Галаганов, В.П. Право социального обеспечения: учеб. пособие / В.П. Галаганов, С.В. Харитонова. — М.: Академия, 2006. — 416 с.

20) Гейц, И.В. Гарантии, социальная защита и поддержка населения в Российской Федерации (по материалам Ф3 № 122-ФЗ) / И.В. Гейц. — М.: Дело и Сервис, 2005. — 640 с.

21) Гомьен, Д. Европейская конвенция о правах человека и Европейс­кая социальная хартия: право и практика / Д. Гомьен, Д. Харрис, Л. Зва-ак. — М., 1998.

22) Григорьева, И. Социальное обслуживание пожилых: новый (ста­рый) приоритет социальной политики: Западный опыт обслуживания пожи­лых: взаимодействие государства, пенсионного страхования и поддержки сообществ / И. Григорьева // Вопросы социального обеспечения. — 2007. — № 6. — С. 24—27; № 7. — С. 26—30.

23) Гусева, Т.С. Конституционные принципы социального обеспече­ния: понятие, содержание, значение / Т.С. Гусева // «Черные дыры» в рос. законодательстве. — 2008. — № 1. — С. 65—68.

24) Кобзева, С.И. Международные источники права социального обеспечения / С.И. Кобзева // Право и государство: Теория и практика. — 2007. — № 4. — С. 73—74.

25) Постовалова, Т.А. Курс права социального обеспечения / Т.А. По-стовалова. — Минск: Тесей, 2008. — 512 с.

26) Постовалова, Т.А. Координация и гармонизация социального пра­ва Европейского союза / Т.А. Постовалова // Проблемы развития юри­дической науки и совершенствования правоприменительной практики: сб. науч. тр. / редкол.: С.А. Балашенко (гл. ред.) [и др.]. — Минск: БГУ, 2005. — С. 203—212.

27) Постовалова, Т.А. Обеспечение социальных прав в рамках Совета Европы / Т.А. Постовалова // Юстыцыя Беларуси — 2003. — № 1. — С. 69—73.

28) Постовалова, Т.А. Особенности пенсионного обеспечения в ФРГ / Т.А. Постовалова // Белорусский журнал международного права и меж­дународных отношений. — 2002. — № 1. — С. 33—37.

29) Постовалова, Т.А. Принцип равенства в социальном праве Евро­пейского союза / Т.А. Постовалова // Право и демократия: сб. науч. тр. Вып. 15 / редкол.: В.Н. Бибило (гл. ред.) [и др.]. — Минск, БГУ, 2004. — С. 208—221.

30) Постовалова, Т.А. Социальное право Европейского союза / Т.А. Постовалова. — Минск: Тесей, 2007. — 240 с.

31) Право социального обеспечения России: учебник / под ред. К.Н. Гусова; 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2008. — 640 с.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 248.