Источники международно-правового регулирования социального обеспечения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Источниками международно-правового регулирования социаль­ного обеспечения служат акты ООН и МОТ, региональных объеди­нений государств Европы, Америки, Африки, Ближнего Востока, двусторонние и многосторонние договоры, соглашения стран СНГ.

Участие ООН в международном регулировании социальных вопросов предусмотрено п. 3 ст. 1 и ст. 55 Устава ООН, которые закрепляют право ООН с целью создания условий стабильности и благополучия, необходимых для мирных и дружественных отноше­ний между нациями, содействовать: а) повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социаль­ного прогресса и развития; б) разрешению международных про­блем в области экономической, социальной, здравоохранения и подобных проблем; международному сотрудничеству в области культуры и образования; в) всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

Во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) закрепляют­ся основные социальные права человека. В соответствии со ст. 25 Декларации каждый человек имеет право на такой жизненный уро­вень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необхо­димое социальное обслуживание, который необходим для поддер­жания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.

Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.

Второй важнейший документ ООН, закрепляющий социальные права человека, — это Международный пакт об экономических, со­циальных, культурных правах человека (1966 г.).

Согласно Уставу МОТ, одно из главных направлений ее дея­тельности — нормотворчество, то есть создание международных стандартов. Это выражается в основном в принятии конвенций и рекомендаций. В числе основных можно назвать Конвенцию № 102 о минимальных нормах социального обеспечения (1952 г.), Конвенцию № 117 об основных целях и нормах социальной политики, Кон­венцию № 118 о равноправии в социальном обеспечении и др.

На региональном уровне источниками международно-право­вого регулирования социального обеспечения являются акты, приня­тые европейскими региональными объединениями государств: Со­ветом Европы (СЕ), Европейским союзом (ЕС).

Целью Совета Европы в соответствии с его Уставом, принятым 5 мая 1949 г. (г. Лондон), является достижение большего единства между его членами во имя защиты и осуществления идеалов и прин­ципов, являющихся их общим достоянием, и содействие их эконо­мическому и социальному прогрессу.

Эта цель достигается усилиями органов Совета Европы посред­ством рассмотрения вопросов, представляющих общий интерес, заключения соглашений и проведения совместных действий в эконо­мической, социальной, культурной, научной, правовой и админист­ративной областях. СЕ принял более 130 конвенций, в том числе и в области социального обеспечения. В число этих документов входит: Европейская социальная хартия, принятая в 1961 г. и пересмотрен­ная в 1996 г. (вступила в силу в 1999 г.), — хартия практически фик­сирует универсальные права человека в социальной и экономичес­кой сферах, которые закреплены в документах ООН и МОТ, учиты­вая при этом в определенной степени региональную специфику; Хартия основных прав работника (1989 г.).

Особую группу образуют соглашения государств — участников Содружества Независимых Государств. Первым шагом на пути гар­монизации законодательства в области социального обеспечения стало Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г., которое подписали Армения, Бе­ларусь, Казахстан, Кыргызстан, Российская Федерация, Таджикис­тан, Туркменистан, Узбекистан и Украина. Соглашение распростра­няется на все виды пенсионного обеспечения, предусмотренные дей­ствующим, а также будущим законодательством.

Подписание 29 марта 1996 г. (г. Москва) Договора об углубле­нии интеграции в экономической и гуманитарной областях между Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном и Россией юридически зак­репляет в качестве главной перспективной цели создание Сообще­ства интегрированных государств.

Участники Соглашения обязались назначать и выплачивать пен­сии по законодательству страны проживания с учетом трудового стажа, приобретенного на территории любого из этих государств, а также бывшего СССР за период до 13 марта 1992 г. Размер зара­ботка (дохода) для расчета пенсии определяется из официально установленного курса национальных валют к моменту назначения пенсии. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законо­дательством страны места жительства.

Вопросы пенсионного обеспечения в государствах — участни­ках СНГ регулируются и двусторонними договорами. В частности, 10 февраля 1995 г. Правительство Российской Федерации и Прави­тельство Республики Молдова подписали двустороннее Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения. Дан­ное соглашение относится только к правоотношениям, возникшим после 4 декабря 1995 г., то есть после вступления его в силу. Оно распространяется на граждан РФ и граждан Республики Молдова, членов их семей, иностранных граждан и лиц без гражданства, по­стоянно проживающих на территории указанных государств.

Временным соглашением между Правительством РФ и Прави­тельством Украины от 15 января 1993 г. о гарантиях прав граждан, работавших в районах Крайнего Севера и местностях, приравнен­ных к районам Крайнего Севера, в области пенсионного обеспече­ния предусмотрено, что сумма пенсии, подлежащая выплате за пределами РФ, определяется без учета компенсационной выплаты и районного коэффициента.

Минимальные нормы социального обеспечения установлены Конвенцией МОТ № 102 (1952 г.). В этой Конвенции охвачены прак­тически все виды социального обеспечения (оказание медицинской помощи, пособия по болезни, пособия по безработице, пособия по старости, пособия в случае трудового увечья или профессионально­го заболевания, семейные пособия, пособия по беременности и родам, пособия по инвалидности, пособия по случаю потери кор­мильца).

Например, основанием для предоставления пособия по старо­сти является достижение работником возраста 65 лет. Компетент­ный орган власти может установить более высокий возрастной пре­дел с учетом работоспособности пожилых лиц в соответствующей стране. Лицо имеет право на получение пособия по старости при наличии 30-летнего трудового стажа или 20-летнего стажа прожива­ния в стране.

Когда выплата пособия по старости обусловливается минималь­ным стажем уплаты взносов или работы по найму, сокращенное пособие выплачивается подлежащим обеспечению лицам, которые до охватываемого случая приобрели 15-летний стаж уплаты взносов или работы по найму.

В сокращенном размере пенсия выплачивается лицам, у кото­рых нет требуемого стажа и возможности его приобретения в силу возраста, но имеется 10-летний стаж уплаты взносов или работы по найму или проживания в стране не менее 5 лет.

Законодательство страны может предусматривать приостанов­ление выплаты пособия лицам, имеющим на него право, но занимаю­щимся какой-либо установленной деятельностью, приносящей доход.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 240.