Понятие ежемесячного денежного содержания отдельных категорий государственных служащих
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В Республике Беларусь правовое регулирование государственной службы основывается на следующих нормативно-правовых актах: Конституция Республики Беларусь; Закон Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. № 204-3 «О государственной службе в Республике Беларусь» (с изм. и доп.); Указ Президента Республики Беларусь от 30 ноября 2006 г. № 705 «О ежемесячном денежном содержании отдельных катего­рий государственных служащих»; Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 13 мая 1997 г. № 471 «Об утверждении Положения о порядке и условиях исчисления стажа государственной службы» (с изм. и доп.) и иные законодательные акты.

Действие норм трудового, пенсионного и иного законодатель­ства распространяется на отношения, связанные с государственной службой, не урегулированные Законом Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. № 204-3 «О государственной службе в Республике Беларусь» и иными актами специального законодательства.

Согласно Закону Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь», государственная служба — это профессиональная деятельность лиц, занимающих государственные должности, осуществляемая в целях непосредственной реализации государственно-властных полномочий и (или) обеспечения выполне­ния функций государственных органов. А государственный орган — это образованная в соответствии с Конституцией Республики Бела­русь, иными законодательными актами организация, осуществляю­щая государственно-властные полномочия в соответствующей сфе­ре (области) государственной деятельности.

В случаях и пределах, предусмотренных законодательными актами, к государственным органам приравниваются государствен­ные учреждения и иные организации, обеспечивающие деятельность Президента Республики Беларусь или государственных органов.

Под государственной должностью понимается должность, пре­дусмотренная Конституцией Республики Беларусь, законом и ины­ми законодательными актами, либо должность, учрежденная в ус­тановленном законодательством порядке как штатная единица госу­дарственного органа с определенным для занимающего ее лица кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа. Не являются государственными служащими: лица, осуществляющие техническое обслуживание и обеспечивающие функционирование государственного аппарата; народные депутаты, работающие на профессиональной основе; чле­ны Правительства, лица, которые избираются (назначаются) на дол­жности Советами всех уровней, поскольку их статус определен дру­гими актами законодательства.

Государственным служащим является гражданин Республики Беларусь, занимающий в установленном законодательством поряд­ке государственную должность, наделенный соответствующими полномочиями и выполняющий служебные обязанности за денеж­ное вознаграждение из средств республиканского или местных бюджетов либо других предусмотренных законодательством источ­ников финансирования.

Государственная служба основывается на принципах:

- верховенства Конституции Республики Беларусь;

- служения народу Республики Беларусь;

- законности;

- приоритета прав и свобод человека и гражданина, гарантий их реализации;

- гуманизма и социальной справедливости;

- единства системы государственной службы и ее дифферен­циации исходя из концепции разделения власти на законодатель­ную, исполнительную и судебную;

- гласности;

- профессионализма и компетентности государственных слу­жащих;

- подконтрольности и подотчетности государственных служа­щих, персональной ответственности за неисполнение либо ненадле­жащее исполнение ими своих служебных обязанностей;

- добровольности поступления граждан на государственную службу;

- равного доступа граждан к любым должностям в государ­ственной службе и продвижения по государственной службе в со­ответствии с их способностями и профессиональной подготовкой;

- стабильности государственной службы в целях обеспечения преемственности власти;

- экономической, социальной и правовой защищенности госу­дарственных служащих.

Действие Закона «О государственной службе в Республике Беларусь» распространяется на лиц, которые в установленном за­конодательством порядке занимают государственные должности в:

■ Палате представителей и Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь и их секретариатах;

■ Правительстве Республики Беларусь и его аппарате;

■ Конституционном Суде Республики Беларусь и его Секрета­риате, Верховном Суде Республики Беларусь, Высшем Хозяйствен­ном Суде Республики Беларусь, иных общих и хозяйственных судах и их аппаратах;

■ Администрации Президента Республики Беларусь, Государ­ственном секретариате Совета Безопасности Республики Беларусь, Управлении делами Президента Республики Беларусь, иных госу­дарственных органах, непосредственно обеспечивающих деятель­ность Президента Республики Беларусь;

■ органах Комитета государственного контроля Республики Бе­ларусь, органах Прокуратуры Республики Беларусь, Национальном банке Республики Беларусь, Центральной комиссии Республики Бе­ларусь по выборам и проведению республиканских референдумов и ее аппарате;

■ министерствах, иных республиканских органах государствен­ного управления, их территориальных подразделениях;

■ дипломатических представительствах, консульских учрежде­ниях и миссиях Республики Беларусь;

■ местных Советах депутатов и их аппаратах, исполнительных и распорядительных органах и их аппаратах;

■ государственных нотариальных конторах;

■ таможенных органах;

■ иных государственных органах и приравненных к ним в соот­ветствии с законодательством государственных организациях.

Действие Закона не распространяется на военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, орга­нов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансо­вых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, если иное не предусмотрено законодательными актами.

В Республике Беларусь ведутся кадровый реестр (система уче­та государственных должностей государственных органов) Главы государства Республики Беларусь, кадровый реестр Правительства Республики Беларусь, кадровые реестры областных и Минского го­родского исполнительных комитетом. В них включаются:

высшие государственные должности Республики Беларусь:

■ Премьер-министр Республики Беларусь,

■ Председатель Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь,

■ Председатель Палаты представителей Национального собра­ния Республики Беларусь,

■ Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь, Председатель Верховного Суда Республики Беларусь,

■ Председатель Высшего Хозяйственного Суда Республики Бе­ларусь,

■ Глава Администрации Президента Республики Беларусь,

■ Государственный секретарь Совета Безопасности Республики Беларусь,

■ Председатель Комитета государственного контроля Респуб­лики Беларусь,

■ Генеральный прокурор Республики Беларусь,

■ Председатель Правления Национального банка Республики Беларусь,

■ Управляющий делами Президента Республики Беларусь;

■ иные государственные должности, назначение (согласование назначения) на которые осуществляется соответственно Президен­том Республики Беларусь, Премьер-министром Республики Бела­русь, председателями областных и Минского городского исполни­тельных комитетов.

Государственный служащий имеет право на государственное социальное страхование, пенсионное обеспечение.

В соответствии с Постановлением Совета Министров Республи­ки Беларусь от 13 мая 1997 г. № 471 «Об утверждении Положения о порядке и условиях исчисления стажа государственной службы», в стаж государственной службы включается время работы государ­ственного служащего на государственных должностях в:

■ Палате представителей и Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь и их секретариатах;

■ Правительстве Республики Беларусь и его аппарате;

■ Конституционном Суде Республики Беларусь и его Секрета­риате, Верховном Суде Республики Беларусь, Высшем Хозяйствен­ном Суде Республики Беларусь, иных общих и хозяйственных судах и их аппаратах;

■ Администрации Президента Республики Беларусь, Государ­ственном секретариате Совета Безопасности Республики Беларусь, Управлении делами Президента Республики Беларусь, иных госу­дарственных органах, непосредственно обеспечивающих деятель­ность Президента Республики Беларусь;

■ органах Комитета государственного контроля Республики Бе­ларусь, органах Прокуратуры Республики Беларусь, Национальном банке Республики Беларусь, Центральной комиссии Республики Бе­ларусь по выборам и проведению республиканских референдумов и ее аппарате;

■ в республиканских органах государственного управления, их территориальных подразделениях;

■ дипломатических представительствах, консульских учрежде­ниях и миссиях Республики Беларусь;

■ местных Советах депутатов и их аппаратах, исполнительных и распорядительных органах и их аппаратах;

■ государственных нотариальных конторах:

■ таможенных органах;

■ Секретариате Верховного Совета Республики Беларусь;

■ иных государственных органах и приравненных к ним в соот­ветствии с законодательством государственных организациях.

В стаж государственной службы, согласно постановлению Со­вета Министров Республики Беларусь № 471, засчитывается:

1) время предыдущей работы в государственных организациях в качестве руководителей, их заместителей, руководителей струк­турных подразделений, главных специалистов этих организаций, а также в качестве научных и научно-педагогических работников, име­ющих ученую степень доктора или кандидата наук, ученое звание профессора или доцента, продолжительностью:

- не более 10 лет — для лиц, назначенных на государственные должности в Совет Министров Республики Беларусь и его Аппарат, Администрацию Президента Республики Беларусь, Государственный секретариат Совета Безопасности Республики Беларусь, Комитет государственного контроля Республики Беларусь, Управление де­лами Президента Республики Беларусь, секретариаты палат Нацио­нального собрания Республики Беларусь, а также назначенных Пре­зидентом Республики Беларусь или по согласованию с ним в аппара­ты республиканских органов государственного управления, мест­ных исполнительных и распорядительных органов;

- не более 5 лет — для иных лиц, назначенных в аппараты рес­публиканских органов государственного управления, местных испол­нительных и распорядительных органов;

- военная служба в Вооруженных Силах Республики Беларусь, пограничных, внутренних войсках, органах государственной безо­пасности и других воинских формированиях, создаваемых в соот­ветствии с законодательством Республики Беларусь, а также служба в Советской Армии и Военно-морском флоте, пограничных, внут­ренних, железнодорожных войсках и других воинских формирова­ниях бывшего СССР — офицерам, не имеющим права на пенсию по Закону Республики Беларусь от 17 декабря 1992 г. № 2050-XII «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствую­щего и рядового состава органов внутренних дел, органов и под­разделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых рас­следований»:

- не более 10 лет — для лиц, назначенных на государственные должности в Совет Министров Республики Беларусь и его Аппарат, Администрацию Президента Республики Беларусь, Государственный секретариат Совета Безопасности Республики Беларусь, Комитет государственного контроля Республики Беларусь, Управление де­лами Президента Республики Беларусь, секретариаты палат Нацио­нального собрания Республики Беларусь, а также назначенных Пре­зидентом Республики Беларусь или по согласованию с ним в аппара­ты республиканских органов государственного управления, мест­ных исполнительных и распорядительных органов;

- не более 5 лет — для иных лиц, назначенных в аппараты рес­публиканских органов государственного управления, местных испол­нительных и распорядительных органов.

Для судей Конституционного Суда Республики Беларусь в стаж государственной службы, дающий на установление надбавок за выс­лугу лет определение продолжительности трудового отпуска, зас-читывается стаж работы по юридической специальности в государ­ственных органах (организациях) не более 16 лет при условии рабо­ты непосредственно в должности судьи не менее четырех лет. Для судей в стаж государственной службы включается время работы по юридической специальности, необходимое для назначения на долж­ность судьи в соответствии с законодательством о судоустройстве и статусе судей.

Стаж государственной службы учитывается при назначении пенсий и ежемесячного денежного содержания.

Периоды трудовой деятельности, засчитываемые (включаемые) в стаж государственной службы, суммируются независимо от сро­ков перерыва в работе. Стаж работы государственного служащего подтверждается трудовой книжкой, а при ее отсутствии — в поряд­ке, предусмотренном для подтверждения трудового стажа для назначения пенсии.

Государственные служащие, занимающие высшие государствен­ные должности, их заместители, члены Правительства Республики Беларусь, председатели областных и Минского городского испол­нительных комитетов, судьи Конституционного Суда Республики Беларусь имеют право на ежемесячное денежное содержание при достижении возраста мужчинами 60 лет, женщинами — 55 лет и наличии стажа государственной службы не менее пяти лет на ука­занных государственных должностях. При этом в пятилетний стаж засчитывается время работы на должностях, для которых предус­мотрено назначение ежемесячного денежного содержания.

Депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь имеют право на еже­месячное денежное содержание при достижении возраста мужчи­нами 60 лет, женщинами — 55 лет и осуществлении полномочий депутата Палаты представителей, члена Совета Республики на профессиональной основе в течение не менее одного созыва соответ­ствующей палаты Национального собрания Республики Беларусь.

Назначение и выплата ежемесячного денежного содержания государственным служащим, предусмотренного ст. 55 Закона Рес­публики Беларусь «О государственной службе в Республике Бела­русь», осуществляются соответствующим государственным орга­ном, в котором государственный служащий приобрел право на это содержание. Финансирование расходов на выплату пенсий, ежеме­сячного денежного содержания государственным служащим в час­ти, превышающей размеры пенсий, полагающихся государственным служащим по общим условиям и нормам пенсионного законода­тельства, а также пенсий за выслугу лет, ежемесячного денежного содержания, назначенных до достижения общеустановленного пен­сионного возраста, производится за счет средств республиканского бюджета.

Государственным служащим, имеющим одновременно право на государственную пенсию и ежемесячное денежное содержа­ние, назначаются пенсия или ежемесячное денежное содержание по их выбору.

Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 30 ноября 2006 г. № 705 «О ежемесячном денежном содержании отдельных категорий государственных служащих» ежемесячное денежное со­держание назначается при достижении возраста мужчинами 60 лет, женщинами — 55 лет: государственным служащим, имеющим стаж работы не менее 5 лет, в следующих размерах:

- лицам, занимающим высшие государственные должности, — 75 % заработной платы;

- заместителям лиц, занимающих высшие государственные должности, председателям облисполкомов и Минского гориспол­кома — 70 % заработной платы;

- членам Правительства Республики Беларусь (за исключением указанных лиц и членов Правительства, которые не являются госу­дарственными служащими), чрезвычайным и полномочным послам Республики Беларусь, постоянным представителям Республики Бе­ларусь при международных организациях — 65 % заработной пла­ты. А лицам, осуществлявшим на профессиональной основе в тече­ние не менее одного созыва полномочия депутата Палаты предста­вителей или члена Совета Республики Национального собрания Рес­публики Беларусь, — в размере 65 % заработной платы.

Ежемесячное денежное содержание не устанавливается госу­дарственным служащим, освобожденным от должности в связи с грубым нарушением должностных обязанностей, совершением про­ступка, не совместимого с нахождением на государственной служ­бе, либо за несоблюдение ограничений, связанных с государствен­ной службой.

Заработная плата, из которой исчисляется ежемесячное де­нежное содержание, определяется по любой государственной дол­жности (по выбору обратившегося), работа в которой засчитана в стаж государственной службы для назначения ежемесячного де­нежного содержания.

Для исчисления ежемесячного денежного содержания чрезвы­чайным и полномочным послам Республики Беларусь, постоянным представителям Республики Беларусь при международных органи­зациях принимается заработная плата по государственной должнос­ти заместителя Министра иностранных дел.

В состав заработной платы (денежного довольствия) включа­ются должностной оклад, надбавка за класс государственного слу­жащего (классный чин, квалификационный класс, дипломатический ранг), оклад по воинскому (специальному) званию, оклад по персо­нальному званию, надбавка за выслугу лет, надбавка за особые условия государственной службы, надбавка за особые условия служ­бы в размерах, установленных на день назначения содержания.

Размер ежемесячного денежного содержания подлежит пе­рерасчету в связи с изменением заработной платы по соответству­ющей государственной должности с месяца, с которого произошло изменение заработной платы.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 246.