Права граждан при предоставлении медицинской помощи. Виды медико-социальной помощи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Общие нормы, определяющие правовой статус пациента, со­держатся в Конституции Республики Беларусь. Это право на свобо­ду и личную неприкосновенность, право не подвергаться медицинс­ким опытам иначе как с добровольного согласия, право на непри­косновенность частной жизни.

В действующем законодательстве о медицинском лечении и обслуживании конкретизированы права лиц, нуждающихся в оказа­нии медицинской помощи.

· Каждый гражданин имеет право на свободный выбор вра­ча, учреждения здравоохранения. Пройти медицинское обследо­вание и получить медико-санитарную помощь можно в любом уч­реждении здравоохранения с учетом его профиля и мощности. Однако в целях профилактики заболеваний, непрерывности наблю­дения диспансерных больных и их лечения органы здравоохранения закрепляют граждан по их желанию за учреждением здравоохра­нения с учетом его профиля и мощности, а руководители учрежде­ний здравоохранения - за врачами.

· Каждый гражданин имеет право на получение полной и достоверной информации о состоянии своего здоровья. Инфор­мация может быть неполной или ограниченной, если, по мнению медицинских либо фармацевтических работников, полная и досто­верная информация ухудшает состояние здоровья больного.

· Каждый гражданин имеет право на медицинскую тайну. Соблюдение медицинской тайны - одно из классических требований профессиональной врачебной этики и одновременно обязанность врача по отношению к пациенту. В отношениях врача и пациента конфиден­циальность означает выраженное или подразумеваемое соглашение о том, что врач без согласия пациента не будет распространять информацию, полученную в ходе обслуживания пациента, среди лиц, не имеющих прямого отношения к его лечению.

· Граждане Республики Беларусь имеют право на консуль­тацию и лечение за пределами республики.

Медицинские вмешательства, в том числе хирургические опе­рации, переливание крови и сложные методы диагностики применя­ются с согласия больных, а в отношении лиц, не достигших 18-лет­него возраста, а также больных, по состоянию своего здоровья не способных к принятию осознанного решения, - с согласия их ближайших родственников, опекунов либо попечителей. В случае, если промедление хирургического вмешательства, переливания крови, применения сложных методов диагностики угрожает жизни больно­го, а получить согласие указанных лиц не представляется возмож­ным, решение принимает консилиум врачей, а при невозможности собрать его - лечащий врач.

Данное согласие может быть в любой момент отозвано, за исключением тех случаев, когда врачи уже приступили к медицинс­кому вмешательству и прекращение либо возврат к первоначально­му состоянию невозможны или связаны с угрозой для жизни либо здоровья больного. Никто не может быть подвергнут принудитель­ному медицинскому осмотру, обследованию, амбулаторному либо стационарному лечению, за исключением случаев, специально ого­воренных действующим законодательством.

В интересах излечения больных с их согласия, а в отношении больных, не достигших 18-летнего возраста, а также больных, по состоянию своего здоровья не способных к принятию осознанного решения, — с согласия родителей, опекунов или попечителей врач может применять научно обоснованные, но еще не допущенные в установленном порядке ко всеобщему применению методики диаг­ностики, профилактики и лечения.

 

Согласно статье 20 Закона Республики Беларусь «О здравоохранении» медицинская помощь населению включает первичную медико-санитарную помощь (в том числе скорую медицинскую помощь) и специализированную медицинскую помощь.

Первичная медико-санитарная помощь включает лечение наиболее распространенных болезней, травм, отравлений и других неотложных состояний, родовспоможение, проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, медицинскую профилактику заболеваний, гигиеническое обучение, проведение мер по планированию семьи, охране материнства, отцовства и детства, проведение других мероприятий.

Скорая медицинская помощь – вид медицинской помощи, оказываемой пациентам по жизненным показаниям. Скорая медицинская помощь оказывается пациентам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (несчастный случай, травма, отравление, другие состояния и заболевания), и осуществляется безотлагательно государственной службой скорой медицинской помощи. Она оказывается станциями скорой медицинской помощи, всеми государственными лечебно-профилактическими учреждениями.

Специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных медицинских технологий. Она оказывается специализированными медицинскими отделениями,  центрами, диспансерами, клиническими научно-исследовательскими институтами.

По форме оказания медицинской помощи можно выделить амбулаторную и стационарную медицинскую помощь. Амбулаторная медицинская помощь предполагает проведение регулярных осмотров врачом и оказание медицинской помощи без круглосуточного медицинского наблюдения. Стационарная медицинская помощь предполагает круглосуточное медицинское наблюдение.

В зависимости от характера заболевания медицинская помощь бывает  экстренной и плановой. Экстренная медицинская помощь оказывается при состояниях, угрожающих жизни или здоровью окружающих его лиц. Плановая медицинская помощь предоставляется при нарушениях физического или психического здоровья пациента, не представляющего непосредственной угрозы его жизни или здоровью окружающих.

В зависимости от категории субъекта, претендующего на ока­зание медицинской помощи, различают медицинскую помощь ма­тери и ребенку, детям и подросткам, семье, инвалидам, беремен­ным женщинам, лицам пожилого возраста, военнослужащим, ли­цам, находящимся в местах лишения свободы, и т.д.

С учетом специфики заболевания и его опасности для окружаю­щих и самого больного выделяют медицинскую помощь гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями (психиатрические расстройства, алкоголизм, наркомания), и медицинскую помощь граж­данам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих (туберкулез, венерические заболевания, заболевание СПИДом, лепра), а также карантинных заболеваний.

Лечебно-профилактическая помощь является основным для каждого гражданина видом медицинского обслуживания. Она вклю­чает лечение распространенных заболеваний, травм, отравлений и других неотложных состояний, проведение санитарно-гигиеничес­ких и противоэпидемических мероприятий, медицинских профилак­тических мер.

Согласно статье 20 Закона Республики Беларусь «О здравоохранении» при стационарном лечении в государственных учреждениях здравоохранения граждане обеспечиваются лекарственными средствами в пределах перечня основных лекарственных средств за счет средств республиканского или местных бюджетов. Перечень основных лекарственных средств определяется Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

При амбулаторном лечении обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения осуществляется за счет средств граждан, юридических лиц, а также за счет средств республиканского и местных бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

Согласно статье 29 Закона Республики Беларусь «О здравоохранении» при обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на:

- уважительное и гуманное отношение со стороны медицинских работников и других лиц, участвующих в оказании медицинской помощи;

- обследование, лечение и нахождение в организации здравоохранения в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим и противоэпидемическим требованиям;

- облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;

- перевод к другому лечащему врачу с разрешения руководителя организации здравоохранения (ее структурного подразделения);

- сохранение медицинскими работниками в тайне информации о факте его обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами;

- получение в доступной для него форме информации о состоянии своего здоровья, применяемых методах диагностики и лечения, а также на выбор лиц, которым может быть передана информация о состоянии его здоровья.

Лица, имеющие заболевания, представляющие опасность для здоровья населения, в случае уклонения от лечения могут быть подвергнуты принудительной госпитализации и лечению в государственных учреждениях здравоохранения по решению суда.

Сложные медицинские вмешательства (хирургические операции, переливание крови, сложные методы диагностики) проводятся с письменного согласия пациента, ознакомленного с их целью и возможными результатами.

В отношении несовершеннолетних и лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, согласие дают их законные представители, а в отношении пациентов, не способных по состоянию здоровья к принятию осознанного решения, – супруг, а при его отсутствии – близкие родственники.

Более подробно объем прав и обязанностей пациентов при оказании различных видов медицинской помощи конкретизирован в отдельных законах. Например, согласно статье 8 Закона Республики Беларусь «О трансплантации органов и тканей человека» забор органов для трансплантации у живого донора разрешается при соблюдении следующих условий:

- письменного предупреждения данного живого донора лечащим врачом государственной организации здравоохранения о возможном ухудшении его здоровья в связи с забором органов для трансплантации;

- наличия добровольного согласия данного живого донора на забор органов, выраженного в письменной форме, удостоверенного нотариально;

- проведения всестороннего медицинского обследования данного живого донора и наличия заключения консилиума врачей-специалистов о возможности забора у него органов для трансплантации.

Забор костного мозга у несовершеннолетнего лица, которое не приобрело дееспособности в полном объеме, осуществляется с письменного согласия его законного представителя, удостоверенного нотариально, и органа опеки и попечительства. При письменном или устном возражении несовершеннолетнего лица забор костного мозга не допускается.

Согласно статье 13 Закона Республики Беларусь «О донорстве крови и ее компонентов» донорам, систематически сдающим кровь и ее компоненты (мужчины – не менее пяти раз в год, женщины – не менее трех раз в год), на протяжении 12 месяцев после последней сдачи крови и ее компонентов гарантируется выплата пособия по временной нетрудоспособности при всех видах заболеваний в размере 100 процентов заработка.

Согласно статье 19 Закона Республики Беларусь «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» государством гарантируется оказание следующих видов психиатрической помощи и социальной защиты:

- оказание неотложной психиатрической помощи;

- оказание консультативно-диагностической, лечебной, психопрофилактической, реабилитационной помощи в стационарных и во внестационарных (амбулаторных) условиях;

- проведение всех видов психиатрической экспертизы, определение при необходимости временной нетрудоспособности;

- оказание социально-бытовой помощи гражданам, страдающим психическими расстройствами (заболеваниями), и содействие в их трудоустройстве;

- решение вопросов опеки и попечительства;

- консультации по правовым вопросам и оказание других видов юридической помощи в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

- социально-бытовое устройство инвалидов и престарелых, страдающих психическими расстройствами (заболеваниями), а также уход за ними;

- обучение и воспитание на ступенях общего среднего образования и профессиональное обучение инвалидов и несовершеннолетних, страдающих психическими расстройствами (заболеваниями);

-  оказание психиатрической помощи при стихийных бедствиях и катастрофах.

Пациенты при оказании им психиатрической помощи имеют право на:

· уважительное и гуманное отношение, исключающее жесто­кость, бесчеловечность и унижение человеческого достоинства. Медицинские средства и методы применяются только в диагности­ческих и лечебных целях в соответствии с характером болезненных расстройств и не должны использоваться для наказания гражданина, страдающего психическим расстройством (заболеванием), или в целях жестокого, бесчеловечного либо унижающего его достоин­ство обращения, или в интересах других граждан;

· оказание психиатрической помощи в наименее ограничитель­ной для пациентов форме по возможности по месту жительства. Не допускается ограничение прав и свобод граждан, страдающих пси­хическими расстройствами (заболеваниями), только на основании диагноза психического расстройства (заболевания), фактов нахож­дения под диспансерным наблюдением в психиатрическом (психоневрологическом) учреждении либо психоневрологическом учреж­дении для социального обеспечения или специального обучения. Гражданин может быть признан временно непригодным вследствие психического расстройства (заболевания) для осуществления отдель­ных видов профессиональной деятельности или деятельности, свя­занной с источником повышенной опасности, на срок не более пяти лет и с правом последующего переосвидетельствования;

· содержание в психиатрическом стационаре в течение срока, необходимого для обследования и лечения;

· все виды лечения, необходимого по медицинским показаниям;

· дачу предварительного согласия и на отказ на любой стадии оказания психиатрической помощи от использования пациентов в качестве объектов испытания медицинских средств и методов, науч­ных исследований или учебного процесса, от фото-, видео- и ки­носъемки;

· на приглашение по их требованию любого специалиста Рес­публики Беларусь, оказывающего психиатрическую помощь, с со­гласия этого специалиста для работы во врачебной комиссии;

· помощь адвоката, законного представителя. Защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего в возрасте до четырнад­цати лет, а также гражданина, признанного в установленном поряд­ке недееспособным, при оказании им психиатрической помощи осу­ществляют их законные представители;

· получение информации о своих правах, а также получение в доступной для пациентов форме и с учетом их психического состо­яния сведений о характере имеющихся у них психических расстройств (заболеваний), целях лечения, применяемых методах лечения, вклю­чая альтернативные, и его предполагаемой продолжительности, а также болевых ощущениях, возможном риске, побочных эффектах и об ожидаемых результатах.

14.3. Предоставление экстренной и плановой медицинской помощи гражданам Республики Беларусь за пределами республики

 

Условия и порядок оказания экстренной квалифицированной медицинской помощи гражданам Республики Беларусь, временно пребывающим на территории других государств, определяются за­конодательством соответствующих государств, если международ­ными договорами и соглашениями не установлен иной порядок.

Республика Беларусь является участником Соглашения от 27 марта 1997 г. «Об оказании медицинской помощи гражданам госу­дарств — участников Содружества Независимых Государств», Со­глашения от 24 ноября 1998 г. «О взаимном предоставлении граж­данам Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации равных прав в получении ско­рой и неотложной медицинской помощи», Договора от 25 декабря 1998 г. между Республикой Беларусь и Российской Федерацией «О равных правах граждан», которые закрепляют условия оказания гражданам скорой и неотложной медицинской помощи при внезап­ных острых состояниях и заболеваниях, угрожающих жизни больно­го или здоровью окружающих, несчастных случаях, отравлениях, травмах, родах и неотложных состояниях в период беременности и плановой медицинской помощи.

Скорая и неотложная медицинская помощь предоставляется беспрепятственно, бесплатно и в полном объеме на территории государства временного пребывания лечебно-профилактическими учреждениями независимо от организационно-правовых форм, ве­домственной принадлежности и форм их собственности.

С момента, когда устранена угроза жизни больного или здо­ровью окружающих и возможна его транспортировка, дальнейшее оказание медицинской помощи осуществляется на платной основе.

Основанием для предоставления того или иного вида плановой медицинской помощи является наличие соответствующих медицинс­ких документов и гарантийное обязательство направляющей страны об оплате фактической стоимости медицинской помощи.

Плановая медицинская помощь гражданам, работающим по контракту (трудовому договору) в государстве временного пребы­вания, осуществляется за счет средств работодателя в порядке и объемах, предусмотренных контрактом, либо за счет личных средств граждан.

Оказание плановой медицинской помощи гражданам на терри­тории государства временного пребывания осуществляется на плат­ной основе либо за счет направляющей стороны, либо за счет лич­ных средств граждан.

В соответствии со ст. 20 Закона Республики Беларусь «О здра­воохранении» граждане Республики Беларусь имеют право на кон­сультацию и лечение за пределами Республики Беларусь. Порядок направления на лечение либо консультацию за пределы республики регулируется постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 октября 1998 г. № 1655 «О направлении граждан Респуб­лики Беларусь на лечение или консультацию за пределы республи­ки», которым утверждены Положение о Комиссии по направлению граждан Республики Беларусь на лечение или консультацию за пре­делы республики, Порядок направления граждан Республики Бела­русь на лечение или консультацию за пределы республики и Порядок оплаты расходов, связанных с направлением граждан Республики Беларусь на лечение или консультацию за пределы республики.

Граждане направляются на лечение или консультацию за грани­цу Комиссией по направлению граждан Республики Беларусь на лечение или консультацию за пределы республики. Она создается при Министерстве здравоохранения Республики Беларусь для отбо­ра больных, направляемых на лечение или консультацию за преде­лы республики, и внесения предложений Министерству здравоохра­нения по совершенствованию лечебно-профилактической помощи населению. Основной целью работы Комиссии является удовлетво­рение потребностей граждан Республики Беларусь в высококвали­фицированной медицинской помощи при отсутствии возможности ее оказания в условиях учреждений здравоохранения Республики Беларусь.

Основанием для рассмотрения вопроса о направлении больно­го на лечение или консультацию за пределы Республики Беларусь является совокупность следующих обстоятельств:

· отсутствие эффекта (согласно заключению консилиума, воз­главляемого главным специалистом Министерства здравоохранения) от использованных в отношении больного всех разрешенных и применяемых методов лечения в лечебно-профилактических учрежде­ниях Республики Беларусь;

· отсутствие возможности диагностики предполагаемого за­болевания в лечебно-профилактических учреждениях Республики Беларусь;

· применение в стране, где предполагается провести лечение, дополнительных новых методов лечения или диагностики;

· наличие достоверных положительных результатов от лече­ния и диагностики, основанных на официальных научных данных, в стране, где предполагается провести лечение или обследование.

Приоритет в направлении на лечение и консультацию за преде­лы Республики Беларусь имеют в первую очередь дети, пострадав­шие от катастрофы на Чернобыльской АЭС, с тяжелыми заболева­ниями, в отношении которых использованы все разрешенные к при­менению методы лечения в лечебно-профилактических учреждени­ях Республики Беларусь, а в государстве, где будет проведено ле­чение, к ним могут быть применены дополнительные или новые методы лечения (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 августа 1997 г. № 1113, с изм. и доп. от 12 мая 1998 г. № 739 «О совершенствовании порядка организации оздоровления и лечения детей за пределами Республики Беларусь»).

Подготовку вопроса на рассмотрение Комиссии о целесооб­разности направления больного на лечение или консультацию за пределы Республики Беларусь осуществляет Главное управление лечебно-профилактической помощи Министерства здравоохранения на основании представленных управлениями по охране здоровья облисполкомов и комитетом по охране здоровья Минского горис­полкома следующих документов:

· ходатайства органа здравоохранения;

· выписки из медицинской документации в трех экземплярах в отпечатанном виде при направлении в страны, не являющиеся члена­ми СНГ (из них 2 экземпляра — на английском языке), содержащей необходимые клинические данные о состоянии больного, проведен­ном обследовании и лечении;

· гарантийного письма об оплате расходов, связанных с выез­дом на лечение или консультацию (при направлении за счет средств ходатайствующего предприятия, учреждения, организации);

· заключения консилиума, возглавляемого главным специали­стом Министерства здравоохранения об отсутствии эффекта от ле­чения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения республики.

Заседания Комиссии проводятся ежемесячно. Заседания Ко­миссии являются правомочными, если на них присутствуют не ме­нее 2/3 ее состава. Решения принимаются путем открытого голо­сования простым большинством голосов от числа присутствующих членов Комиссии. Решение Комиссии является окончательным, оно оформляется протоколом, который подписывается председателем, членами Комиссии, присутствовавшими на заседании, и сообщается заявителю в письменной форме в десятидневный срок. Комиссия повторно рассматривает документы в исключительных случаях, если появились вновь открывшиеся дополнительные обстоятельства.

По заключению Комиссии выезд на лечение или консультацию тяжелобольных может осуществляться с сопровождением их род­ственником или медицинским работником.

Управление внешних связей Министерства здравоохранения после принятия положительного решения Комиссией о направлении гражданина Республики Беларусь на лечение или консультацию за пределы республики обеспечивает:

· запросы в зарубежные лечебные учреждения в соответствии с решением Комиссии о возможности, сроках и стоимости лечения или консультации и совместно с Главным управлением лечебно-профилактической помощи и Главным управлением планирования эко­номики Министерства здравоохранения осуществляет оценку пред­ложений и выбор клиники;

· информирование больного о приглашении на лечение или консультацию или отказе ему в этом;

· оформление договора на лечение или консультацию больно­го между Министерством здравоохранения Республики Беларусь и зарубежным лечебным учреждением;

· содействие в получении визы в установленном порядке на выезд из Республики Беларусь и въезд в страну, где предполагается провести лечение или консультацию;

· представление в соответствии с заключенным договором в отдел бухгалтерского учета и отчетности Министерства здравоох­ранения информации о результатах лечения или консультации на­правленного больного, финансовых отчетов и копий счетов.

Оформление документов на выезд на лечение или консульта­цию за рубеж не производится, если с момента получения больным ответа (решения Комиссии) он (либо его родственники) без уважи­тельной причины более двух месяцев не обратился в Министерство здравоохранения за разъяснением.

Оплата расходов, связанных с лечением или консультацией граж­дан Республики Беларусь за пределами республики, направленных Комиссией, осуществляется за счет средств республиканского бюд­жета. Больным, выезжающим на лечение или консультацию само­стоятельно, за счет собственных средств или средств предприятий (учреждений), спонсоров, благотворительных средств и фондов, Министерство здравоохранения Республики Беларусь компенсацию расходов не производит.

Оплата лечения или консультации больных, направленных Ко­миссией в лечебные учреждения дальнего зарубежья и стран — уча­стниц СНГ, производится в соответствии с договорами на оказание медицинских услуг по условиям, указанным в официальных пригла­шениях, с последующим представлением счетов за фактически про­веденное лечение в соответствии с диагнозом.

В перечень расходов, подлежащих возмещению, включаются:

· транспортные расходы, включая доставку больного в клини­ку и обратно;

· стоимость лечения, в том числе оперативного, стоимость лекарств, консультаций, обследований и других медицинских услуг в соответствии с диагнозом, указанным в направлении;

· стоимость стационарного пребывания больного в клинике;

· стоимость амбулаторного лечения;

· стоимость проживания вне лечебного учреждения в период лечения;

· услуги переводчика.

Договор на оказание медицинских услуг заключается между лечебным учреждением (клиникой) и Министерством здравоохра­нения Республики Беларусь. К договору прилагается протокол со­гласования цены, который является неотъемлемой частью догово­ра, или утвержденный Министерством здравоохранения прейску­рант цен.

По окончании лечения или консультации больного лечебное учреждение представляет Министерству здравоохранения Респуб­лики Беларусь полный отчет об оказанных медицинских услугах и их фактической стоимости.

Министерство в 10-дневный срок после получения расчета от лечебного учреждения производит окончательный расчет или на­правляет запрос о возвращении излишне перечисленных средств (остатка).

Компенсация расходов, произведенных за наличный расчет больному, направленному на лечение или консультацию за пределы республики по решению Комиссии, производится в белорусских рублях по курсу Национального банка Республики Беларусь при представлении подтверждающих документов не позднее чем через 5 дней по возвращении с лечения или консультации.

Оплата проживания больного вне лечебного учреждения осу­ществляется в размерах не выше норм, принятых при возмещении командировочных расходов в соответствии с действующим законо­дательством Республики Беларусь.

Основанием для выдачи наличных денежных средств в со­ответствии с представленными документами являются:

· заявление больного;

· протокол решения Комиссии о направлении больного на ле­чение или консультацию за пределы республики;

· авансовый отчет с приложением подтверждающих докумен­тов;

· медицинские документы лечебно-профилактического учреж­дения, осуществлявшего лечение или консультацию больного, под­тверждающие объем оказанных медицинских услуг в соответствии с заключенным договором.

При принятии Комиссией решения о направлении больного с сопровождающим его лицом (за исключением медицинского ра­ботника) последнему возмещаются только расходы по проезду к месту лечения больного и обратно.

В случае проживания больного вне лечебного учреждения на период амбулаторного лечения или консультации ему может выда­ваться аванс наличной валютой на оплату расходов по найму жилого помещения не выше норм, принятых при возмещении командиро­вочных расходов в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь.

При выдаче Министерством здравоохранения больному направ­ления, гарантирующего оплату лечения в конкретном лечебном уч­реждении Российской Федерации, финансовые расчеты произво­дятся в соответствии с Соглашением между Россией и Беларусью о порядке предоставления медицинской помощи гражданам Республики Беларусь в учреждениях здравоохранения Российской Феде­рации и гражданам Российской Федерации в учреждениях здраво­охранения Республики Беларусь, подписанным 18 декабря 1996 г.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 207.