Право граждан на бесплатную медицинскую помощь
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В Конституции Рес­публики Беларусь закреплено, что государство создает условия доступного для всех граждан медицинского обслуживания. В соот­ветствии со ст. 45 Конституции граждане Республики Беларусь име­ют право на бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения.

Охрана здоровья народа является важнейшей задачей государ­ства, одним из направлений, определяющих его социальную полити­ку. На сегодняшний день нет ни одной страны, где бы эта проблема не являлась острой. Даже в самых благополучных, экономически устойчивых государствах вынуждены решать множество вопросов, связанных с оптимизацией медицинской помощи населению. В Рес­публике Беларусь сохранена государственная бюджетная система здравоохранения, которая, несмотря на определенные недостатки, позволяет обеспечивать все население республики доступной квали­фицированной медицинской помощью.

Право на бесплатное медицинское лечение и обслуживание - это совокупность закрепленных в законодательстве полномочий, которые обеспечивают каждому гражданину возможности получе­ния в случае обращения в государственное медицинское учрежде­ние бесплатного квалифицированного лечения и медико-социально­го обслуживания, выбора учреждения здравоохранения при реали­зации данного права, а также возможности требовать защиты в слу­чае его нарушения.

Право на медицинскую помощь в объективном смысле пред­ставляет собой совокупность правовых норм, регулирующих обще­ственные отношения, складывающиеся в процессе удовлетворения потребностей населения в медицинском обеспечении.

Субъектами правоотношений по медицинскому обслуживанию, с одной стороны, выступают граждане-пациенты, нуждающиеся в медицинском лечении и обслуживании, с другой - учреждения здра­воохранения. Гражданин-пациент выступает управомоченной сторо­ной. Обязанной стороной в этих правоотношениях выступают учреждения здравоохранения (фельдшерско-акушерские пункты, по­ликлиники, консультации, больницы, диспансеры и т.д.), являющие­ся субъектами предоставления медицинской помощи.

В теории вопрос о характере отношений, возникающих при предоставлении услуг по медицинскому обслуживанию, является дискуссионным. Имеются три подхода к решению данного вопроса. Представители первого подхода считают, что данные правоотношения носят гражданско-правовой характер, так как возникают на основе гражданско-правового договора.

Представители второго подхода считают, что данные правоотношения носят административно-правовой характер, так как возникают, как правило, на основании решения административного органа или суда (например, принудительное медицинское освидетельствование или лечение).

Представители третьего подхода считают, что отношения по поводу предоставления медицинской помощи схожи с пенсионными правоотношениями и другими правоотношениями, регулируемыми нормами права социального обеспечения. Они возникают между государством в лице его органов и гражданами. Государство обязано оказать медицинскую помощь нуждающимся в ней лицам. Необходимость же в поддержке государства – ядро права социального обеспечения.

Система здравоохранения состоит из государственного и частного здравоохранения.

Государственное здравоохранение включает Министерство здравоохранения, управления и отделы здравоохранения местных исполнительных и распорядительных органов, отраслевые органы управления министерств, медицинские учреждения образования и научно-исследовательские организации.

Частная система здравоохранения включает организации здравоохранения, медицинские учреждения образования и научно-исследовательские организации, создаваемые физическими лицами и негосударственными юридическими лицами.

       Предоставление гражданам Республики Беларусь медицинской помощи и лечения регулируется следующими основными нормативными правовыми актами: Конституцией Республики Беларусь; Законом Республики Беларусь от 18 июня 1993 года №2 435-XII «О здравоохранении»; Законом Республики Беларусь от 31 января 1995 года № 3539-XII «О донорстве крови и ее компонентов»; Об оказании психиатрической помощи: Закон Республики Беларусь от 7 января 2012 г. ; Законом Республики Беларусь от 4 марта 1997 года № 28-З «О трансплантации органов и тканей человека»; Законом Республики Беларусь от 20 марта 2006 года № 161-З «О лекарственных средствах».

Согласно статье 5 Закона Республики Беларусь «О здравоохранении» граждане Республики Беларусь независимо от пола, расы, языка, национальности, должностного и социального положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, иных обстоятельств имеют право на охрану здоровья.

Это право обеспечивается охраной окружающей среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, гигиеническим воспитанием и обучением граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, созданием условий для занятий физической культурой и спортом, а также предоставлением населению доступной медицинской помощи, включая бесплатное лечение в государственных организациях здравоохранения.

Сущность медицинской помощи заключается в том, что в целях профилактики заболеваний, непрерывности медицинского наблюдения и  лечения граждане Республики Беларусь закрепляются за организациями здравоохранения по месту жительства или месту работы, службы, учебы. 

Объектом правоотношений по медицинскому обеспечению выступают медицинские услуги. Медицинская услуга представляет собой разновидность профессиональных услуг. При их оказании законом предъявляются повышенные требования к квалификации исполнителя.

Притязание гражданина на получение конкретного вида меди­цинской помощи и предоставление ему таковой обязанным субъек­том на условиях социальной алиментарности - это основная схема поведения участников отношений по медицинскому обеспечению.

Субъективное право на медицинскую помощь является выра­жением правовых возможностей, адресуемых гражданам правовы­ми нормами как субъектам права. Субъективное право граждан на конкретный вид медицинского лечения и обслуживания представля­ет собой право данного лица, реализуемое в конкретном правоот­ношении по поводу профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной помощи и мер медико-социального характера по уходу за больными. Каждый гражданин имеет право пройти ме­дицинское обследование и получить медико-санитарную помощь в любом медицинском учреждении с учетом его профиля и мощно­сти; граждане имеют право на получение полной и достоверной информации о состоянии своего здоровья.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 248.