Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

При социальном обслуживании пожилых и нетрудоспособных людей общество берёт на себя полностью либо частично расходы, связанные с оплатой стоимости услуг. При этом в порядке социального обслуживания удовлетворяются специфические потребности, характерные именно для данной категории граждан.

Социальное обслуживание рассматривается как крайне необходимое дополнение к денежным выплатам, значительно повышающим эффективность всей государственной системы социального обеспечения.

Система социального обслуживания пожилых граждан во многих странах охватывает: медицинскую гериатрическую помощь, как стационарную, так и поликлиническую. Содержание и обслуживание в домах-интернатах, помощь на дому лицам, нуждающимся в постороннем уходе; протезную помощь, обеспечение транспортными средствами; трудоустройство желающих продолжать пассивную трудовую деятельность и их профессиональное переобучение; организацию труда на специально созданных предприятиях, цехах; жилищно-бытовое и коммунальное обслуживание; организацию досуга и т. д.

Медико-социальная реабилитация направлена на усовершенствование устройств и приспособлений. В реабилитационной технологии выделяют следующие направления: системы коммуникации; сенсорного устройства, индивидуальные средства передвижения, функциональная электростимуляция.

В Республике Беларусь медико-социальную помощь населению оказывают два крупных ведомства - Министерство здравоохранения и Министерство труда и социальной защиты населения. Самыми массовыми медицинскими учреждениями являются поликлиники, амбулатории и стационары.

Можно выделить три типа помощи пожилым. Это первичная медико-санитарная помощь, включая широкий набор методов и приемов, которые доступны как для каждого человека в отдельности, так и для всего населения. Сюда входит первичный контакт со службами здравоохранения, а также традиционное оказание помощи службами здравоохранения.

Демографическая ситуация в нашей стране характеризуется увеличением абсолютного и относительного числа лиц пожилого и старческого возраста в общей структуре населения. Так, согласно данным демографического департамента ООН, количество людей в возрасте 60 лет и более составляет 17, 8% всего населения.

Одним из проявлений заботы государства о престарелых гражданах является создание в стране специальных учреждений, предназначенных для жизни в них пожилых и нетрудоспособных людей.

Дом-интернат для престарелых и инвалидов общего типа является медико-социальным учреждением, предназначенным для постоянного и временного проживания на полном государственном обеспечении либо за плату одиноких престарелых и инвалидов, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании. Дома-интернаты общего типа могут подразделяться на дома-интернаты для престарелых и инвалидов; дома-интернаты для инвалидов в возрасте от 18 до 40 лет.

Стационарное обслуживание направлено на оказание разносторонней социально-бытовой помощи в специализированных учреждениях (вне дома) и включают меры по созданию для граждан пожилого возраста и инвалидов наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, реабилитационных мероприятий медицинского, социального и лечебно-трудового характера, обеспечения ухода и медицинской помощи, организацию их отдыха и досуга.

В дома-интернаты на полное государственное обеспечение принимаются одинокие граждане, женщины, достигшие — 55 лет, мужчины— 60 лет и инвалиды I и II групп старше 18 лет. А в дом-интернат для инвалидов — только инвалиды I и II групп в возрасте от 18 до 40 лет, не имеющие трудоспособных родственников, обязанных по закону их содержать, либо чьи родственники проживают за пределами Республики Беларусь.

Престарелые и инвалиды, имеющие в Республике Беларусь трудоспособных родственников, обязанных их содержать, но по каким-либо причинам не могущие проживать в семье, могут быть приняты в дом-интернат в порядке исключения по ходатайству исполнительных и распорядительных органов и решению отделов, управлений социальной защиты областей и г. Минска.

Прием в дом-интернат производится по путевке областных отделов, управлений, Минского городского управления социальной защиты, выдаваемой в соответствии с Инструкцией о медицинских показаниях и противопоказаниях к приему в дома-интернаты.

Инвалиды участники Великой Отечественной войны, и члены семей погибших военнослужащих, а, также умерших инвалидов и участников Великой Отечественной войны, лица, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, жертвы политических репрессий 20-80-х годов и члены их семей принимаются в дом-интернат в первоочередном порядке.

Временное выбытие престарелых и инвалидов из дома-интерната по личным мотивам разрешается только с согласия директора на срок не более трех месяцев в общей сложности в течение календарного года. Однако в случае невозвращения без уважительных причин в течение двух недель после установленного срока, подлежат снятию с государственного обеспечения и могут быть восстановлены только на общих основаниях.

Выписка престарелого или инвалида из дома-интерната производится с разрешения областных отделов, управлений, Минского городского управления социальной защиты. При том условии, что они должны иметь жилую площадь, средства к жизни и возможность самообслуживания или иметь родственников, которые могут их содержать и обеспечить необходимый уход за ними. Выписка производится в следующих случаях:

-по личному заявлению престарелого или инвалида;

-при установлении ІІІ группы инвалидности при очередном переосвидетельствовании инвалиду I или II группы.

Отчисляются из дома-интерната независимо от вышеприведенных условий за систематическое нарушение правил внутреннего распорядка, грубое нарушение общественного порядка и привлечение к административной ответственности.

Стационарное социальное обслуживание ветеранов войны и труда осуществляется Республиканским интернатом ветеранов войны и труда, который создается, реорганизуется и ликвидируется Советом Министров.

Граждане, имеющие трудоспособных родственников, обязанных по закону их содержать, принимаются в интернат на полное платное содержание или неполное государственное обеспечение. При неполном государственном обеспечении граждане обеспечиваются бесплатно всеми видами обслуживания, за исключением одежды и обуви. Отдельные граждане, имеющие трудоспособных родственников, но по каким-либо причинам не могущие проживать в семье, могут быть приняты в интернат на полное государственное обеспечение в порядке исключения по решению коллегии Министерства труда и социальной защиты.

Временное выбытие и выписка осуществляется так же, как и в домах-интернатах для престарелых и инвалидов общего типа. При выписке из интерната гражданину (кроме лиц принятых на временное проживание и платное обслуживание) выдаются закрепленные за ним одежда, белье и обувь по сезону, личные вещи и ценности, хранящиеся в учреждении, а также справка с указанием времени пребывания в интернате.

Психоневрологический интернат является медико-социальным учреждением. Он предназначен для постоянного, временного (сроком от 2 до 6 месяцев) и пятидневного в неделю проживания престарелых граждан, а также инвалидов, страдающих хроническими психическими заболеваниями, признанных в установленном порядке недееспособными и нуждающимися в уходе, бытовом и медицинском обслуживании. В психоневрологический интернат принимаются лица (женщины с 55 лет, мужчины с 60 лет и инвалиды I и II групп старше 16 лет), страдающие хроническими психическими заболеваниями, нуждающиеся по состоянию здоровья в уходе, бытовом обслуживании и медицинской помощи в соответствии с Инструкцией о медицинских показаниях и противопоказаниях к приему в дом-интернат.

Прием в психоневрологический интернат производится по путевкам, выдаваемым на основании заявления самого гражданина либо его родственников или решения органа опеки и попечительства. Администрация психоневрологического интерната обязана не реже одного раза в год проводить комиссионное освидетельствование лиц, проживающих в них, с целью решения вопроса о дальнейшем содержании в этом учреждении, а также о возможности пересмотра решения об их недееспособности.

Временное выбытие из психоневрологического интерната престарелых, инвалидов может быть разрешено с учетом заключения врача, а также при наличии письменного обязательства родственников или других лиц об обеспечении ухода за больными и с согласия директора на срок не более 3 месяцев в году в общей сложности. При этом расходы, связанные с поездкой к родственникам или другим лицам, за счет бюджета не возмещаются. Выписка из психоневрологического интерната производится: по личному заявлению лица при наличии заключения врачебной комиссии с участием врача-психиатра о том, что по состоянию здоровья указанное лицо способно проживать самостоятельно; по заявлению членов семьи, других родственников или законного представителя, обязующихся осуществлять уход за лицом, признанным в установленном порядке недееспособным, при наличии у них соответствующих нормативов жилой площади.

Специальный дом-интернат для престарелых инвалидов является медико-социальным учреждением, предназначенным для постоянного проживания потерявших социальные связи инвалидов I и II групп, престарелых граждан из числа освобождаемых из мест лишения свободы, а также направляемых из приемников-распределителей; лиц из числа указанных инвалидов и престарелых, ранее судимых или неоднократно привлекавшихся к административной ответственности за нарушение общественного порядка, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании, систематическом и целенаправленном воспитательном воздействии.

Направление этих инвалидов и престарелых в специальный дом-интернат производится с их согласия на основании заключения медицинской комиссии о том, что они нуждаются в постороннем уходе, и при отсутствии трудоспособных родственников, обязанных их содержать.

Выписка престарелого или инвалида из специального дома-интерната производится по его заявлению с разрешения управления социальной защиты, в ведении которого находится дом-интернат. Учитывается наличие жилой площади, средства к существованию и возможность самообслуживания или при наличие родственников, которые могут и согласны содержать, обеспечить необходимый уход за ним, а также в случае установления инвалиду I или II группы при очередном освидетельствовании III группы инвалидности. Исполнительные и распорядительные органы принимают меры по трудоустройству и обеспечению жильем инвалидов, которым установлена III группа инвалидности. Временное выбытие престарелых и инвалидов из специального дома-интерната по личным мотивам разрешается с согласия директора дома-интерната на срок не более одного месяца с учетом заключения врача о возможности выезда.

Престарелые и инвалиды, проживающие в специальном доме-интернате, не нарушающие общественный порядок и правила внутреннего распорядка специального дома-интерната, по их желанию могут быть переведены в дом-интернат для престарелых и инвалидов общего типа.

Полустационарное обслуживание предполагает комбинирование обслуживания на дому и в специализированных учреждениях и нацелено на предоставление услуг социально-бытового, медицинского, культурного характера, организацию питания, отдыха, обеспечение участия граждан в посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни.

Надомное обслуживание включает в себя предоставление комплекса услуг по месту жительства гражданина. На дому обычно предоставляются следующие виды социальных услуг:

• организация питания, включая доставку продуктов на дом;

• помощь и приобретение медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости;

• содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинские учреждения; поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;

• помощь в организации юридической помощи и иных правовых услуг; содействие в организации ритуальных услуг; другие надомные услуги.

Порядок предоставления гражданам пожилого возраста и инвалидам полу стационарного и срочного социального обслуживания, а также социальной помощи на дому утвержден постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 17сентября 2007 г № 114 «Об утверждении Примерного Положения о территориальном центре социального обслуживания населения».

Контрольные вопросы

 

1) Понятие социального обслуживания.

2) Виды социальных услуг.

3) Основания предоставления услуг по социальному обслуживанию.

4) Порядок предоставления услуг по социальному обслуживанию.

5) Система органов, осуществляющих социальное обслуживание

 

Рекомендуемая литература

 

1) О социальном обслуживании: Закон Респ. Беларусь от 22 мая 2000 г. № 395-З: с изм. и доп.: текст по состоянию на 08 января 2015 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь – 2000. – № 50. – 2/170.

2) Право социального обеспечения: учебник / Под ред. И.В. Гущина. – Мн.: Амалфея, 2002. – С. 475-479.

3) Перечень показаний, медицинских показаний и противопоказаний для помещения граждан в учреждения социального обслуживания системы Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь: Постановление Министерства труд а и социальной защиты Респ. Беларусь от 10 нояб. 2003 г. № 140/48: с изм. и доп.: текст по состоянию на 12 янв. 2010 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2003. – № 137. – 8/10282.

4)  Положение о Территориальном центре социального обслуживания населения: Постановление Министерства труда и социальной защиты Респ. Беларусь от 17 сент. 2007 г. № 114. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2003. – № 137. – 8/10282.

5)  Об утверждении Перечня бесплатных и общедоступных социальных услуг, предоставляемых государственными учреждениями социального обслуживания системы Министерства труда и социальной защиты в соответствии с их профилем и Положения о порядке и условиях предоставления социальных услуг государственными учреждениями социального обслуживания системы Министерства труда и социальной защиты: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 8 июня 2001 г. № 858: с изм. и доп.: текст по состоянию на20 мая 2008 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. –2001. – № 58. – 5/6182.

6)  Лукашенкова, А.В. Социальная поддержка населения и оптимизация сети учреждений социального обслуживания / А.В. Лукашенкова // Современные проблемы трудового права и права социального обеспечения: материалы междунар. научн.-практ. конф. (г. Минск 22-23 июня) – Минск: БГУ, 2006. – С. 164-166.

7) Гущин, И. В. Право социального обеспечения / И. В. Гущин: учеб – метод. Комплекс: в 2 ч. Ч.1: Общая часть – Гродно: ГрГУ им. Я. Купала, 2011. – 420 с.

8) Гущин, И. В.Социальное право: вопросы теории : моногр. / И. В. Гущин,А. Г. Авдей; под общ. ред. И. В. Гущина. – Гродно : ГрГУ, 2013. – 375 с.

9) Галаганов, В.П. Право социального обеспечения: учебник для студ. сред. проф. учеб.заведений / В.П. Галаганов – 5-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия»,2009. – 416 с.

10) Курс права социального обеспечения Республики Беларусь /Т.А. Постовалова. – Минск: Тесей, 2008. – 512 с.

11) Кирякова, И.Н. Право социального обеспечения / И.Н.Кирякова: учебно-методический комплекс для студентов юрид. факультета: – Новополоцк. – 2010. – 221 с.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 232.