8.1. Понятие, признаки и условия назначения пенсии по инвалидности
Пенсия по инвалидности – это один из видов трудовых пенсий, представляющий собой ежемесячную денежную выплату алиментарного характера, выплачиваемую из Фонда социальной защиты населения гражданам, которые признаны МРЭК инвалидами 1, 2 или 3 группы, назначаемую на время инвалидности в размерах, соизмеримых с их заработком и стажем работы.
Можно выделить следующие признаки пенсии по инвалидности:
ежемесячные выплаты;
денежные выплаты;
круг лиц – инвалиды 1, 2, 3 группы;
алиментарный характер;
источник выплаты – Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь или средства государственного бюджета;
период выплаты – на время установления инвалидности;
выплачиваются в размерах, зависящих от прошлого заработка.
Согласно Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Республике Беларусь пенсия по инвалидности должна базироваться на общих с пенсиями по возрасту принципах в части, применимой к этой пенсии. Кроме этого, условия и нормы пенсионного обеспечения по инвалидности целесообразно поставить в зависимость от возможности предоставления инвалиду и получения им услуг по профессиональной реабилитации, поощряя его тем самым к продолжению работы (даже иного профиля).
В.С. Андреев считает, что отличие пенсии по инвалидности от пенсии по возрасту и за выслугу лет заключается в том, что «не всегда учитывается занятие определенной общественно полезной деятельностью: 1) иногда требуется конкретная продолжительность деятельности; 2) иногда требуется только факт общественно полезной деятельности; 3) иногда имеет значение только время совершения общественно полезной деятельности».
В отличие от пенсии по возрасту, назначаемой пожизненно, пенсия по инвалидности выплачивается в течение определенного времени, а именно, на время инвалидности, установленной МРЭК. Основным юридическим фактом возникновения права на данную пенсию является инвалидность, установленная МРЭК. Важной характеристикой пенсий по инвалидности является признак алиментарности, который, в отличие от других видов пенсий, заключается в том, что пенсия по инвалидности может выплачиваться гражданину без каких-либо встречных обязанностей у получателей пенсии. Пенсионное обеспечение происходит в данном случае не в качестве вознаграждения за труд, а за счет средств общественных фондов без какого-либо участия трудящихся своими взносами на их образование
Согласно ст. 1 Декларации о правах инвалидов, принятой Генеральной ассамблеей ОН 9.12.1975, инвалидом – признается лицо, которое не может самостоятельно обеспечивать полностью или частично потребности нормальной личной и (или) социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет, его или её физических или умственных способностей.
Согласно статье 2 Закона Республики Беларусь «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» инвалидом признается лицо, которое в связи с ограничением жизнедеятельности вследствие наличия физических или умственных недостатков нуждается в социальной помощи и защите
Инвалидом – лицо с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами мешают полному и эффективному участию его в жизни общества наравне с другими.
Условиями признания гражданина инвалидом являются:
1) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
К основным видам оцениваемых нарушений функций организма относятся:
· нарушения психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, интеллекта, эмоций, воли, сознания, поведения, психомоторных функций);
· нарушения языковых и речевых функций (нарушение устной (заикание, алалия, афазия) и письменной (дисграфия, дислексия), вербальной и невербальной речи, нарушение голосообразования);
· нарушение сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания, тактильной, болевой, температурной и других видов чувствительности);
· нарушение статодинамических функций (двигательных функций головы, туловища, конечностей, статики, координации движений);
· нарушение функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, кроветворения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции, иммунитета;
· нарушения, обусловленные физическим уродством (деформации лица, головы, туловища, конечностей, приводящие к внешнему уродству, аномальные отверстия пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного трактов, нарушение размеров тела).
При оценке различных показателей, характеризующих стойкие нарушения функции организма человека, выделяются четыре степени их выраженности:
1 -я степень – легкие (незначительно выраженные) нарушения функции;
2 -я степень – умеренные (умеренно выраженные) нарушения функции;
3 -я степень – выраженные нарушения функции;
4 -я степень – резко выраженные нарушения функции.
2) ограничения жизнедеятельности;
Жизнедеятельность – совокупность всех видов деятельности в рамках целостного организма, достигаемая за счет взаимодействия функций различных органов и систем в рамках целостного организма, способствующая формированию сложных биосоциальных функций индивидуума (категорий жизнедеятельности), обеспечивающих независимое существование в окружающей среде;
Ограничение жизнедеятельности – полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью, которая приводит к невозможности выполнять повседневную деятельность способом и в объеме, обычных для человека, воздвигает барьеры в среде его обитания и приводит к социальной недостаточности;
К основным критериям жизнедеятельности человека относятся:
а) способность к самообслуживанию - способность самостоятельно справляться с основными физиологическими потребностями, выполнять повседневную бытовую деятельность и сохранять навыки личной гигиены, обеспечивающая эффективное независимое (в соответствии с возрастными особенностями) существование в окружающей среде;
б) способность к самостоятельному передвижению - способность эффективно самостоятельно передвигаться (ползать, ходить, бегать, преодолевать препятствия, сохранять равновесие тела, удерживать позу, пользоваться личным и общественным транспортом) в своем окружении в рамках выполняемой бытовой или ведущей возрастной деятельности, обеспечивая возможность быстро и адекватно модифицировать свои действия.
в) способность к ориентации - способность самостоятельно воспринимать и анализировать окружающую действительность (место, пространство, время, личность).
г) способность к общению - способность устанавливать контакты с другими членами общества и поддерживать привычные взаимоотношения путем восприятия, переработки и воспроизведения информации.
д) способность контролировать свое поведение - способность к осознанию себя и адекватному поведению в соответствии с морально-этическими и социально-правовыми нормами среды обитания.;
е) способность к обучению - способность к восприятию, осмыслению, накапливанию и воспроизведению информации и знаний (общеобразовательных, специальных, профессиональных), овладению навыками и умениями (профессиональными, социальными, культурными, бытовыми), выполнению необходимых практических действий;
ж) способность к трудовой деятельности - совокупность физических, психофизиологических и психологических возможностей, формируемых в результате физического, психологического и культурного развития личности, общего и специального образования, выработки трудовых навыков и мастерства, необходимых и достаточных для качественного выполнения любого (в том числе неквалифицированного) труда обычного содержания, обычным способом, в обычном объеме и обычных условиях, способность выполнять обычную для человека роль в жизни (с учетом возраста, пола, места жительства, образования), способность к самостоятельному проживанию, установлению социальных связей, поддержанию экономической независимости.
з) способность к ведущей возрастной деятельности (при оценке категорий нарушения жизнедеятельности у детей) - способность выполнять деятельность, определяющую основное содержание повседневной жизни ребенка в конкретный возрастной период:
от 0 до 1 года – эмоционально-личностное общение (с матерью, лицом, осуществляющим уход);
от 1 до 3 лет – предметная деятельность;
от 4 до 6 лет – игровая (сюжетно-ролевая) деятельность;
от 7 до 13 лет – познавательная деятельность;
от 14 до 18 лет – общение, учебно-профессиональная деятельность.
При комплексной оценке различных показателей, характеризующих нарушение основных категорий (критериев) жизнедеятельности человека, выделяют пять функциональных классов их выраженности (%):
ФК 0 – характеризует отсутствие нарушения жизнедеятельности (0 %);
ФК 1 – легкое нарушение (от 1 % до 25 %);
ФК 2 – умеренно выраженное нарушение (от 26 % до 50 %);
ФК 3 – выраженное нарушение (от 51 % до 75 %);
ФК 4 – резко выраженное нарушение (от 76 % до 100 %).
Ограничения жизнедеятельности оцениваются по каждому критерию в отдельности, учитывая возможность компенсации с помощью лекарственных средств, технических или иных вспомогательных средств, а также степень взаимного отягощения нарушенных функций организма в рамках одной из категорий.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 243.