Экономика страны в целом определяется с точки зрения институциональных единиц. Она включает в себя все институциональные единицы, которые являются резидентами на экономической территории страны. Рассмотрим данные термины подробнее:
- резиденты – институциональные единицы, осуществляющие или намеревающиеся осуществлять свою деятельность на экономической территории страны в течение длительного срока (не менее года). Единицы-резиденты осуществляют экономические операции с единицами-нерезидентами (то есть с единицами, являющимися резидентами экономики других стран). Такие операции представляют собой внешние операции экономики страны и группируются в счете остального мира [30, c. 121];
- экономическая территория страны – территория, административно управляемая правительством данной страны, в пределах которой лица, товары и капиталы могут свободно перемещаться. Она не включает территориальные анклавы других стран (посольства, военные базы и т.п.) или международных организаций, но включает анклавы данной страны на территории других стран [16, c. 79].
Система национальных счетов – это система взаимоувязанных показателей, применяемая для описания и анализа макроэкономических процессов [11, c. 174].
Ключевым показателем СНС является валовой внутренний продукт (ВВП), характеризующий стоимость товаров и услуг, произведенных в стране по всем видам экономической деятельности и предназначенных для конечного потребления, накопления и чистого экспорта. ВВП может быть рассчитан тремя методами: производственным, использования доходов и формирования ВВП по источникам доходов.
Помимо ВВП в системе национальных счетов учитываются следующие сферы экономической деятельности [25, c. 68]:
- отрасли материального производства (в том числе и государственного сектора);
- государственное управление;
- некоммерческие предприятия обслуживания населения и домашние хозяйства.
При этом учетчиками национальных счетов различаются такие понятия как экономическая операция, и экономический агент. Здесь экономический агент – это любой хозяйствующий субъект рыночной экономики, включая домашние хозяйства и некоммерческие организации. Экономическая операция в таком случае есть перемещение денежных средств или иных благ от одного экономического субъекта к другому. При учете, разумеется, используется денежное выражение рыночной стоимости перемещенных благ, для обеспечения базы сравнения [2, c. 217].
Сам учет проводится в виде двойной записи по типу принятой в бухгалтерском учете. Это обозначает, что каждая операция имеет плательщика и получателя, и поэтому записана один раз как ресурсы и один раз – как использование. Таким образом, все операции характеризуются в реальном и финансовом аспектах. Упрощенно можно представить расчет национальных счетов как бухгалтерию гигантского предприятия, которым является экономика страны, а цехами в нем будут тогда являться определенные секторы экономики.
В СНС используются две классификации. Первая классификация, используемая в счетах производства, потребления и капиталообразования, является функциональной, и выглядит следующим образом [10, c. 142–143]:
а) отрасли производства товаров и услуг;
б) органы общего государственного управления;
в) частные некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства;
г) домашние хозяйства.
Вторая классификация – институционная. Используется в счетах расходов и доходов и в счетах финансирования капитальных затрат [26, c. 52]:
а) нефинансовые предприятия;
б) финансовые учреждения;
в) органы общего государственного управления:
г) частные некоммерческие предприятия, обслуживающие домашние хозяйства;
д) домашние хозяйства, включая мелкие предприятия.
Вторая классификация в отличие от первой не рассматривает функциональные группы в экономике, а рассматривает предприятия как юридические лица.
При расчете показателей СНС накладываются определенные ограничения, связанные с исключением избыточности учета [1, c. 42]:
а) общий итог ресурсов должен быть равен общему итогу использования как по отдельным операциям, так и по отдельным счетам;
б) счета не должны отражать операций внутри одного и того же экономического агента. Однако на практике такие сделки могут учитываться как фиктивные купли и продажи одного и того же агента. Это необходимо для более точного расчета национального продукта, например, потребление фермером крупной части своей продукции;
в) теоретически счета не должны отражать также операций между экономическими агентами одной группы. На практике такие операции иногда отражаются в ресурсах и использовании данной группы агентов на одну и ту же сумму.
В настоящее время роль национального счетоводства в экономической жизни общества огромна. Объясняется это тем, что национальное счетоводство позволяет не только познать, но и прогнозировать различные комбинации экономических агентов, функций и операций, определяющих экономические равенства (сбалансированность) в экономике [5, c. 162].
Помимо сущности и роли, целесообразно также отметить определенные функции СНС (рисунок 1.1).
Рисунок 1.1 – Функции системы национальных счетов
Примечание – Источник: [18, c. 189].
Первые две функции – основные, так как описываемая в национальных счетах экономическая деятельность позволяет облегчить экономические действия государства в настоящем и будущем.
Вторые две – более конкретные. Последняя из них позволяет испытать некоторые гипотезы и теоретические концепции на реальном развитии, отраженном в счетах за определенный период времени.
Через систему национальных счетов видятся новые подходы к изучению динамики материальных и финансовых потоков при помощи дефляторов цен на товары и услуги конечного потребления и инвестиционного назначения. Рядом с направлением изучения рыночных процессов по методологии национальных счетов находятся вопросы статистического моделирования и анализа эффективности производства и производительности труда [13, c. 175].
Система национальных счетов связывает воедино важнейшие экономические показатели – объем выпуска товаров и услуг, совокупные доходы и расходы общества. СНС представляет собой современную систему сбора и обработки информации и применяется практически во всех странах для макроэкономического анализа рыночной экономики. Она позволяет в наглядной форме представить ВВП на всех стадиях его движения, т.е. производства, распределения, перераспределения и конечного использования. Ее показатели отражают структуру рыночной экономики, институты и механизмы функционирования. Использование СНС необходимо для проведения эффективной макроэкономической политики государства, экономического прогнозирования и для международных сопоставлений национального дохода [22, c. 136].
Также необходимо отметить, что система национальных счетов имеет свою структуру, однако в отдельно взятом государстве у данной структуры могут быть свои особенности. В связи с этим необходимо более детально изучить структуру СНС в Республике Беларусь
Дата: 2019-02-02, просмотров: 238.