Национальные счета – важнейший вид балансовых построений в статистике, представляющих собой систему взаимоувязанных показателей, которые характеризуют производство, распределение, перераспределение и использование конечного продукта и национального дохода [8, c. 45].
По методу построения национальные счета аналогичны бухгалтерским счетам, то есть каждая операция записывается дважды: по дебету (кредиту) одного счета и по кредиту (дебету) корреспондирующего счета.
Прежде чем работа в этой области приняла международный характер, исследования проводились в отдельных странах. Необходимость в данных исследованиях возникала в результате развития государственно-монополистического капитализма [3, c. 135].
Разработка балансовых построений за рубежом началась под влиянием кейнсианских идей о необходимости перехода от микро- к макроэкономическим исследованиям и государственному регулированию экономики с целью смягчения губительных последствий экономических кризисов.
Экономический кризис 1929–1933 гг. оказал влияние на дальнейшие изменения взглядов западных экономистов на экономическую роль государства. В те годы все большую популярность приобретала концепция активной экономической роли государства. Для конъюнктурной оценки предстоящего развития экономики и разработки конкретных мероприятий экономического и политического характера требовалась оценка итогов экономической деятельности в виде синтетических показателей конечного продукта и национальных расходов, капиталовложений и других взаимосвязанных между собой показателей. Так, исходя из чисто практических нужд, появляются национальные счета, которые в настоящее время являются не только универсальным методом анализа, но и регулирования экономического развития [14, c. 68].
История разработки международной системы национальных счетов (СНС) развивалась с небольшим отставанием от становления и развития национального счетоводства в США, Англии, Франции, Германии и в других капиталистических странах. Первыми осуществили балансовые построения немецкие статистики, но первый в мире баланс народного хозяйства был составлен советскими статистиками. Основным стимулом к разработке систем, достаточно полно отображающих картину национальной экономики, явились экономические и социальные последствия второй мировой войны. В связи с крушением колониальной системы и образованием молодых независимых государств со слаборазвитой экономикой возникла проблема индустриализации огромного числа стран.
Большую роль в развитии и совершенствовании национального счетоводства сыграли международные организации, имеющие специальные статистические подразделения [21, c. 174].
Наиболее значительную работу по унификации и стандартизации счетов, проблемам международной сопоставимости проводят статистические органы организации объединенных наций (ООН). Эта деятельность стимулируется необходимостью исчислить размер взносов государств-членов ООН, определяемый пропорционально объемам национального дохода разных стран.
СНС ООН – это концентрированное выражение и обобщение теории и практики национального счетоводства в развитых странах. В процессе реализации гипотетическая модель СНС претерпела существенные изменения. Условно можно выделить 4 этапа формирования СНС ООН:
1) первая версия СНС ООН разработана в 1952 г. (официальный документ опубликован в 1953 г.). Это была взаимоувязанная система из шести счетов (три сводных и три секторальных счета с субсчетами), характеризующих результаты и ход основных процессов в экономике.
Дальнейшее развитие национального счетоводства было связано с попытками интеграции разных балансовых построений межотраслевого баланса и системы показателей, характеризующих движение национального дохода, счетов производства, потребления и капиталовложений [12, c. 93];
2) в 1968 г. была принята новая версия международного стандарта по СНС. Ее принципиальная структура такова:
- сводные счета;
- счета производства, потребления и капиталоиспользования;
- счета доходов и расходов;
- счета финансирования капитальных затрат.
Система была построена на строгом разграничении текущих счетов и счетов капитала, каждый из которых разбивался на два класса. Текущие счета включали счета, относящиеся к производству товаров (первый класс), и счета, отражавшие использование доходов на приобретение потребительских продуктов и услуг, на трансферты и запасы (накопление) продуктов (второй класс). В первом случае объектами классификации являются товары и отрасли, в которых они производятся, а во втором – виды расходов и субъекты, осуществляющие их. Аналогичное разграничение и внутри счетов капитала. Счета капитальных затрат относятся к валовому капиталообразованию в различных отраслях национального хозяйства и инвестиционной деятельности правительства и частных бесприбыльных организаций (для различных целей), а счета финансирования капитала охватывают институционные сектора.
В целом и по отдельным секторам в системе давалась характеристика воспроизводимых и невоспроизводимых (земля, лесные ресурсы, полезные ископаемые и т.д.) материально-вещественных ресурсов, а также финансовых активов и пассивов, увязанных с движением потоков. Это позволяло проследить финансовые потоки, определить сбережения как источник финансирования и тем самым показать, в какой мере активы каждого сектора формируются за счет собственных средств и в какой мере за счет заемных, привлеченных со стороны [19, c. 78];
3) с 1993 г. действовала третья модификация стандартной международной системы национальных счетов (СНС-93), вобравшая в себя последние достижения в теории и практике национального счетоводства в отдельных странах. К изменениям концептуального характера данной системы относятся:
- введение категории ”смешанный доход“;
- проведение различия между расходами на конечное потребление и фактическим конечным потреблением;
- расширение понятия ”валовое накопление основного капитала“;
- уточнена институционная классификация;
- введение более четкого разграничение экономических операций на денежные и другие.
В данной СНС особое внимание обращено на блок показателей, характеризующих движение активов и пассивов, т.е. на финансовый аспект воспроизводства. Указанный аспект в методологических стандартах отражен и в детализации сектора финансовых учреждений [27, c. 204–205];
4) ныне действующая система появилась в 2008 г. Она включает все сферы производства за исключением некоторых бытовых услуг, учитывать которые практически невозможно.
Также СНС-2008 включает в себя новые определения и классификации компонентов ВВП и национального дохода, в том числе [20, c. 68]:
- учёт интеллектуальной собственности;
- производные финансовые инструменты;
- расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) и вооружение;
- анализ инфляции;
- международные сопоставления ВВП.
Расширение границ производства ведёт к существенному увеличению макроэкономических показателей (в том числе ВВП), особенно для стран с высокоразвитыми технологиями. Это может служить обоснованием дополнительной эмиссии наличных денег [6, c. 154].
Отдельно стоит отметить, что в СНС-93 и СНС-2008 более подробно отражаются распределительные и перераспределительные операции. Нефинансовые активы (накопление основного капитала и операции с землей) рассматриваются в счете капитала, а операции, связанные с изменением активов и пассивов – в финансовом счете. Нефинансовые нематериальные активы также включаются в балансовые таблицы [23, c. 147].
В настоящее время система национальных счетов в Республике Беларусь работает в соответствии и принципами СНС-2008.
Теперь необходимо подробно рассмотреть сущность и значение системы национальных счетов.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 210.