ТЕОРРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине ____________________________________________________

(наименование дисциплины)

 

на тему: ___________________________________________________________

 

Регистрационный № _______ от ______________

Отметка о допуске к защите:    __________________

Оценка, полученная на защите ________________

 

 

Студент ___ курса факультета _________________                          (наименование факультета) группы _____________________                   (наименование группы)   ___________ (подпись, дата) __________________ (инициалы, фамилия)
Руководитель ___________________________ (ученая степень, звание)   ___________ (подпись, дата)   __________________ (инициалы, фамилия)

Минск 20__



РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 29 с., 3 рис., 7 табл., 31 источник.

 

Тема: Система национальных счетов.

 

СЧЕТА, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ, ВАЛОВЫЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ (ВВП), ГОСУДАРСТВО, СТАТИСТИКА, ДИНАМИКА

 

Объект исследования – система национальных счетов Республики Беларусь.

Предмет исследования – показатели и значения системы национальных счетов Республики Беларусь.

Цель работы: теоретическое изучение развития международных систем национальных счетов (в частности в Республике Беларусь) и обоснование сущности данных систем в целом, практический анализ системы национальных счетов в Республике Беларусь с последующим нахождением в ней проблемных мест и поиском их устранения.

Методы исследования: анализ, обобщение, аналогия, сравнение, синтез, метод экстраполяции.

Исследования и разработки: изучена история и сущность системы национальных счетов, проанализирована система национальных счетов Республики Беларусь, разработаны предложения по устранению недостатков в некоторых областях данной системы.

Элементы научной новизны: выработана эффективная методология оценки эффективности сводных счетов в системе национальных счетов Республики Беларусь, предложены пути устранения выявленных в областях данной системы недостатков.

Область возможного практического применения: применение представленных путей устранения проблем в системе национальных счетов в Республике Беларусь на макроуровне.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

                                                                                           

                                                                                      ________________

                                                                                                                                                                                              (подпись студента)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………….. 4
1 Теоретические основы системы национальных счетов……………………... 6
1.1 История возникновения системы национальных счетов………………..... 6
1.2 Сущность, роль и функции системы национальных счетов……………… 9
1.3 Структура системы национальных счетов в Республике Беларусь………. 12
2 Система национальных счетов и ее показатели в Республике Беларусь….. 15
2.1 Анализ динамики сводных национальных счетов Республики Беларусь…………………………………………………………………………...   15
2.2 Значение внутреннего валового продукта в системе национальных счетов……………………………………………………………………………...   20
3 Недостатки, выявленные в процессе изучения системы национальных счетов Республики Беларусь и методы их устранения………………………...   24
Заключение ……………………………………….……………………………… 27
Список использованных источников…………………………………………… 28

ВВЕДЕНИЕ

    В середине 20-го века подавляющее большинство развитых и развивающихся стран пришли к пониманию необходимости государственного регулирования своей экономической деятельности. Регулирование может, осуществляться в самых разнообразных формах, которые условно делятся на административные, выражающиеся в законодательных актах и постановлениях органов власти, и экономические предполагающие использование таких рычагов, как налоги, цены, кредиты, и т.п. Вмешательство государства позволяет смягчить негативные последствия кризисных явлений, более эффективно и рационально использовать имеющиеся людские, природные, материальные и финансовые ресурсы.

    Для государственной регуляции экономической деятельности необходима достоверная экономика – статистическая информация, которая должна объективно отражать предпосылки, ход и результат процесса воспроизводства. Ценность результатов, получаемых с использованием статистических подходов. Поставила перед специалистами широкого круга вопрос о необходимости овладения хотя бы основами статистических знаний и приемов анализа.

    Система национальных счетов – современная система информации, используемая практически во всех странах мира для описания и анализа развития рыночной экономики на макроуровне: для исследования экономической деятельности в масштабах страны и ее регионов на основе взаимосвязанных балансов (счетов), отражающих потоки движения продуктов и их финансовых эквивалентов между экономическими агентами в процессе совершения ими различных экономических операций.

    Актуальность темы курсовой работы состоит том, что в современном мире значение системы национальных счетов приобретает нарастающий характер, т.к. правительству любой страны для принятия верных управленческих решений необходимо точно знать, что в настоящий момент и в предыдущие периоды происходит в экономике государства. 

    Цель курсовой работы состоит в теоретическом изучении развития международных систем национальных счетов (в частности в Республике Беларусь) и обоснование сущности данных систем в целом, практический анализ системы национальных счетов в Республике Беларусь с последующим нахождением в ней проблемных мест и поиском их устранения.

    Для решения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:

    - изучить теоретическую сущность и историю развития систем национальных счетов;

    - проанализировать основные составляющие системы национальных счетов Республики Беларусь;

    - дать практические рекомендации по устранению выявленных недостатков по данным системы национальных счетов Республики Беларусь.

Объект исследования – система национальных счетов Республики Беларусь.

Предмет исследования – показатели и значения системы национальных счетов Республики Беларусь.

Курсовая работа состоит из 3-х глав:

- теоретическая часть, в которой изложены основные положения систем национальных счетов;

- практическая часть, содержащая в себе анализ сводных счетов и валового внутреннего продукта Республики Беларусь;

- исследовательская часть, дающая общие практические рекомендации по устранению выявленных в ходе написания курсовой работы проблем по показателям системы национальных счетов в Республике Беларусь.

    Вопросом роли организационной структуры в управлении предприятием занимались многие отечественные и зарубежные ученые. Среди них: Бланк И.А., Орлова Е.Р., Ушаков И.И. и др.

Выбранная тема остается актуальной и представляет интерес для многих ученых-исследователей.

 



Таблица 2.5 – Рейтинг стран по уровню ВВП, 2016 г., млрд долларов США

 

Страна

Рейтинг МВФ ВВП 2016 г., млрд долл США

Страна

Рейтинг МВФ ВВП 2016 г., млрд долл США

КНР

1

21314

Новая Зеландия

67

180

США

2

18707

Судан

68

178

Индия

3

8715

Оман

69

184

Япония

4

5250

Словакия

70

170

Германия

5

4042

Беларусь

71

172

Палау

188

0,29

Доминикана

72

162

Кирибати

189

0,22

Азербайджан

73

169

Маршаловы острова

190

0,18

Кения

74

153

Науру

191

0,15

Танзания

75

150

Тувалу

192

0,04

Болгария

76

145

    Примечание – Источник: [31].

    Таким образом стоит отметить, что по состоянию на 2016 г. Республика Беларусь в рейтинге международного валютного фонда (МВФ) находилась на 71-й позиций между Словакией и Суданом. В пятерку лидеров по ВВП вошли такие страны как КНР, США и др., а замыкает список Тувалу.

    Теперь необходимо изучить положение Республики Беларусь относительно других стран по уровню ВВП на душу населения. Для этого также воспользуемся специальным рейтингом МВФ, который может отличаться от ситуации в конкретно взятой стране. Составим таблицу 2.6.

 

Таблица 2.6 – Рейтинг стран по уровню ВВП на душу населения, 2016 г., долларов США

 

Страна

Рейтинг МВФ ВВП на душу населения, 2016 г., долл США

Страна

Рейтинг МВФ ВВП на душу населения,2016 г., долл США

Катар

1

125160

Габон

66

19018

Люксембург

2

103286

Мальдивы

67

18246

Сингапур

3

89103

Беларусь

68

18074

Бруней

4

77422

Барбадос

69

18214

Ирландия

5

69248

Туркмения

70

16922

Малави

183

1134

Россия

48

26930

Нигер

184

1121

Украина

114

8331

ДРН

185

773

Литва

39

30097

Бурунди

186

745

Польша

44

27741

ЦАР

187

652

Латвия

50

25725

       Примечание – Источник: [31].

 

    В данной таблице представлен рейтинг стран по уровню ВВП на душу населения. В левой части таблицы располагаются лидеры и аутсайдеры списка. Так, на первом месте находится Катар с показателем 125160 долларов США, а на последнем – ЦАР – 187 долларов США.

    Помимо этого, в правой части таблицы располагаются 2 списка. Первый показывает положение Республики Беларусь в списке МВФ (по состоянию на 2016 г. это 68 место). Второй список показывает положение Республики Беларусь среди соседних стран. Изучив данный список, можно сказать, что все соседи нашей страны (за исключением Украины) опережают Республику Беларусь в данном показателе.

    Таким образом можно сказать, что Республика Беларусь в обоих рейтингах (по ВВП и ВВП на душу населения) занимает приблизительно одинаковые места, что может говорить о некой стабильности. Если сравнивать значения данных показателей у таких стран как, например, США, то можно заметить, что, не смотря на высокое значение ВВП, ВВП на душу населения у данной страны не входит в первую пятерку. Это же правило действует и в обратную сторону (например, Катар, занимающий 1-е место в рейтинге МВФ по ВВП на душу населения, не входит в 1-ю пятерку по уровню ВВП).

    В данной главе курсовой работы были проанализированы такие основные показатели системы национальных счетов Республики Беларусь как сводные счета, ВВП и ВВП на душу населения. Анализ сводных счетов показал, что из 9-ти счетов в Республики Беларусь выделяется счет операций с капиталом, однако на фоне остальных, изменения в динамике данного счета можно описать как ”не столь существенные“.

    Изучая уровень ВВП и ВВП на душу населения, стоит отметить, что Республика Беларусь в рейтингах МВФ находится на приблизительно одинаковых уровнях. По уровню ВВП на душу населения среди соседних стран Республика Беларусь опережает лишь Украину.

        

 

Таблица 3.1 – Пути устранения выявленных недостатков в макроэкономической ситуации Республики Беларусь

 

Выявленный недостаток Метод устранения
Снижение уровня валового сбережения Постепенное увеличение валового сбережения
Снижение валового накопления основного капитала Постепенное увеличение валового накопления основного капитала
Высокий уровень чистого заимствования Снижение уровня чистого заимствования и постепенный выход на чистое кредитование

Примечание – Источник: собственная разработка.

 

Теперь рассмотрим каждый метод, представленный в таблице 3.1 подробнее:

1) постепенное увеличение валового сбережения. В ходе анализа счета операций с капиталом было замечено, что в 2016 г. уровень валового сбережения снизился на 2,2 %.  Для повышения данного значения нужно сперва дать определение валовому сбережению.

Валовое сбережение – статистический показатель, который рассчитывается как разница между валовым располагаемым доходом и расходами на конечное потребление. Выражается в денежных единицах или в процентах от ВВП. [7, c. 45]. Таким образом определим составляющие валового сбережения на 2016 г. по формуле (3.1).

 

         ВС = ВРД – РКП = 91676,9 – 66619 = 27057,9,                      (3.1)

 

где: ВС – валовые сбережения;

    ВРД – валовый располагаемый доход;

    РКП – расходы на конечное потребление.

 

    Рассматривая значение в формуле 3.1, необходимо отметить, что в 2016 г. уровень валовых сбережений снизился на 2,2 % по сравнению с 2015 г. Для возвращения показателя на прежний уровень необходимо повысить его значение на 2,2 %. Также возможен вариант с меньшим повышением показателя (в этом случае необходимо воспользоваться дополнительно другими методами увеличения средств на счете операций с капиталом) либо с его увеличением, превышающим 2,2 % (что позитивно скажется на счете в целом). Достичь этого возможно путем повышения валового располагаемого дохода либо сокращением расходов на конечное потребление;

    2) постепенное увеличение валового накопления основного капитала. Изучая показатели счета операций с капиталом за 2016 г. было замечено, что вместе со снижением уровня валового сбережения снижается и уровень накопления основного капитала. Кроме того, нужно помнить, что данные показатели записаны двойным счетом.

    Так, за 2016 г. снижение валового накопления основного капитала составило 6,2 %. Это довольно значительно снижение, особенно учитывая, что валовое накопление основного капитала – это прирост нефинансовых активов, которые используются в течении длительного времени [15, c. 89].

    Таким образом можно сказать, что необходимо вернуть данный показатель на прежний уровень либо на показатель, превышающий этот уровень. Посмотрев на таблицу 2.2, нужно сказать, что 6,2 % в валовом накоплении основного капитала составляют 1607,9 млн руб.

    Валовое накопление основного капитала включает в себя:

    - приобретение за учетом выбытия новых и существующих основных фондов;

    - затраты на улучшение основного капитала и непроизводственных материальных активов;

    - расходы в связи с передачей права собственности на непроизводственные активы.

    Из этого следует, что для увеличения валового накопления основного капитала нужно увеличивать количество основных фондов, снижать затраты на улучшение основного капитала и непроизводственных материальных активов (зависит от ситуации, т.к. иногда затраты на улучшение основного капитала могут приносить дополнительную прибыль) и снижать расходы на передачу прав собственности на непроизводственные активы.

    3) снижение уровня чистого заимствования и постепенный выход на чистое кредитование. В 2016 г. по сравнению с 2015 г. и 2014 г. в Республике Беларусь отмечается значительное уменьшение чистого заимствования. Так, в 2016 г. его размер составил 76,2 млн руб.

    Однако, несмотря на то, что уровень чистого заимствования постепенно снижается, необходимо развивать данный показатель в сторону чистого кредитования, т.к. это позволит не только рассчитаться по долгам, но и давать долги иным субъектам.

    Увеличение уровня чистого кредитования – довольно сложная задача, т.к. Республике Беларусь должно хватать средств как на самостоятельное развитие, так и на выдачу кредитов остальному миру. К сожалению, в данных условиях возможно лишь надеяться, что в будущем Республика Беларусь сможет достичь такого уровня.

    Что касается средств по достижению этого уровня, то здесь можно лишь привести общие рекомендации:

    - повышение уровня ВВП;

    - увеличение экспорта и уменьшение импорта;

    - приватизация крупных государственных предприятий и др.

    Увеличение уровня чистого кредитования также покажет Республику Беларусь со стороны надежного экономического партнера на международной арене.

    В данной главе курсовой работы были рассмотрены 3 основные проблемы, обнаруженные при анализе системы национальных счетов Республики Беларусь и счета операций с капиталом в частности. По каждой проблеме был предложен вариант ее устранения. Так, для проблемы снижения уровня валового сбережения предлагается постепенно увеличивать валовые сбережения путем увеличения доходов либо снижением расходов, для проблемы снижения валового накопления основного капитала предполагается его постепенное увеличение путем увеличения количества основных фондов и снижения затрат, а высокий уровень чистого заимствования предлагается снизить либо заменить на чистое кредитование путем улучшения основных экономических показателей.

    Реализовав данный комплекс предложений, Республика Беларусь несомненно сможет увеличить свое финансово-экономическое положение, в том числе и на мировом уровне.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной курсовой работе рассматривались проблемы системы национальных счетов – важнейшей макроэкономической балансовой системы международной статистики.

Национальные счета как особая методология учета обладает огромными аналитическими возможностями, и СНС по праву считается главной информационной системой мира. Национальные счета являются одним из наиболее совершенных и распространенных в мировой практике балансовых методов комплексной статистической характеристики экономики в целом и ее отдельных результатов. Система национальных счетов обладает и большим прикладным потенциалом, поскольку речь идет о своеобразном способе описания основных экономических и социальных процессов, протекающих в обществе, которые, в сущности, составляют и характеризуют жизнь нации в течение определенного периода.

В ходе написания работы были раскрыты следующие вопросы:

- изучение теоретической сущности систем национальных счетов и истории их развития. Так, система национальных счетов – это важнейший вид балансовых построений в статистике, представляющих собой систему взаимоувязанных показателей, которые характеризуют производство, распределение, перераспределение и использование конечного продукта и национального дохода. Возникли системы национальных счетов в 20-х гг. 20-го века. За практически 100 лет СНС были значительно изменены, в частности в новейшую версию вошли затраты на интеллектуальную собственность и вооружение;

- проведен детальный анализ 10-ти сводных счетов СНС Республики Беларусь, который показал, что в счете операций с капиталом наблюдается отличная от других счетов тенденция, согласно которой данный счет вместо устойчивого роста показывает динамику от увеличения до уменьшения ниже прошлогодних показателей средств, расположенных на нем. Вместе с этим был проведен анализ ВВП и ВВП на душу населения в Республике Беларусь. В ходе анализа было выявлено, что в целом в стране наблюдается рост данных показателей, однако в сравнении как с высокоразвитыми странами, так и со странами-соседями, Республика Беларусь в этих показателях значительно отстает;

- выявлены 3 проблемы в счете операций с капиталом: снижение уровня валового сбережения, снижение уровня валового накопления основного капитала и высокий уровень заимствования. Для каждой проблемы был предложен вариант по ее устранению и даны практические рекомендации по его дальнейшему совершенствованию.

Таким образом можно сказать, что задачи курсовой работы выполнены, а цель – достигнута.

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине ____________________________________________________

(наименование дисциплины)

 

на тему: ___________________________________________________________

 

Регистрационный № _______ от ______________

Отметка о допуске к защите:    __________________

Оценка, полученная на защите ________________

 

 

Студент ___ курса факультета _________________                          (наименование факультета) группы _____________________                   (наименование группы)   ___________ (подпись, дата) __________________ (инициалы, фамилия)
Руководитель ___________________________ (ученая степень, звание)   ___________ (подпись, дата)   __________________ (инициалы, фамилия)

Минск 20__



РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 29 с., 3 рис., 7 табл., 31 источник.

 

Тема: Система национальных счетов.

 

СЧЕТА, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ, ВАЛОВЫЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ (ВВП), ГОСУДАРСТВО, СТАТИСТИКА, ДИНАМИКА

 

Объект исследования – система национальных счетов Республики Беларусь.

Предмет исследования – показатели и значения системы национальных счетов Республики Беларусь.

Цель работы: теоретическое изучение развития международных систем национальных счетов (в частности в Республике Беларусь) и обоснование сущности данных систем в целом, практический анализ системы национальных счетов в Республике Беларусь с последующим нахождением в ней проблемных мест и поиском их устранения.

Методы исследования: анализ, обобщение, аналогия, сравнение, синтез, метод экстраполяции.

Исследования и разработки: изучена история и сущность системы национальных счетов, проанализирована система национальных счетов Республики Беларусь, разработаны предложения по устранению недостатков в некоторых областях данной системы.

Элементы научной новизны: выработана эффективная методология оценки эффективности сводных счетов в системе национальных счетов Республики Беларусь, предложены пути устранения выявленных в областях данной системы недостатков.

Область возможного практического применения: применение представленных путей устранения проблем в системе национальных счетов в Республике Беларусь на макроуровне.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

                                                                                           

                                                                                      ________________

                                                                                                                                                                                              (подпись студента)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………….. 4
1 Теоретические основы системы национальных счетов……………………... 6
1.1 История возникновения системы национальных счетов………………..... 6
1.2 Сущность, роль и функции системы национальных счетов……………… 9
1.3 Структура системы национальных счетов в Республике Беларусь………. 12
2 Система национальных счетов и ее показатели в Республике Беларусь….. 15
2.1 Анализ динамики сводных национальных счетов Республики Беларусь…………………………………………………………………………...   15
2.2 Значение внутреннего валового продукта в системе национальных счетов……………………………………………………………………………...   20
3 Недостатки, выявленные в процессе изучения системы национальных счетов Республики Беларусь и методы их устранения………………………...   24
Заключение ……………………………………….……………………………… 27
Список использованных источников…………………………………………… 28

ВВЕДЕНИЕ

    В середине 20-го века подавляющее большинство развитых и развивающихся стран пришли к пониманию необходимости государственного регулирования своей экономической деятельности. Регулирование может, осуществляться в самых разнообразных формах, которые условно делятся на административные, выражающиеся в законодательных актах и постановлениях органов власти, и экономические предполагающие использование таких рычагов, как налоги, цены, кредиты, и т.п. Вмешательство государства позволяет смягчить негативные последствия кризисных явлений, более эффективно и рационально использовать имеющиеся людские, природные, материальные и финансовые ресурсы.

    Для государственной регуляции экономической деятельности необходима достоверная экономика – статистическая информация, которая должна объективно отражать предпосылки, ход и результат процесса воспроизводства. Ценность результатов, получаемых с использованием статистических подходов. Поставила перед специалистами широкого круга вопрос о необходимости овладения хотя бы основами статистических знаний и приемов анализа.

    Система национальных счетов – современная система информации, используемая практически во всех странах мира для описания и анализа развития рыночной экономики на макроуровне: для исследования экономической деятельности в масштабах страны и ее регионов на основе взаимосвязанных балансов (счетов), отражающих потоки движения продуктов и их финансовых эквивалентов между экономическими агентами в процессе совершения ими различных экономических операций.

    Актуальность темы курсовой работы состоит том, что в современном мире значение системы национальных счетов приобретает нарастающий характер, т.к. правительству любой страны для принятия верных управленческих решений необходимо точно знать, что в настоящий момент и в предыдущие периоды происходит в экономике государства. 

    Цель курсовой работы состоит в теоретическом изучении развития международных систем национальных счетов (в частности в Республике Беларусь) и обоснование сущности данных систем в целом, практический анализ системы национальных счетов в Республике Беларусь с последующим нахождением в ней проблемных мест и поиском их устранения.

    Для решения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:

    - изучить теоретическую сущность и историю развития систем национальных счетов;

    - проанализировать основные составляющие системы национальных счетов Республики Беларусь;

    - дать практические рекомендации по устранению выявленных недостатков по данным системы национальных счетов Республики Беларусь.

Объект исследования – система национальных счетов Республики Беларусь.

Предмет исследования – показатели и значения системы национальных счетов Республики Беларусь.

Курсовая работа состоит из 3-х глав:

- теоретическая часть, в которой изложены основные положения систем национальных счетов;

- практическая часть, содержащая в себе анализ сводных счетов и валового внутреннего продукта Республики Беларусь;

- исследовательская часть, дающая общие практические рекомендации по устранению выявленных в ходе написания курсовой работы проблем по показателям системы национальных счетов в Республике Беларусь.

    Вопросом роли организационной структуры в управлении предприятием занимались многие отечественные и зарубежные ученые. Среди них: Бланк И.А., Орлова Е.Р., Ушаков И.И. и др.

Выбранная тема остается актуальной и представляет интерес для многих ученых-исследователей.

 



ТЕОРРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ

Дата: 2019-02-02, просмотров: 192.