МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
_______________________________________________________________________________________________________
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, МЕХАНИКИ И ОПТИКИ
Кафедра графических технологий
Конспект
по дисциплине: «Культурология»
Искусство ХХ века
Выполнил
Студент гр.№ P3269
Симоненко Е. Г.
Проверил
Спиридонова А.М.
Санкт-Петербург
2018
Дизайн Ар-Нуво
Стиль ар-нуво (модерн)- прикладные искусства.
В Европе прикладные искусства переживают яркий рассвет. Ощущается влияние английского прикладного искусства.
Всемирная выставка в Париже, 1889 г. Эйфелева башня. Выставление витражных ламп Тиффани. Распространена вольная стилизация под средние века.
Утверждение департамента прикладных искусств. 26 декабря 1895 года на Левом берегу Сены, в Париже, открывается художественная галерея Сигфрида Бинга (Siegfried Bing), названная «Дом Нового Искусства»
Показ фабрик из многих французских городов – стекло Эмиля Галле. Хрестоматийные отображения модерна.
Значимые личности: Серрурьер Бови, Бельгия, и школа «Нанси», прямые очертания предметов.
Графический дизайн в ар-нуво – рекламный плакат и журнал.
Франция, начало 80-х. Жуль Шере, Альфонс Муха, Лотрек, Морис Биас. Засилие женских образов. Абстрактные понятия обозначаются словами женского рода. Женская фигура с атрибутом в руке – в рекламном плакате фигура имеет стертое значение, иносказательность. Техника – литографские оттиски, отрисованные. Журнал «Пан». Богатая иллюстрация виньетками, орнаментами, готические манускрипты – словарь франко-бельгийского ар-нуво (Пр.: Отто Экман, журнал «Югенд»). Реклама для АЕГ. Разработка шрифтов для промышленных предприятий. Влияние идей Морриса.
Голландские художники: Ян Тороп, геометризм. Пропорциональная система на основе вписанных друг в друга фигур. Заимствование символики, связанной с оккультными науками.
Чарльз Ренни Макинтош – след в истории графического дизайна, Глазго. 1890-1909 г построение школы.
Willow tearoom. Хилл Хауз, Хеленсбург, 1904 год. Поздний старый английский стиль. Влияние англо-японского стиля внутри.
Обеденные стулья с высокими спинками – изобретения. Маргарет Макдональд-Макинтош – жена, граф. Дизайнер, геометризированные строительные орнаменты. Влияние графики Бертсли, нет светотени. Орнаментальные панно для мужа.
Венский сецессион – выставочное общество. Йозеф Мария Ольбрих, 1897 год, большой выставочный павильон. Журнал «Велсакрум» - лучший из журналов ар-нуво. Лучшие художники публиковались там. В некоторых граф. работах заметно влияние британцев. «Венские мастерские» - фирма по продаже и выпуску предметов интерьера и ювелирных украшений.
Йозеф Хофман, 1910 год – модерн напоминает модернизм в интерьере. Макинтош влияет на Хофмана и Хозера.
Мода, Эмилия Флёге (подруга Климта). Мария Ликарц, рисование костюмов.
ГЕРМАНИЯ
Немецкий Веркбунд, Герман Мутезиус – основатель. Одна организация подала на него в суд, так как он дискредитирует немецкую художественную промышленность. Решение единомышленников– лучше исправлять недостатки, чем закрывать на них глаза. Карл Шмидт, 1910 г, построение Хеллерау. Роль Рихарда Римершмида – здание фабрики и мебель. Анри ван де Вельде – бельгийский архитектор, дом в Уккле (1895). Все детали спроектированы до мелочей. Часть ансамбля – платья жены из ткани драпировки гостиной. Дом – единая и связная художественная среда. Главное здание школы прикладных искусств великого герцога (впоследствии Баухауза) в Веймаре, 1904 г. Оформление книги Ницше.
Центр Немецкого прикладного искусства – Дармштадт. Во главе - Эрнст-Людвиг Гессенский. Колония художников + здание для всех художников с мастерскими. Выставки промышленности. Йозеф Мария Ольбрих строит эти здания.
Петер Беренс, художник книжной графики. Роль оформителя. Настоял на том, что собственный особняк спроектирует сам. Внутри отделан с исключительной роскошью. Иллюстрация статьи о собственном доме в каталоге выставки «Шедевры немецкого искусства» в Дармштадской колонии художников. Издательство Алекса Коха, 1901.Сам Беренс верстал, тщательная отрисовка рамок с орнаментами.
Любовь к абстрактным и геометрическим построениям. Сотрудничество с АЕГ. Постройка фабричных зданий, выставочных павильонов. Проектирование продукции: чайники, лампы.
1. Создание целостного корпоративного стиля
2. Узкое значение промышленного дизайна (дизайнеры ранее сотрудничали с ремесленными мастерскими)
3. Приборы – не стиль модерн, элементарны по форме, без орнаментов.
В его работах для АЕГ видят пример протомодернистского дизайна. Его приборы – предвестие модернизма. Много общего между модернизмом и классицизмом – внимание к пропорциям, выдержанность в стиле, внимание к деталям.
Графический дизайнер:
Использование гротеска на обложках. Изобретение модульной сетки – главное изобретение графических дизайнеров 20 века. Немецкий Веркбунд, участник, один из устроителей выставки 1914 года в Кёльне.
Мутезиус за стандартны, Ван де Вельде за свободу мысли художника. Спор о специфике промышленного дизайна.
Вывод:
Ар-нуво – время, когда происходят перемены.
1. Прикладное искусство – тоже искусство, не хуже живописи
2. Реформа в дизайн-образовании. Реформация старых учебных заведений и создание новых школ
3. Роль орнамента. От изобразительности к геометрии, а потом исчезает с поверхности
4. В книге – гротеск. Изобретение сетки. Первый полноценный корпоративный стиль
5. Мутезиус теоретик, Беренс – практик – формирование теории промышленного дизайна
6. Германия, Немецкий Веркбунд, а не Великобритания становится главным местом, где творится история дизайна.
Баухауз
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
_______________________________________________________________________________________________________
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, МЕХАНИКИ И ОПТИКИ
Дата: 2019-02-02, просмотров: 258.