Глава 2. Экспериментальная работа по формированию УУД на уроках ИЗО 22
Цели, задачи, условия эксперимента 22
Разработка заданий для выполнения условий сформированности УУД 23
Анализ результатов исследования 30
Заключение 32
Литература 34
Приложение 37
Введение
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса:
· подготовки учащихся к реальной жизни,
· готовности к тому, чтобы занять активную позицию,
· успешно решать жизненные задачи,
· уметь сотрудничать и работать в группе,
· быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.
Поэтому уже с этого, 2011-2012 учебного года, учителям первых классов пришлось переосмыслить цели и ценности современного начального образования с позиции новых стандартов.
Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику на первое место выходит развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.
Иначе говоря, приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Если коротко сформулировать задачу, которую ребёнок должен научиться ставить перед собой на протяжении всего курса обучения, она будет звучать так: учить себя!
И в решении этой задачи главное место занимает формирование системы универсальных учебных действий (УУД).
УУД - это совокупность способов действий, которая обеспечивает способность обучающегося к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Основы универсальных учебных действий надо закладывать в начальной школе на всех уроках.
Остановимся на уроках изобразительного искусства. Успехи в изучении изобразительного искусства во многом определяют результаты обучения школьника по другим школьным предметам.
Овладение системой изо, навыками речевой деятельности помогает лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей. Это основной путь к успешному межличностному и социальному взаимодействию [3, с. 9]
Следовательно, задача формирования и развития УУД отражается не только в планируемых результатах по изо, но и пронизывает все предметные области.
Таким образом, ИЗО является не только предметом изучения, но и средством обучения. А универсальные учебные действия являются психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования.
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования универсальных учебных действий младших школьников как средства эффективного обучения по ИЗО.
Исходя из актуальности проблемы, мы избрали тему исследования «Формирование универсальных учебных действий на уроках ИЗО в 1 классе по программе Б. Неменского».
Цель работы – изучить особенности формирования универсальных учебных действий на уроках ИЗО в 1 классе по программе Б. Неменского.
Объектом исследования является деятельность учеников на уроках ИЗО.
Предмет исследования: формирование универсальных учебных действий младших школьников на уроках ИЗО.
Гипотеза исследования: если при обучении младших школьников на уроках ИЗО систематически применять систему упражнений по формированию универсальных учебных действий, то это будет способствовать повышению уровня сформированности универсальных учебных действий учащихся начальных классов.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Определить сущность, особенности, значение универсальных учебных действий младших школьников.
3. Разработать и реализовать систему упражнений для формирования универсальных учебных действий младших школьников.
4. Выявить влияние разработанной системы упражнений на формирование универсальных учебных действий учащихся младших классов на уроках ИЗО.
База исследования: исследование осуществлялось на базе МОУ Полетаевская СОШ(отделение с.Чипышево) и (отделение д.Бутаки).
Практическая значимость исследования определяется возможностью использовать разработанную систему упражнений в практической деятельности учителей начальной школы по проблеме формирования универсальных учебных действий младших школьников на уроках ИЗО.
Глава 1. Формирование универсальных учебных действий младших школьников как психолого-педагогическая проблема
1.1. Основные понятия и их существенная характеристика
Сегодня актуальна фраза: “Кто владеет информацией, тот владеет миром”. Наши дети — это люди нового поколения, нового информационного общества. В современном мире актуально получение информации разными способами, из разных источников, умение осмыслить, переработать, освоить её. Поэтому возникает необходимость научить детей компетентностному подходу к решению данной проблемы.
Обучение, по своей природе и по особенностям его организации, процесс достаточно сложный. С одной стороны, он предполагает вооружение учащихся суммой действенных знаний, т. е. знаний, легко и сознательно применяемых в любой ситуации. Параллельно с этим и во взаимосвязи с ним идет другой, не менее важный, процесс формирования приемов учебного труда, определенных умений, дающих возможность учащимся усваивать знания легко и, более того, приобретать их самостоятельно. Фонд действенных знаний – это материал для формирования учебных умений; вместе с тем сформированные умения дают возможность пополнять этот фонд новыми знаниями.
Существует две категории учебных умений: общие и специальные. Речь пойдет об общеучебных умениях и навыках, которыми должен овладеть в ходе обучения любой учащийся.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 353.