Глава 1. Формирование универсальных учебных действий младших школьников как психолого-педагогическая проблема 6
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Оглавление 2

Введение 3

Глава 1. Формирование универсальных учебных действий младших школьников как психолого-педагогическая проблема 6

Основные понятия и их существенная характеристика 6

1.2. Сравнительный анализ формирования УУД по программе Б.Неменского и в других образовательных системах 11

Мониторинг по УУД на уроках ИЗО 16

Глава 2. Экспериментальная работа по формированию УУД на уроках ИЗО 22

Цели, задачи, условия эксперимента 22

Разработка заданий для выполнения условий сформированности УУД 23

Анализ результатов исследования 30

Заключение 32

Литература 34

Приложение 37

 

Введение

 

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса:

· подготовки учащихся к реальной жизни,

· готовности к тому, чтобы занять активную позицию,

· успешно решать жизненные задачи,

· уметь сотрудничать и работать в группе,

· быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.

Поэтому уже с этого, 2011-2012 учебного года, учителям первых классов пришлось переосмыслить цели и ценности современного начального образования с позиции новых стандартов.

Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику на первое место выходит развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.

Иначе говоря, приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Если коротко сформулировать задачу, которую ребёнок должен научиться ставить перед собой на протяжении всего курса обучения, она будет звучать так: учить себя!

И в решении этой задачи главное место занимает формирование системы универсальных учебных действий (УУД).

УУД - это совокупность способов действий, которая обеспечивает способность обучающегося к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Основы универсальных учебных действий надо закладывать в начальной школе на всех уроках.

Остановимся на уроках изобразительного искусства. Успехи в изучении изобразительного искусства во многом определяют результаты обучения школьника по другим школьным предметам.

Овладение системой изо, навыками речевой деятельности помогает лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей. Это основной путь к успешному межличностному и социальному взаимодействию [3, с. 9]

Следовательно, задача формирования и развития УУД отражается не только в планируемых результатах по изо, но и пронизывает все предметные области.

Таким образом, ИЗО является не только предметом изучения, но и средством обучения. А универсальные учебные действия являются психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования.

Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования универсальных учебных действий младших школьников как средства эффективного обучения по ИЗО.

Исходя из актуальности проблемы, мы избрали тему исследования «Формирование универсальных учебных действий на уроках ИЗО в 1 классе по программе Б. Неменского».

Цель работы – изучить особенности формирования универсальных учебных действий на уроках ИЗО в 1 классе по программе Б. Неменского.

Объектом исследования является деятельность учеников на уроках ИЗО.

Предмет исследования: формирование универсальных учебных действий младших школьников на уроках ИЗО.

Гипотеза исследования: если при обучении младших школьников на уроках ИЗО систематически применять систему упражнений по формированию универсальных учебных действий, то это будет способствовать повышению уровня сформированности универсальных учебных действий учащихся начальных классов.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.

2. Определить сущность, особенности, значение универсальных учебных действий младших школьников.

3. Разработать и реализовать систему упражнений для формирования универсальных учебных действий младших школьников.

4. Выявить влияние разработанной системы упражнений на формирование универсальных учебных действий учащихся младших классов на уроках ИЗО.

База исследования: исследование осуществлялось на базе МОУ Полетаевская СОШ(отделение с.Чипышево) и (отделение д.Бутаки).

Практическая значимость исследования определяется возможностью использовать разработанную систему упражнений в практической деятельности учителей начальной школы по проблеме формирования универсальных учебных действий младших школьников на уроках ИЗО.

Глава 1. Формирование универсальных учебных действий младших школьников как психолого-педагогическая проблема

 

1.1. Основные понятия и их существенная характеристика

 

Сегодня актуальна фраза: “Кто владеет информацией, тот владеет миром”. Наши дети — это люди нового поколения, нового информационного общества. В современном мире актуально получение информации разными способами, из разных источников, умение осмыслить, переработать, освоить её. Поэтому возникает необходимость научить детей компетентностному подходу к решению данной проблемы.

Обучение, по своей природе и по особенностям его организации, процесс достаточно сложный. С одной стороны, он предполагает вооружение учащихся суммой действенных знаний, т. е. знаний, легко и сознательно применяемых в любой ситуации. Параллельно с этим и во взаимосвязи с ним идет другой, не менее важный, процесс формирования приемов учебного труда, определенных умений, дающих возможность учащимся усваивать знания легко и, более того, приобретать их самостоятельно. Фонд действенных знаний – это материал для формирования учебных умений; вместе с тем сформированные умения дают возможность пополнять этот фонд новыми знаниями.

Существует две категории учебных умений: общие и специальные. Речь пойдет об общеучебных умениях и навыках, которыми должен овладеть в ходе обучения любой учащийся.

Тема: Разноцветные краски.

Цели: - познакомить с видами изобразительного искусства, материалами и инструментами для уроков изобразительного искусства, последовательным расположением цветов в спектре;

- дать представление о живописи;

- формировать навыки и умения организации рабочего места;

- развивать отзывчивость к красоте цвета в природе и искусстве;

- воспитывать интерес к предмету.

Ход урока

1. Орг. Момент.

- Прозвенел звонок,

Начинаем наш урок.

Будем изобразительное искусство изучать,

Творчество и фантазию развивать.

Конечно, не каждый может стать настоящим художником, но научиться рисовать и понимать искусство живописи доступно всем.

Вы хотите научиться рисовать? Я вам в этом помогу.

2. Сообщение темы урока.

Сколько в мире красок!

Сколько красоты!

Изобразительному искусству

Научишься и ты.

Какое это счастье –

Дарить людям прекрасное!

Только проявите старание,

Внимание и прилежание.

Для того, чтобы попасть в королевство красок, нужно приготовить к уроку необходимые принадлежности. Отгадайте какие:

Я в руке своей держу радуги кусочек.

Он поможет серый мир превратить в цветочек. (краски)

Как толь в акварель уткнусь я хвостиком

Тот час буду рисовать то, что вы попросите. (кисть)

Имею я большой запас бумаги для каждого из вас. (альбом)

Чёрный Ивашка, деревянная рубашка.,

Где носом проведёт,

Там заметку кладёт. (карандаш)

Молодцы! Всё отгадали. Постарайтесь их не забывать.

3. Вводная беседа.

Человек, сколько он помнит себя, всегда старался сделать своё жилище уютным и красивым. Много тысяч лет тому назад, ещё живя в пещере, первобытный охотник начал изображать на её стенах людей и животных. Каменный скребок был первым инструментом художника, а полотном служили гранит и базальт. Прошло много лет, и художники стали использовать самые разные материалы: дерево, металл, глину, кость, камень, бумагу, стекло и даже болотную траву. Если вы были в музеях, то, наверное, видели там различные произведения художников, скульптуры, керамическую посуду и многие другие экспонаты.

Живописью называют произведения, созданные красками.

Краски – материал живописи. Как и звуки, краски могут быть и радостными и печальными. Как и писатель, художник рассказывает нам о жизни, создаёт образы героев, изображает действие, пишет картины природы.

Чтобы создать множество оттенков (разновидность цвета) художник пользуется палитрой (небольшой кусочек бумаги или картона, доски или стекла на которых смешивают краски)

Организация рабочего места.

Но и это ещё не всё. Любой художник, даже самый великий начинает работу с организации рабочего места, чтобы ему было удобно заниматься творчеством.

Сейчас мы этим и займёмся.

- для того, чтобы не запачкать парту красками, нужно постелить на неё клеёнку;

- чтобы краски не пачкались при работе, нужно кисточку промывать в баночке с водой. Баночку ставим с той стороны, где рабочая рука.

- кисть не нужно опускать полностью в краску, достаточно обмакнуть полхвостика.

Подготовка к выполнению практической работы.

Ребята, перед вами на столе лежат краски разных цветов. Назовите эти цвета. А ещё какие цвета знаете?

Скажите, что вам напоминает каждый цвет? (жёлтый – солнце, зелёный – траву…)

Прежде, чем начать рисовать, нужно кисточку опустить в воду, затем взять на неё краску. Каждый раз меняя цвет, нужно кисточку хорошо мыть в банке с водой, а лишнюю воду можно промокнуть тряпочкой.

Хранить краски надо чистыми, а вот на бумаге их можно и нужно смешивать.

Практическая работа.

Задание: Подумай, что тебе напоминает цвет каждой краски. Попробуй на листе бумаги все краски, но так, чтобы получился красивый коврик. А можно изобразить осень или зиму.

Итог урока.

Посмотрите, как сразу поднялось настроение! Как в нашем классе стало светло от ваших работ! Молодцы! Думаю, ваши родители порадуются вместе с вами, увидев такую красоту.

2. Тема: Зимние напевы.

Вид урока: рисование по памяти и впечатлению

Цели и задачи: показать детям красоту зимней природы в произведениях живописи русских художников и выполнить рисунок в цвете на тему. Учить освоению пространства: ближе - больше, дальше - меньше. Формировать умение самостоятельно компоновать сюжетный рисунок, закреплять умения работать гуашевыми красками. Развивать целостное художественное представление о зимних деревьях и их красоте. Осуществлять межпредметные связи изобразительного искусства и музыки (прослушивание записи "Времена года" П.И.Чайковского, Шедевры классической музыки (сборник)) Воспитание любви к природе, к родному краю.

Техническое оборудование для урока: телевизор, DVD-плеер, магнитофон.

Литературный ряд: отрывок стихотворения Ф.Тютчева, А.С.Пушкина "Зимнее утро"

Музыкальный ряд: Шедевры классической музыки (сборник), музыка П.И.Чайковского "Времена Года".

Зрительный ряд. репродукция картины: "Зимняя ночь" 1910г. Константин Алексеевич Коровин, "Февральская лазурь" И.Э.Грабарь

Оборудование для учителя. Лист формат А3,кисти 8,5,3, банка для воды, тряпочка, палитра, краски гуашь 12цв., мел.

Оборудование для ученика. Лист формат А3, карандаш НВ, ластик, кисти 8,5,3, банка для воды, тряпочка, палитра, краски гуашь 12цв.

Ход урока

Урок смешанного типа с применением технических средств обучения; начинается с беседы о прекрасном в природе.

Организованный момент.

Приветствие, проверка готовности к занятию.

Сообщение темы и целей занятия.

Звучит музыка. На экране TV показываются слайды репродукций картин, с зимним пейзажем.

Беседа.

Пед. - Сегодня мы будем в роли необыкновенных художников, которые пишут природу.

Вопрос детям: - Кто вспомнит, как их называют? (отв. дет.)

Пед. - Художники - пейзажисты, наблюдают природу, видят её состояние.

Рассмотрим репродукцию картины И.Э.Грабаря "Февральская лазурь".

Обзор и краткий сравнительный анализ репродукций: "Февральская лазурь" И.Э.Грабарь.

Вопросы детям.

- Как относится художник к природе? Восхищается ли художник, природой (большой берёзой на первом плане, небом, солнцем)?

-Какое настроение на картине Игоря Эммануиловича? Радостное, грустное?

-Какие цвета использовал художник, рисуя небо? Снег?

(Холодные: голубой, синий, фиолетовый и все его оттенки).

Пед. обобщает. Берёза на первом плане с раскидистыми ветвями, с белым золотистым стволом. Вдали красуются её подружки. Цвет неба глубокий синий, с зеленовато- жёлтым тоном, солнышко жёлто- лимонного цвета. А снег отражает солнце и небо.

Пед. А кто знает стихотворение, где передавалось бы солнечное, радостное настроение зимы или грустное, печальное?

Чтение стихотворения уч-ся.

Пед. Вот совершенно другой по настроению зимний пейзаж "Зимняя ночь" Константина Алексеевича Коровина.

Краткий сравнительный анализ репродукции: "Зимняя ночь" 1910г. К.А. Коровин.

Вопросы детям.

- Определите настроение картины?

- Что вы чувствуете, рассматривая картину?

- Какие цвета использовал художник, рисуя небо? Снег?

Пед. обобщает. Тишина, лес будто уснул. На снегу голубоватые тени, там могут быть чьи- то следы. И цвета художник использовал неяркие. Умело художник передал свои чувства.

Физминутка. Звучит музыка П.И.Чайковского "Времена Года".

Пед. - Представим, что мы деревья в сказочном лесу.

- Подул ветер. Наши ручки закружились.

- Ветер дует нам в лицо.

- Закачалось деревцо.

- Солнце вышло из-за тучи

- Ветер - тише, тише, тише.

Пед. - Кругом стоит таинственная тишина. Пурга намела огромные сугробы снега.

- Повсюду деревья со снежными шапками.

Показ учителя.

Объяснение и демонстрация последовательного выполнения работы в цвете. Выполняется подмалёвок неба, показывается этапы рисования дерева. После показа этапов работы, учитель снимает свой образец с доски (мольберта).

Вспоминаем с детьми о смешивании красок неба, его состоянии, настроении (голубое, с розовым оттенком; или тёмное - ночное, синевато-фиолетовое).

Необходимо указать на роль и значение перспективы, а также на цветовое сочетание красок, на влияние цветовых отношений в передаче настроения (теплый и холодный тон), на характерные особенности структуры различных пород деревьев.

Пед. - Вспомним, что мы сегодня, необыкновенные художники!

Работать будем гуашевыми красками.

- Как мы с вами расположим лист бумаги вертикально или горизонтально? (Вертикально).

- Деревья растут вверх, на первом плане - большие, а чем дальше - меньше.

- Что мы изображаем первым на листе бумаги? (отв. дет.: небо)

- С чего начнём изображение дерева? ( отв. дет. : со ствола).

- Дерево, может быть старым, могучим, с толстым стволом.

- Или тонким, как у берёзы.

- Какого цвета у неё ствол? (ствол белого цвета с оттенками.)

Самостоятельная работа.

Возьмём кисть и попробуем написать зимний пейзаж.

Изобразите разные деревья, 3-4 вида деревьев.

Попробуйте передать своё настроение, а музыка вам в этом поможет.

Звучит музыка: Шедевры классической музыки (сборник), музыка Чайковского, отрывок "Времена Года".

Во время самостоятельной работы детей педагог следит за правилами работы с гуашью, за использованием разнообразных приёмов работы кистью (всей кистью, концом, приёмом тычка, прикладыванием или примакиванием и др.)

Итог работы. Выставка.

Дети сами оценивают, анализируют работы. Высказывают своё мнение, что получилось в работе, или где-то можно добавить другой оттенок. Дети рассказывают своё впечатление от работы по данной теме.

Звучит музыка: Шедевры классической музыки (сборник).

Выставка детских работ.

Далее в разделе « Приложение», я привожу примеры заданий для детей по каждой теме для формирования у учащихся различных видов УУД.

2.3. Анализ результатов исследования

 

Результаты исследования представим по классам, обобщив полученные данные по уровням.

Результаты исследования представлены в таблице 1 и графически на рис. 1.

 

Таблица 1 – Результаты диагностики универсальных учебных действий

 

1 класс

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Методика Н. Лускановой

Методика «Лесенка»

Методика «Носочки»

Методика «Рисование по точкам»

Методика «Корректурная проба»

«Выделение существенных признаков»

«Найди отличия»

Школа с.Чипышево

Н

С

С

С

С

Н

С

Школа д.Бутаки

С

В

В

С

С

В

В

 

Таким образом, мы наглядно можем увидеть, что ученики 1 класса школы с.Чипышево – контрольная группа – по личностным УУД получили низкий и средний уровни, по коммуникативным и регулятивным УУД – средний уровень, по познавательным УУД – низкий и средний уровни. Высокого уровня сформированности УУД не выявлено. Стоит отметить, что дети занимаются по программе О.В. Свиридовой.

Изучая результаты сформированности УУД у первого класса школы д.Бутаки (занимаются по программе Б.Неменского), стоит заметить, что низкого уровня не выявлено по всем показателям, преобладает высокий уровень сформированности универсальных учебных действий, что говорит об эффективности программы Б. Неменского в формировании универсальных учебных действий.

Заключение

 

Итак, успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика, т. к. являются общеучебными, т. е. не зависят от конкретного содержания предмета. При этом каждый учебный предмет в соответствии со спецификой содержания занимает в этом процессе свое место.

Например, уже на первых уроках перед ребенком ставятся учебные задачи, и сначала вместе с учителем, а затем самостоятельно он объясняет последовательность учебных операций (действий), которые осуществляет для их решения.

Любая задача, предназначенная для развития или оценки уровня сформированности УУД предполагает осуществление субъектом (в свёрнутом или развёрнутом виде) следующих навыков: ознакомление-понимание — применение – анализ – синтез - оценка.

В начале обучения все эти действия выступают как предметные, но пройдет немного времени, и ученик будет использовать алгоритм действия, работая с любым учебным содержанием. Теперь главным результатом обучения становится то, что школьник, научившись строить план выполнения учебной задачи, уже не сможет работать по-другому.

В связи с этим роль учителя начальных классов существенно изменяется в части понимания смысла процесса обучения и воспитания. Теперь учителю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

Поэтому наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", учитель должен понимать, "Как учить?" или, точнее, "Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: "Чему мне нужно научиться?" и "Как мне этому научиться?"

В первую очередь это касается формирования универсальных учебных действий (УУД).

Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.

Схема работы над формированием УУД указывается в программе формирования УУД и тематическом планировании.

Способы учета уровня сформированности УУД - в требованиях к результатам освоения учебной программы по каждому предмету и в программах внеурочной деятельности.

Результаты усвоения УУД формулируются для каждого класса и являются ориентиром при организации мониторинга их достижения.

Стартовая диагностика определяет основные проблемы, характерные для большинства обучающихся, и в соответствии с особенностями ступени обучения на определенный период выстраивается система работы.

 

Литература

 

1. Азбука народных промыслов. 1-4 классы: дополнительный материал к урокам изобразительного искусства и технологии / авт.-сост. И. А. Хапилина. - Волгоград: Учитель, 2010. -199 с.

2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., 1996.

3. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М. Урок в развивающем обучении. - М., 2008.

4. елегин М.В. Апологетика традиционного обучения. М.: ДеНово, 2011.

5. Зак А.З. Как определить уровень мышления школьника. - М., 1982.

6. Занков Л.В. Развитие и обучение. – М.: Педагогика, 1962.

7. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Изд-во "Логос", 2002.

8. Зинченко В.П. Психологическая педагогика. – Самара: изд-во СГПУ, 1998.

9. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. М., 2002.

10. Изобразительное искусство в начальной школе. Обучение приемам художественно-творческой деятельности / авт.-сост. О. В. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2008. - 139 с.

11. Изобразительное искусство и художественный труд в начальной школе. Система преподавания уроков ИЗО в 1-4 классах по программе Б. М. Неменского / сост. А. Г. Александрова, Н. В.Капустина. - Волгоград: Учитель, 2006. - 61 с.

12. Изобразительное искусство. 1-4 классы: упражнения, задания, тесты / авт.-сост. О. В. Свиридова. - Волгоград: Учитель, 2009. - 74 с.

13. Изобразительное искусство. 2-8 классы. Создание ситуации успеха: коллекция интересных уроков / авт.-сост. А. В. Пожарская [и др.]. - Волгоград: Учитель.,2010.

14. Изобразительное искусство. Учебно-методическая комплексная документация - М.: Агар, 2009.

15. Методическое пособие по городецкой росписи / М. Ильченко. - VI.: ИД «Грааль», 2002.

16. Мульдаров В.К., Баннов И.И., Прудаева О.И., Пучкин М.Г. Организационно-психологические основы развивающего образования в регионе: управление, новые педагогические технологии, личностно-ориентированный подход// Под общ. Ред. В.В.Рубцова. – М.: Международный образовательный и психологический колледж, 2002.

17. Неменский, Б. М. Педагогика искусства / Б. М. Йеменский. - М.: Просвещение, 2007.

18. Особенности личностного и профессионального развития субъектов образовательного пространства в современных социально-экономических условиях. Под ред. Л.М.Митиной - М., 2010.

19. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство.5-7 классы. Музыка.5-7классы. Искусство.8-9 классы. - М.: Просвещение, 2010.

20. Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» / Под ред. В.В.Рубцова - М., 2010.

21. Рубцов В.В. Социально-генетические основы развивающего образования. М.: МГППУ, 2008.

22. Рубцов В.В., Марголис А.А., Телегин М.В. Психологическое исследование генеза и развития житейских понятий в условиях учебного диалога (первый этап)// Психологическая наука и образование. 2007. №2.

23. Рубцов В.В., Марголис А.А., Телегин М.В. Психологическое исследование генеза и развития житейских понятий в условиях учебного диалога (второй этап)// Психологическая наука и образование. 2008. №2.

24. Сборник нормативных документов. Искусство/сост.Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев.-2-е изд. - М.: Дрофа, 2008.

25. Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия. - М, 2010.

26. Телегин М.В. Рождение диалога: книга о педагогическом общении. М.: Алвиан, 2009.

27. Телегин М.В. Теория и практика диалогического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. М.: МГППУ, 2006.

28. Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность. /под ред.С.С.Татарченковой. - СПб.: КАРО, 2008.

29. Формирование универсальных учебных действий: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/[А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.]; под ред. А.Г.Асмолова.-2-е изд. - М.: Просвещение, 2011.

30. Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба - М., 2010.

31. Эпштейн М. Межпредметное интегративное погружение – как его организовать и провести. М., 2009.

Приложение

 

Бумаги».

Задание: После создания птицы, дети должны обсудить свои работы в паре. Детям предлагается вслух проговорить достоинства и недостатки изделия. Далее заселяем ветку. Детям предлагается повесить своих птиц на ветку,заранее приготовленную учителем.

Приложение – Методики исследования

 

Методика "Рисование по точкам".

Цель: уровень ориентировки на заданную систему требований, может сознательно контролировать свои действия.

Оцениваемое УУД: регулятивные УУД, умение контролировать свою деятельность

Оглавление 2

Введение 3

Глава 1. Формирование универсальных учебных действий младших школьников как психолого-педагогическая проблема 6

Основные понятия и их существенная характеристика 6

1.2. Сравнительный анализ формирования УУД по программе Б.Неменского и в других образовательных системах 11

Дата: 2019-02-02, просмотров: 294.