Германия — демократическое, социальное, правовое государство, которое по форме правления является парламентской республикой. Состоит из 16 частично независимых земель. Государственное устройство страны строго регламентировано Конституцией Германии.
Главой государства является федеральный президент, но он скорее выполняет представительские функции и назначает федерального канцлера. Федеральный канцлер является главой Правительства Германии. Он руководит деятельностью Федерального правительства. Это чаще всего становится причиной, почему данную форму правления в Германии называют канцлерской демократией.
Несмотря на форму республиканскую форму правления, Германия имеет федеративное устройство. Благодаря этому политическая система государства делится на два уровня: федеральный и региональный. На федеральном уровне принимаются общегосударственные решения международного значения, а региональный уровень отвечает за решение задач федеральных земель. Оба уровня обладают собственными органами исполнительной, законодательной и судебной власти.
Германский бундестаг, или парламент, и бундесрат, или региональный представительный орган, осуществляют законодательную функцию на федеральном уровне. Они также полноправно могут в каждом из органов вносить изменения в конституцию.
На региональном уровне созданием, корректировкой и принятием законов занимаются «парламенты земель» — ландтаги. Они принимают законы, которые будут действовать только в пределах земель, которыми ландтаги управляют.
На федеральном уровне исполнительная власть представлена федеральным правительством. Во главе этого правительства стоит федеральный канцлер. На уровне субъектов федерации роль главы органов исполнительной власти играет премьер-министр. Администрациями, федеральной и земельными, руководят министры, возглавляющие административные органы.
За соблюдением конституции следит федеральный конституционный суд. Большое количество судебных разбирательств находится в ответственности земель, в то время как федеральные суды по большей части занимаются пересмотром дел и проверяют решения судов земель на предмет формальной законности.
После принятия Основного закона в 1949 году власти Германии неоднократно предпринимали попытки усовершенствовать федеративную систему. Правительством «большой коалиции» была осуществлена первая крупномасштабная реформа, в результате которой переплетение интересов земель и федерального центра было рассмотрено несколько иначе, чем раньше. [7] Затем была поставлена цель провести масштабную конституционную реформу федерализма, чтобы упростить политические процессы в стране, сделав их более прозрачными для населения и менее поддающимися влиянию скоропостижных решений парламента.
Эта конституционная реформа была призвана перераспределить полномочия между центром и субъектами федерации, чтобы в итоге повысить дееспособность государства.
Во второй половине 2000-х годов стартовал новый этап реформы федерализма. От земель требовали выполнение общефедеральных задач в равной степени, но никто не принял во внимание, что возможности субъектов различны.
Таким образом, поиски более эффективной модели федерализма осложняются в Германии такими факторами, как:
o обострение противоречий между бедными и богатыми землями;
o наличие конкурирующих проектов крупных политических партий и потребностями европейского федерализма, вынужденного учитывать как опыт государств с централизованным управлением, так и опыт федераций.
3.3. Особенности территориального устройства ФРГ+ карта/ы.
Как уже говорилось ранее, Федеративная Республика Германия является федерацией, состоящей из 16 земель (Рисунок 6), из которых 13 являются «государствами-областями», а три — «городами-государствами».
Земли в ФРГ являются субъектами международного права. Они также обладают частичным государственным суверенитетом.
Рисунок 6. 16 земель ФРГ |
Каждая земля, согласно конституции ФРГ, обладает полным суверенитетом в вопросах своего государственного управления. Поэтому административные структуры различных земель отличаются друг от друга.
Федеральные земли делятся на районы. Всего насчитывается 429 районов (Рисунок 7), в том числе 313 сельских районов и 116 городов, приравненных к району, то есть городов земельного подчинения. [15] К последним, как правило, относятся достаточно крупные города.
Рисунок 7. Административно-территориальное деление Германии на районы |
Первоначально (1949—1952) Федеративная Республика состояла сначала из 11 земель, позднее, после объединения в 1952 году в единую землю Баден-Вюртемберг, их число составило 9. После возвращения Саара в состав ФРГ и до объединения Германии состояла из 10 земель, которые были образованы в оккупационных зонах США, Великобритании и Франции.
Западный Берлин согласно четырёхстороннему соглашению был особым политическим образованием и не являлся землей ФРГ (Рисунок 8) [14].
В советской оккупационной зоне, на территории будущей ГДР, были также образованы пять земель (Рисунок 9) [19], которые, однако, в 1952 году были преобразованы в 14 округов. После первых свободных выборов 18 марта 1990 года было принято решение восстановить прежние земли на территории ГДР вместо округов, практически в тех же границах, что были до 1952 года.
Рисунок 8. «Оккупация Германии» или «нулевые годы» (1945-1949 гг.) |
Рисунок 9. Советская зона оккупации Германии
Дата: 2019-02-02, просмотров: 260.