Основными методами ознакомления с художественной литературой являются следующие:
1. чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста с сохранением языка автора;
2. рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста – возможна перестановка слов, замена их, толкование;
3. инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением;
4. заучивание наизусть.
М.М. Конина в методике работы с книгой выделяет несколько типов занятий:
- чтение или рассказывание одного произведения.
- чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой (чтение стихов и рассказов и весне и т.д.) или единством образов (две сказки о лисичке и т.д.). На этих занятиях объединяют новый и уже знакомый материал;
- объединение произведений принадлежащих к разным видам искусства:
А) чтение литературного произведения и рассматривания репродукций с картин известного живописца,
Б) чтение (лучше поэтического произведения) в сочетании с музыкой;
- чтение и рассказывание с использованием наглядного материала: настольный театр (картонный или фанерный), кукольный и теневой театры; диафильмы и диапозитивы;
- чтение как часть занятия по развитию речи:
А) чтение может быть самостоятельной частью занятия (повторное чтение стихов и рассказов с закреплением материала),
Б) чтение может быть логически связано с содержанием занятия (в процессе беседы о школе чтение стихов, загадывание загадок).
В методике занятий выделяются такие моменты, как подготовка к занятию и методические требования к нему, беседа о прочитанном, повторное чтение, использование иллюстраций.
При подготовке к занятию воспитатель должен произвести литературный анализ художественного текста: понять основной замысел автора, характер действующих лиц, их взаимоотношения, мотивы поступков.
В предварительную работу входит и подготовка детей: объяснение незнакомых слов, активизация личного опыта детей, организация наблюдений, экскурсий.
В структуре типичного занятия по ознакомлению с художественной литературой можно выделить 3 части. В первой части происходит знакомство с произведением. Основная цель – обеспечить детям правильное и яркое восприятие путем художественного слова. Во второй части проводится беседа о прочитанном с целью уточнения содержа6нрия, средств выразительности. В третьей части организуется повторное чтение текста с целью закрепления эмоционального впечатления и углубления воспринятого.
Методика использования иллюстраций зависит от содержания и формы книги, от возраста детей. Основной принцип – показ иллюстраций не должен нарушать целостного восприятия текста. В связи с этим неверным будет показ иллюстраций в процессе чтения художественного произведения, написанного без разделения его на части. В этом случае можно за несколько дней до чтения дать детям книгу с картинками, которые вызовут интерес к тексту. Если книга разделена на небольшие главы, иллюстрации рассматриваются после чтения каждой части.
Методика ознакомления с книгой имеет свою специфику на каждом возрастном этапе. В младшем дошкольном возрасте у детей формируют навык совместного слушания, умение отвечать на вопросы. Начиная с младшей группы детей подводят к различению жанров. Педагог сам называет жанр худ. Произведения: «Расскажу сказку», «Прочитаю стихотворение». Задача педагога - создать условия для того, чтобы новые слова вошли в экспрессивную речь детей.
В среднем дошкольном возрасте внимание детей привлекают и к содержанию, и к легко различимой на слух форме произведения (стихотворная, прозаическая). Становится возможен небольшой анализ произведения, т.е. беседа о прочитанном.
В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Дети начинают осознанно относится к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить ее.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 400.