Методика работы с книгой в ДОУ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основными методами ознакомления с художественной литературой являются следующие:

1.​ чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста с сохранением языка автора;

2.​ рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста – возможна перестановка слов, замена их, толкование;

3.​ инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением;

4.​ заучивание наизусть.

М.М. Конина в методике работы с книгой выделяет несколько типов занятий:

- чтение или рассказывание одного произведения.

- чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой (чтение стихов и рассказов и весне и т.д.) или единством образов (две сказки о лисичке и т.д.). На этих занятиях объединяют новый и уже знакомый материал;

- объединение произведений принадлежащих к разным видам искусства:

А) чтение литературного произведения и рассматривания репродукций с картин известного живописца,

Б) чтение (лучше поэтического произведения) в сочетании с музыкой;

- чтение и рассказывание с использованием наглядного материала: настольный театр (картонный или фанерный), кукольный и теневой театры; диафильмы и диапозитивы;

- чтение как часть занятия по развитию речи:

А) чтение может быть самостоятельной частью занятия (повторное чтение стихов и рассказов с закреплением материала),

Б) чтение может быть логически связано с содержанием занятия (в процессе беседы о школе чтение стихов, загадывание загадок).

В методике занятий выделяются такие моменты, как подготовка к занятию и методические требования к нему, беседа о прочитанном, повторное чтение, использование иллюстраций.

При подготовке к занятию воспитатель должен произвести литературный анализ художественного текста: понять основной замысел автора, характер действующих лиц, их взаимоотношения, мотивы поступков.

В предварительную работу входит и подготовка детей: объяснение незнакомых слов, активизация личного опыта детей, организация наблюдений, экскурсий.

В структуре типичного занятия по ознакомлению с художественной литературой можно выделить 3 части. В первой части происходит знакомство с произведением. Основная цель – обеспечить детям правильное и яркое восприятие путем художественного слова. Во второй части проводится беседа о прочитанном с целью уточнения содержа6нрия, средств выразительности. В третьей части организуется повторное чтение текста с целью закрепления эмоционального впечатления и углубления воспринятого.

Методика использования иллюстраций зависит от содержания и формы книги, от возраста детей. Основной принцип – показ иллюстраций не должен нарушать целостного восприятия текста. В связи с этим неверным будет показ иллюстраций в процессе чтения художественного произведения, написанного без разделения его на части. В этом случае можно за несколько дней до чтения дать детям книгу с картинками, которые вызовут интерес к тексту. Если книга разделена на небольшие главы, иллюстрации рассматриваются после чтения каждой части.

Методика ознакомления с книгой имеет свою специфику на каждом возрастном этапе. В младшем дошкольном возрасте у детей формируют навык совместного слушания, умение отвечать на вопросы. Начиная с младшей группы детей подводят к различению жанров. Педагог сам называет жанр худ. Произведения: «Расскажу сказку», «Прочитаю стихотворение». Задача педагога - создать условия для того, чтобы новые слова вошли в экспрессивную речь детей.

В среднем дошкольном возрасте внимание детей привлекают и к содержанию, и к легко различимой на слух форме произведения (стихотворная, прозаическая). Становится возможен небольшой анализ произведения, т.е. беседа о прочитанном.

В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Дети начинают осознанно относится к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить ее.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 312.