Значение понятия «интерес» в педагогической психологии достаточно широкое: этот термин употребляется для обозначения таких понятий как «внимание», «любопытство», «сосредоточение», «осведомленность», «желание» и «мотивация».
Интерес – это форма проявления познавательных потребностей учащихся, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентированному ознакомлению с новыми фактами более полному и глубокому отражению действительности.
Познавательный интерес – это интерес к учебной деятельности, приобретению знаний, к науки.
Познавательный интерес – это особая избирательная направленность личности на процесс познания: ее избирательный характер выражен в той или иной предметной области знаний. В эту область человек стремится проникнуть, чтобы изучить, овладеть ее ценностями.
Одной из главных задач обучения в начальной школе является формирование у детей умения читать. И хотя усилий в этом направлении прилагается немало, результаты нельзя назвать удовлетворительными, так как педагогическая практика показывает, что у детей в начальных классах навык чтения формируется недостаточно полноценно. Это приводит к тому, что школьники испытывают существенные затруднения при работе с вербальной информацией, требующей большого напряжения их интеллектуальных сил, и у них постепенно пропадает интерес к самому процессу чтения.
Кроме того, формирование интереса к чтению у учащихся следует рассматривать не как отдельную, самостоятельную решаемую психолого- педагогическую задачу. Интерес к чтению – это оборотная, познавательно-эмоциональная сторона его технико-смысловой составляющей, он прямо и непосредственно зависит от степени сформированности последней
Еще в начале прошлого века отечественный психолог А.П. Нечаев ясно и определенно указывал, что способность к осмысленному чтению с необходимостью предполагает наличие определенного уровня душевного развития ребенка: процессов восприятия, речи, мышления, воображения, понимания, догадливости. Более того, он высказал важную мысль, что преждевременное обучение чтению неподготовленного к этому ребенку может оказаться для него даже вредным, вызвав не только отвращение к чтению и самому процессу обучения, но и подорвав веру ребенка в собственные силы.
Поэтому А.П. Нечаев считал необходимым, прежде чем обучать детей чтению, выяснить, достаточно ли развиты у них вовлекаемые в процессе чтения психические процессы. Для детей необходимо предварительно, до обучения их чтению, выполнять с ними на занятиях по разным предметам систему упражнений, стимулирующую их психологическое развитие. Какие же упражнения, и на каких уроках следует, по мнению А.П. Нечаева, выполнять с детьми для обеспечения необходимого и достаточного уровня их общего развития и каким образом эти упражнения подготавливают детей к успешному овладению чтением? Наиболее важными для этой цели А.П. Нечаев считал занятия природоведением, в ходе которых дети учатся воспринимать окружающее, знакомятся с его свойствами, пытаются судить о них, строить разнообразные предположения. Одновременно с этим у детей развивается речь, так как им приходится связывать с воспринимаемыми явлениями их названия, выражать словами возникающие у них при наблюдении мысли. Для подготовки к чтению необходимо развитие речи детей, воображения, суждений и восприятия, чему способствует показывание разных предметов и картин, рассказывание детям сказок, беседы о событиях действительной жизни, о пережитых ими явлениях, предложение изложить и оценить это. В плане подготовки к овладению не только письмом, но и чтением большое значение имеют занятия рисованием.
Срисовывание с натуры или воспроизведение каких-либо предметов по памяти позволяет углубить восприятие, суждения, соображение, что и составляет основу процесса чтения. Наконец, для успешного овладения грамотой, в том числе и чтением, важная роль, по мысли А.П. Нечаева, принадлежит подвижным играм и другим физическим упражнениям, заставляющим детей преодолевать инертность своего внимания, менять его направление в зависимости от изменяющихся обстоятельств, но в согласии с принятыми на себя игровыми функциями.
Чем раньше начинаешь приучать ребёнка к тому или иному виду деятельности, тем лучше будет результат. Чтобы добиться результата, необходима система. Начало этой системы – в семье. Ребёнок перенимает то отношение к чтению и книге, которое существует у его родителей. Если родители – люди грамотные и думающие, то они первыми начнут работу по формированию интереса ребёнка к книге. Тогда книга предстанет перед ним в роли пространства для реализации его собственного творческого потенциала.
Специфика литературы заключается в словесной образности, осмысление действительности в художественных произведениях происходит на основе мышления образами, а не понятиями. Поскольку слово - это общедоступный бытовой материал общения, требуются специальные усилия со стороны учителя для формирования чувства удивления перед красотой слова перед его разнообразием и способностью создавать неповторимые художественные образы.
В младшем школьном возрасте идёт чрезвычайно быстрое развитие эмоциональной сферы, так называемого чувственного интеллекта.
Другая особенность читателей младшего школьного возраста отождествление художественного мира и реального. Не случайно этот период в развитии читателя называют возрастом «наивного реализма».
Эта качества восприятия младших школьников и являются для педагога опорой в процессе развития у них интереса к литературному произведению, а значит и к уроку чтения.
Виды работы на уроках чтения:
1. Чтение всего текста
2. Чтение текста, с целью деления на части и составления плана
3. Чтение по готовому плану
4. Чтение с сокращением текста (дети не читают предложения или слова, которые можно опустить). Подготовка к сжатому пересказу
5. Чтение цепочкой по предложению
6. Чтение цепочкой по абзацу
7. Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку
8. Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос
9. Чтение самого красивого места в тексте
10. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения. (Позже предложение можно заменять логически законченным отрывком)
11. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста
12. Чтение с целью нахождения в тексте 3 (4.5...) выводов
13. Установление путем чтения причинно-следственных связей
14. Чтение по ролям с целью наиболее точной и полной передачи характеров героев
15. Чтение по ролям диалога, исключая слова автора
16. Нахождение и чтение образных слов и описаний
17. Нахождение и чтение слов с логическим ударением
18. Вычленение слова из текста к предложенной схеме, например: чн, леи
19. Кто быстрее найдёт в тексте слово на определённое правило
20. Нахождение в тексте самого длинного слова
21. Нахождение двух-, трёх-, четырёхсложных слов
22. Нахождение в тексте и чтение сочетаний: местоимение + глагол и т.п.
23. Чтение с пометками непонятных слов
24. Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным слова записаны на доске).
Тем не менее, любое действие не принесет желаемого результата при отсутствии личной заинтересованности.
Воспитание читателя в семье
Основное условие успешного формирования ребенка-читателя в семье – это единство книжного окружения и книжных интересов детей и родителей.
1. В доме должны быть книги – и у взрослых, и у детей, т.к. «дом без книг, подобен телу, лишенному души». Истина, которая была известна древним римлянам.
2. Книги должны быть разнообразными и необходимыми. На полках необходимо разместить: книги-справочники, научно-популярную литературу, любимые в семье книги для взрослых и детей.
Дошкольники любят, чтобы им читали. Книги в этом возрасте должны быть иллюстрированными. Ребенок, рассматривая картинки и слушая чтение, чувствует себя активным участником прочитанных событий.
Первоклассники самостоятельно читать не любят, т.к. они не овладели еще хорошо техникой чтения. Все усилия у них направлены на то, чтобы правильно прочесть слово, а не уяснить его смысл. Вот несколько советов родителям по воспитанию любви к книгам.
1. Читать книгу необходимо поочередно с ребенком.
2. Взрослым нужно прочитать в книге самый яркий эпизод, а потом ребенку дочитать самостоятельно книгу до конца и спросить о чем он прочитал.
3. Из книги рассказать ребенку интересный эпизод, а что было дальше, он узнает, когда прочитает книгу сам.
4. Ребенку можно обмениваться книгами с одноклассниками из домашней библиотеки.
5. Спрашивать у ученика о поступках героев, давать им свою оценку.
6. Пофантазировать вместе с ребенком о приключениях героя или о его дальнейшей судьбе.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 494.