Тема 4. Формирование круга детского чтения как основа воспитания грамотного читателя
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема 4. Формирование круга детского чтения как основа воспитания грамотного читателя

Критерии отбора книг для детского чтения

Кроме принципов формирования круга детского чтения существуют критерии отбора книг для детского чтения. Критерий — это мерило, признак. Исходные положения должны быть фундаментальными, признаки могут меняться. В разное время предлагались разные критерии оценки текста. Так, у В. Белинского это художественность, доступность, знание детской психологии теми, кто пишет книги для детей. У Н. Добролюбова это народность, реализм, глубокое идейное содержание, доступность художественной формы. К. Ушинский говорил о разнообразии тематики, а Л. Толстой выдвигал всего один критерий — художественность. В. Федяевская дополняла классиков, обращая внимание на необходимость давать детям произведения, связанные с их личным опытом. В методических пособиях, созданных в XX в., авторы не разграничивают принципы и критерии отбора книг для детского чтения, считая самыми главными идейную направленность и педагогическую (воспитательную) ценность произведения. Многое из того, что ранее существовало как критерий, сейчас устоялось и воспринимается как принцип (доступность).

Важным критерием отбора произведений для чтения младшим школьникам должно быть качество текста: содержание, в котором отражены универсальные ценности человеческой жизни, и его художественное исполнение, которое свидетельствует о мастерстве и таланте писателя, о понимании им природы детства. Произведения, входящие в круг детского чтения, должны быть проникнутые гуманистическими идеями, нести вечные ценности добра, справедливости, равенства, труда, здоровья и счастья, мира и покоя для всех и каждого. Но это должны быть идеи не нравоучительные. Литература для детей не должна решать проблем исправления нравов. Литература должна вести разговор с ребенком о том, что такое идеал и как его достичь, что такое вечная истина и как ей следовать, что такое истинные и ложные ценности жизни. Главная ее цель – научить ребенка думать не только о прочитанном, но и над происходящим вокруг, анализировать и делать выводы. Все это способствует развитию ума и души маленького читателя. Формируя круг детского чтения, следует обратить внимание также на то, что детской литературе свойственен феномен множества. Проявляется он по- разному. Часто мы сталкиваемся с тем, что писатели создают большое количество произведений на родственные темы, в которых действуют одни и те же герои. Мы отмечаем повторяемость сюжетов, одинаковых художественных приемов, и в какой-то момент читателю начинает казаться, что «писатели принялись отрабатывать количественную "норму"» [4, с. 194.]. У каждого писателя свои причины такого творческого поведения, например: просьбы читателей продолжить цикл у А. Волкова, узнаваемость и привлекательность героя у С. Михалкова и т.д.. Писатель такого рода может остаться в истории литературы и читательской памяти, ассоциируясь с чем-либо: А. Волков — с историей Изумрудного города, С. Михалков — с образом дяди Степы. Но не всегда таким произведениям уготована долгая жизнь. Таким образом, многоаспектность проблемы формирования круга детского чтения свидетельствует о необходимости самому взрослому человеку быть грамотным читателем, владеть практикой оценки художественных произведений, принципами и критериями их отбора.



Тема 5. Методы и приемы формирования интереса к чтению у современных дошкольников и младших школьников

Воспитание читателя в семье

Основное условие успешного формирования ребенка-читателя в семье – это единство книжного окружения и книжных интересов детей и родителей.

1. В доме должны быть книги – и у взрослых, и у детей, т.к. «дом без книг, подобен телу, лишенному души». Истина, которая была известна древним римлянам.

2. Книги должны быть разнообразными и необходимыми. На полках необходимо разместить: книги-справочники, научно-популярную литературу, любимые в семье книги для взрослых и детей.

Дошкольники любят, чтобы им читали. Книги в этом возрасте должны быть иллюстрированными. Ребенок, рассматривая картинки и слушая чтение, чувствует себя активным участником прочитанных событий.

Первоклассники самостоятельно читать не любят, т.к. они не овладели еще хорошо техникой чтения. Все усилия у них направлены на то, чтобы правильно прочесть слово, а не уяснить его смысл. Вот несколько советов родителям по воспитанию любви к книгам.

1. Читать книгу необходимо поочередно с ребенком.

2. Взрослым нужно прочитать в книге самый яркий эпизод, а потом ребенку дочитать самостоятельно книгу до конца и спросить о чем он прочитал.

3. Из книги рассказать ребенку интересный эпизод, а что было дальше, он узнает, когда прочитает книгу сам.

4. Ребенку можно обмениваться книгами с одноклассниками из домашней библиотеки.

5. Спрашивать у ученика о поступках героев, давать им свою оценку.

6. Пофантазировать вместе с ребенком о приключениях героя или о его дальнейшей судьбе.

 

В школе:

При помощи игр, простых, но интересных заданий, учитывающих возрастные особенности детей и формирующих их познавательную активность;

частично-поисковый метод и создание проблемных ситуаций на различных этапах урока обучения чтению;

приём интеграции;

задания на развитие творческой фантазии и совершенствование речевого развития;

работа по инсценированию и театрализации,

работа с иллюстрациями учебника и использование дополнительной наглядности (виды работы: «Подпиши картинку»; «Придумай историю»; «Назови одним словом»; «Озвучь картинку»; «Оживи картинку» или «Покажи сказку» (пантомимы);

приём словесного рисования;

приём, обеспечивающий развитие навыка чтения, - многократное обращение к одному и тому же тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием;

физкультминутки в стихах и играх-забавах.

Формы внеклассных занятий:

дискуссия;

коллективное чтение;

беседа;

реклама книги;

литературный праздник;

литературная игра;

литературная гостиная;

театральный фестиваль;

час «тихого чтения».

Разнообразные формы работы с учреждениями культуры:

библиотечные часы;

экскурсии в музей, посещение выставок;

конкурсы: театральный, чтецов;

посещение театра, киноцентра.

Взаимодействие с родителями.


Тема 6. Детская литература как основа базовой культуры личности


Тема 4. Формирование круга детского чтения как основа воспитания грамотного читателя

Дата: 2018-12-28, просмотров: 693.