Принципы отбора книг для детского чтения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Формирование детского круга чтения является серьезным теоретическим и практическим вопросом, требующим постоянного обновления. К его решению нельзя подходить только с педагогической точки зрения. Исходными при формировании детского круга чтения являются психологические, литературоведческие, историко-литературные принципы.

Психологические принципы: учет возрастных особенностей детей; учет особенностей восприятия детей, в том числе и восприятия художественных образов, созданных как средствами слова, так и изобразительными средствами.

1. Читая, следует обращать внимание на быструю утомляемость ученика при длительном, однообразном занятии, слабую концентрацию внимания и его переключение, на недостаточный объем памяти, отсутствие личного опыта, не будет способствовать самостоятельному глубокому постижению текста. Не следует забывать и о такой психофизической особенности, как недостаточное развитие фонематического слуха.

2. Восприятие художественного произведения – это глубокое постижение смысла текста и воздействие его на читающего (слушающего). Очень часто на восприятие младшего школьника воздействуют морально – этические установки семьи, среды, времени, в которое он живет, и понимает произведение в зависимости от личного нравственного опыта. Только тщательный подпор произведений для чтения и наблюдение за процессом восприятия книги со стороны взрослого приведут к достижению цели.

Педагогические принципы: доступность, наглядность, занимательность, динамичность сюжета; воспитательная ценность произведений. Понятие доступность часто трактуется однобоко: доступное, значит, ясное, понятное. Но в современной методике детского чтения доступным считается такое произведение, «которое создает условия для возникновения активной работы мысли читателя-ребенка, интенсивных чувств, переживаний, воображения, что ведет к решению литературной задачи — проникновению в замысел писателя». Содержание произведения будет доступно ученику тогда, когда, прежде всего, доступными будут язык произведения, его художественные особенности, когда оно будет соответствовать уровню психического и интеллектуального развития ребенка и, в то же время, будет несколько опережать этот уровень. Одним из показателей доступности книги будет интерес к ней и желание слушать ее чтение.

Книги должны быть иллюстрированы, так как иллюстрация помогает понять происходящее, объясняет то, чего нет в жизненном опыте младших школьников, или то, на чем автор не акцентировал свое внимание. В. Конашевич говорил, что иллюстрация может выступать «комментатором текста, поясняя или дополняя фабулу», внося подробности и т.д. Требования, которые предъявляются к книжной наглядности, — ясность, простота, выразительность, отсутствие деталей и подробностей, затрудняющих восприятие. Иллюстрация должна быть цветной, а цветовая гамма — соответствовать реальности. Но И.Н. Тимофеева наблюдала и описала интерес ребенка к черно-белым иллюстрациям, после чего сделала вывод: «...цвет сам 6 по себе, независимо от того, что изображено с его помощью, обладает громадной силой эмоционального бессознательного воздействия. Цветное изображение обращается преимущественно к чувству, а черно-белое — к рассудку». Еще один вид наглядности в детской книге — портрет писателя или поэта. Из двух книг одного и того же автора лучше ввести в круг чтения ту, где есть портрет ее создателя, рассматривание которого поможет настроиться на восприятие произведения, а чувство, возникшее при «знакомстве» с автором, приблизит текст к ученику, станет основой для дальнейшего общения с ним. Занимательность сюжета — один из существенных принципов отбора книг для детского чтения, тесно связанный с таким принципом, как динамичность. Сюжет вялый, затянутый, имеющий множество побочных линий, связь которых не может установить ребенок, неинтересен младшим школьникам.

Воспитательная ценность произведений как принцип (в традиционной методике — критерий) — это вопрос, на рубеже XX— XXI вв. не имеющий однозначного решения. В традиционных методиках развития речи и методических пособиях по ознакомлению школьников с художественной литературой (В. Федяевская, Н. Карпинская, В. Гербова, М. Алексеева, В. Яшина и др.) под воспитательной ценностью произведений понимаются их идейная направленность, позитивное воздействие на ребенка при формировании нравственных качеств личности, наличие дидактики в художественном тексте. В некоторых методиках (например, М. Алексеева, В. Яшина) идейная направленность детской книги является первостепенным критерием отбора книг для детского чтения, тогда как мастерству писателя, художественной ценности произведения отведено второе место. Современные авторы (детский писатель и критик Л. Яковлев) отрицают идею воспитания чего-либо с помощью литературы, призывая воспринимать детскую литературу полноправной частью литературы как вида искусства, не делать ее приложением к педагогике. История не только русской, но и зарубежной детской литературы свидетельствует: педагогические идеи в художественном тексте — ее специфическая черта. И в том, что литература воспринимается как одна сплошная педагогика, виновата не она. На протяжении XX в. ее старательно делали учебником жизни и дидактическим материалом для различных методик. В этом преуспели как писатели, поэты, так и авторы различных методических пособий. Задача настоящего времени — вернуть детской литературе статус искусства.

Литературоведческие принципы: включение в круг детского чтения всех видов литературы: эпоса (проза), лирики (поэзия), драмы; разных видов искусства: фольклор (устное искусство слова), художественная литература (письменное, закрепленное на бумаге, в книге искусство слова); разнообразных жанров, как фольклорных (народные сказки, колыбельные песни, пестушки, потешки, заклички, приговорки, небылицы-перевертыши, народные детские песенки, страшные истории), так и литературных (авторские сказки, стихотворения и стихотворные циклы, миниатюры, рассказы, повести, роман- сказка, энциклопедия и другие научно-популярные жанры).

Историко-литературные принципы:

1) непременное наличие в кругу детского чтения произведений как родной литературы, так и мировой. Обязательно следует обращать внимание не только на историю литературы, на произведения, прошедшие читательский отбор, но и на современную литературу, т. е. литературу, которая создается на глазах ныне живущего поколения;

2) тематическое многообразие произведений: Детская литература многообразна по тематике. Она ведет разговор с читателем обо всем: о природе и животном мире, о взаимоотношении детей и взрослых, о дружбе, семье, долге перед родителями и близкими, о детстве, чести и долге; о войне и истории своей Родины и др. Все эти и другие темы должны быть представлены младшему школьнику и как вечные, и как остросовременные. Если, например, тема войны в годы войны трактуется как тема героическая, как тема защиты Отечества, то сегодня она звучит как тема неприятия войны как события, калечащего психику человека, лишающего детей детства, сеющего разрушения, приносящего несчастья (М. Яснов «Перевод с чеченского»). Современный человек должен понимать безнравственность любой войны, отстаивать, защищать мир на земле. Такое отношение к войне литература формирует у ученика с детства. Все это еще раз говорит о том, что, выбирая книгу ребенку, нужно чутко прислушиваться к запросам времени. Как требование времени звучит Заявление ЮНЕСКО «Какие книги нужны детям» (1977): «Детям нужны книги, которые вызвали бы озабоченность за Землю, нашу маленькую планету, на которой мы все живем». И это требование нельзя не учитывать;

3) многообразие авторских имен. Это позволит маленькому читателю познакомиться с многообразием подходов к изображению событий, происходящих в природе и мире или, наоборот, один и тот же подход, который будет восприниматься как единственно верный по отношению к изображаемому.

Правильно сформированный круг детского чтения предполагает учет половых различий детей. Это значит, что взрослый, подбирающий литературу для чтения детям, должен учитывать, что девочкам не нужно забывать читать те книги, где говорится о женских добродетелях, о ведении дома, о женском предназначении (В. Одоевский «Рукодельная песенка»; Б. Поттер «Ухти- тухти»; Е. Благинина «Вот какая мама» и др.). Мальчикам же в большей степени будет интересна литература о сильных, мужественных людях, о путешествиях, изобретениях, поведении человека в нештатных ситуациях и т.д. (Б. Житков «На воде»; «Арий камень» и другие произведения моряка и писателя С.Сахарнова; Н. Сурьянинова «Чудеса из железа: произведение о кузнечного дела мастерах» и др.). Социологические исследования показывают, что сейчас девочки читают больше, чем мальчики. Об этом также не следует забывать, давая рекомендации родителям о том, что выбирать для чтения детям.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 576.