Система принятия решений С. Джонсона
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Американский психолог Спенсер Джонсон предложил собственную оригинальную методику принятия личных и деловых решений, названную им система принятия верных решений «да» или «нет».

 

С. Джонсон указывает, что подавляющее большинство ошибок в процессе принятия решений возникает из-за того, что люди используют неправильную систему мышления. Предлагаемая методика позволяет разработать такую систему с помощью последовательных вопросов, которые каждый из нас должен задать самому себе и затем ответить на них. Вопросы используются потому, что они вынуждают искать ответ. С. Джонсон отмечает, обычно «мы хотим получать ответы, не тратя время на то, чтобы задавать вопросы». Поэтому он предлагает прежде, чем принять решение, ответить на шесть вопросов - из них три вопроса практические («для головы») и три вопроса личностные («для сердца»).

 

При этом последовательность вопросов может быть произвольной. Отвечая на каждый вопрос «да» или «нет», лицо принимающее решение может лучше разобраться в ситуации и в самом себе, изменить ранее принятое решение и повысить его эффективность и качество. При этом, сначала принимается предварительное решение, а затем задаются следующие вопросы:

 

1. Удовлетворяю ли я подлинную потребность?

Любое решение должно быть направлено на достижение определенной цели. Поэтому принятию решения всегда предшествует выбор цели, к которой мы стремимся. Большинство из нас обычно стремится к тому, чего хочется. Однако «хотим мы многого, а нуждаемся в малом». Поэтому когда выбор цели ограничивается только тем, что нам нужно, то принятие решения сильно облегчается. Если цель отражает нашу подлинную потребность, то мы действуем более решительно и быстрее принимаем оптимальные решения.

 

2. Узнал ли я варианты выбора?

Чтобы принять оптимальное решение, необходимо располагать полной информацией об альтернативах, т.е. существующих вариантах выбора. Часто можно слышать: «У меня нет выбора». На самом деле в таких случаях люди обычно не знают о других возможностях. Чтобы узнать о них, надо задавать вопросы и собирать необходимую информацию. Дело в том, что альтернативы в решении существуют всегда. Для получения информации об альтернативах можно советоваться с другими людьми. Однако самый лучший способ - личное наблюдение и анализ сложившейся ситуации.

 

3. Все ли я продумал до конца?

Если лицо принимающее решение не имеет четкой картины при принятии решения, то необходимо тщательно продумать последствия каждой альтернативы. При этом необходимо постоянно спрашивать себя: «Что может произойти в этом случае? Что будет потом? Что будет после этого?» Отвечая на эти вопросы, надо отчетливо представить себе любую ситуацию, которая может возникнуть, если будет принято какое-либо решение. Это позволит заглянуть вперед и подготовиться к тому, что может произойти в будущем. После этого каждая альтернатива оценивается вами по тому, насколько она соответствует достижению поставленной цели, отражающей вашу подлинную потребность.

 

4. Честен ли я перед собой?

Оценивая свои решения, люди часто заблуждаются и следуют ложным убеждениям. Любая ситуация, в которой мы находимся или которая может возникнуть после принятия решения, должна оцениваться нами объективно. Это означает, что перед принятием решения мы должны сделать реальное описание текущей или будущей ситуаций, не закрывая глаза на неприятные или неожиданные последствия и факты, противоречащие нашим интересам, взглядам и опыту. Другими словами, мы должны «посмотреть правде в глаза» и быть честными с самими собой. «Многие из нас боятся правды. Мы верим, что, спрятавшись от правды, будем в безопасности или хотя бы избежим неприятностей». Чем лучше мы понимаем реальность, тем больше у нас шансов принять правильное решение.

 

5. Доверяю ли я своей интуиции?

Принимая решения, необходимо не только прислушиваться, но и доверять своему внутреннему голосу, то есть интуиции. «Интуиция - это подсознательное знание, основанное на личном опыте». Принимая решение интуитивно, вы не можете обосновать свой выбор, а просто ощущаете его правильным для себя. Интуиция включает в себя не только чувства по отношению к возможному решению, но и чувства по поводу того, каким образом вы принимаете это решение. Чтобы использовать интуицию, важно задавать себе вопросы: «Что я чувствую по поводу своего решения? С каким чувством я принимаю это решение? Что бы я решил, если бы не боялся?» и т.д. Если решение требует значительных внутренних усилий и часто сопровождается страхом, замешательством или беспокойством, то, вероятно, оно нарушает естественный «порядок вещей» и от такого решения следует отказаться. Если вы принимаете решение с позитивом и энтузиазмом, легко и спокойно, то, скорее всего, оно соответствует истине и такое решение будет эффективным.

 

6. Достоин ли я лучшего?

При рассмотрении возможных вариантов альтернатив, часто ограничивается круг собственных возможностей только лишь потому, что нет веры в собственные силы. «Мы никогда не позволяем себе получить больше, чем считает нас достойными получить наша вера». Чтобы добиться успеха, необходимо освободиться от этого опасного заблуждения, которое ставит искусственные преграды на пути к оптимальному решению. Это позволит раскрепостить ваше сознание и действительно внутренне поверить в то, что вы достойны лучшего, и затем действовать на основе этой веры. В данном случае «речь идет не о желании большего, чем у других. Речь идет о большем, чем то, что вы сами делаете для себя. А этого достоин каждый». Поэтому перед принятием решения всегда полезно спросить у себя: «А если бы я верил, что достоин лучшего, как бы я поступил?»

 

Отвечая последовательно на все перечисленные вопросы, возможно повысить эффективность предварительно принятое решение. Если на все вопросы дан ответ «да», то велика вероятность того, что принятое решение - это достойный выбор. Если хотя бы на один ответ на поставленные вопросы «нет», то, скорее всего, принятое решение окажется неудачным и его следует пересмотреть.

 

Чтобы показать роль и место принятия решений в процессе управления организацией, вспомним основные функции управления, к которым относятся планирование, организация деятельности, мотивация и контроль. Эти функции объединены между собой двумя связующими процессами: обмена информацией и принятия решений. Согласно данному подходу, описанному в известном учебнике М. Мескона, М. Альберта и Ф. Хедоури «Основы менеджмента», процессы управления и принятия решений тесно взаимосвязаны и неотделимы один от другого. При этом важно понять, что принятие решений не является одним из этапов процесса управления, а «пронизывает» весь этот процесс, осуществляясь непрерывно при реализации каждой функции управления. Принятие решений (так же как обмен информацией) «связывает» между собой все функции управления (рис. 1.1.). Поэтому принятие решений рассматривается не как этап цикла управления, а как важный связующий процесс в рамках более широкого процесса управления организацией.

 

Рис. 1.1. Функции управления и связующие процессы принятия решений и обмена информацией

 

В подтверждение этой идеи можно привести примеры решений, которые принимаются руководителями при осуществлении каждой отдельной функции управления.

 

В процессе планирования, принимаются решения:

о миссии и целях организации;

о состоянии внешней среды и ее влиянии на будущее организации;

о стратегии и тактике достижения поставленных целей;

о бюджете организации;

о выборе инвестиционных проектов;

о целевых рыночных сегментах и позиционировании товаров или услуг на целевых рынках;

о стратегии ценообразования;

о каналах сбыта и распределения продукции;

о разработке новых видов товаров и услуг;

о способах проведения рекламных кампаний.

 

В процессе организации деятельности принимаются решения:

о способах организации взаимодействия подразделений и работников организации;

об организационной структуре;

о пределах и распределении властных полномочий;

о реорганизации фирмы вследствие изменения целей деятельности или состояния внешней среды организации.

 

В процессе мотивации принимаются решения:

о нуждах и потребностях подчиненных;

о том, в какой мере эти потребности удовлетворяются;

о том, что необходимо сделать для повышения производительности труда подчиненных;

о методах и приемах мотивации конкретных работников.

 

И наконец, в процессе контроля принимаются решения о том:

как и по каким показателям следует оценивать результаты работы;

как часто следует измерять значения этих показателей;

какие методы и процедуры контроля следует использовать в процессе управления организацией;

насколько мы преуспели в достижении поставленных целей;

какие изменения следует внести в работу фирмы, если цель нашего бизнеса не достигнута.

 

Приведенные примеры показывают, что принятие решений всегда сопровождает деятельность руководителя, который вынужден решать возникающие проблемы, чтобы наиболее эффективно достигать цели управления организацией.

 

Развитие организаций и человеческой цивилизации привело к появлению новых трудностей в принятии деловых решений. Прежде всего, возросли сложность и взаимозависимость решений, принимаемых в разных областях деятельности людей. Резко увеличилось число факторов и критериев, которые необходимо учитывать в процессе решения сложных проблем. Так, в экономике наряду с такими привычными критериями, как прибыль, издержки, окупаемость, появились новые: влияние на окружающую среду, здоровье нации, предупреждение чрезвычайных ситуаций, конкуренция на мировом рынке, социальная ответственность и многие другие. Кроме того, появились новые, исключительно сложные объекты (химические производства, атомные электростанции, ракетно-космические комплексы и т.д.), требующие особо пристального контроля и принятия ответственных решений.

 

Ответом человеческой практике на возросшие трудности и ответственность в принятии решений стало возникновение новой научной дисциплины - теории принятия решений. Теория принятия решений зародилась примерно в середине XX века. Ее главная задача состоит в исследовании того, каким образом человек или группа людей принимают решения, а также в разработке специальных методов принятия решений, помогающих обосновать выбор наилучшего варианта из нескольких возможных. В связи с этим теорию принятия решений можно разделить на две относительно независимые части - дескриптивную (описательную) и прескриптивную (предписывающую). Дескриптивная составляющая описывает реальное поведение и мышление людей в процессе принятия решений и называется психологической теорией решений. Прескриптивная составляющая, наоборот, предписывает людям, как им следует принимать решения, и называется нормативной теорией решений.

 

Психологическая теория решений - это система утверждений, раскрывающих, внутреннее содержание деятельности и поведение людей в процессе принятия решений. Эти утверждения позволяют ответить на следующие вопросы:

1. Как у людей возникает представление о ситуации принятия решения?

Все люди воспринимают и представляют одну и ту же ситуацию по-разному. Такое представление, которое возникает в сознании конкретного человека, является субъективной моделью данной ситуации. Психологи обнаружили, что при формировании этой модели люди обычно упрощают реальную ситуацию, исключая из рассмотрения многие факторы, возможности и их последствия.

2. Как люди оценивают последствия принимаемых решений?

Различные последствия своих решений люди также оценивают субъективно и приписывают им некоторое «значение» ценности или полезности, которое отражает их личные взгляды и предпочтения. Субъективная полезность альтернатив играет очень важную роль в принятии решений, поскольку именно она определяет окончательный выбор.

3. Как люди оценивают вероятности различных факторов, влияющих на принятие решения?

Установлено, что при оценке вероятностей различных событий люди используют эвристические правила и подвержены влиянию психологических ловушек. Например, психологи обнаружили, что люди часто переоценивают вероятности наступления более понятных и желаемых для них событий, хотя на самом деле эти события могут быть объективно маловероятны.

4. Какие правила и стратегии используют люди для принятия решений в различных ситуациях?

Исследования показали, что при выборе альтернативы люди также пользуются разнообразными эвристиками, которые не имеют строгого обоснования. Например, они часто используют так называемую аддитивную модель, когда каждая альтернатива оценивается в виде суммы полезностей различных последствий, умноженных на их «вес», т.е. важность того или иного результата.

5. Как на людей влияют различные факторы, управляющие процессом принятия решения?

 

К таким факторам относят влияние внешней среды, личностные качества людей, обеспеченность ресурсами и другие. Например, установлено, что чем сильнее у человека выражены потребность в успехе и стремление к превосходству, тем больше он склонен к риску. В психологии также известен эффект «позитивного сдвига риска», когда коллективное принятие решений приводит к выбору более рискованных альтернатив, чем индивидуальное.

 

Таким образом, психологическая теория решений изучает, как в действительности люди принимают решения и какие психологические явления, парадоксы и ловушки сопровождают этот процесс. В связи с этим психологическая теория решений выполняет две основные функции - предвидение и объяснение поведения человека в процессе принятия решений. Однако людей всегда интересовало не только то, как они принимают решения, но и то, как надо принимать решения. Чтобы ответить на этот вопрос, была разработана и продолжает активно развиваться нормативная теория решений.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 616.