Нормативная теория принятия решений: концепция максимизации полезности и концепция ограниченной рациональности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Развитие менеджмента и человеческой цивилизации привело к появлению новых трудностей в принятии деловых решений. Прежде всего, возросли сложность и взаимозависимость решений, принимаемых в разных областях деятельности людей. Резко увеличилось число факторов и критериев, которые необходимо учитывать в процессе решения сложных проблем. Так, в экономике наряду с такими привычными критериями, как прибыль, издержки, окупаемость, появились новые: влияние на окружающую среду, здоровье нации, предупреждение чрезвычайных ситуаций, конкуренция на мировом рынке, социальная ответственность и многие другие. Кроме того, появились новые, исключительно сложные объекты (химические производства, атомные электростанции, ракетно-космические комплексы и т.д.), требующие особо пристального контроля и принятия ответственных решений.

 

Ответом человеческой практике на возросшие трудности и ответственность в принятии решений стало возникновение новой научной дисциплины - теории принятия решений. Теория принятия решений зародилась примерно в середине XX века. Ее главная задача состоит в исследовании того, каким образом человек или группа людей принимают решения, а также в разработке специальных методов принятия решений, помогающих обосновать выбор наилучшего варианта из нескольких возможных. В связи с этим теорию принятия решений можно разделить на две относительно независимые части - психологическую (описательную) и нормативную (предписывающую). Психологическая теория описывает реальное поведение и мышление людей в процессе принятия решений. Нормативная теория предписывает людям, как им следует принимать решения, и предлагает разнообразные методы, которые можно использовать для выбора наилучшей альтернативы в сложных ситуациях.

 

Нормативная теория решений - это методы, обеспечивающие поддержку принятия решений. Эти методы «организуют» мышление человека и предписывают ему, как следует себя вести в процессе принятия решений. В настоящее время разработано большое число разнообразных методов и процедур, которые призваны помочь людям разобраться в сложной ситуации и в своих предпочтениях, грамотно сформулировать цели, ограничения, альтернативы, оценить их последствия и принять качественное решение. В основе всех этих методов лежит определенная концепция принятия решений человеком. Нормативная теория решений базируется на двух основных концепциях - максимизации полезности и ограниченной рациональности.

 

В соответствии с концепцией максимизации полезности рассматривается так называемый рациональный, или «экономический», человек, который всегда старается принять оптимальное, т.е. наилучшее из всех возможных, решение. У каждого из нас имеется своя собственная функция полезности, отражающая нашу индивидуальную систему предпочтений. Эта функция может быть задана в форме некоторого аналитического выражения или «скрыта» внутри наших предпочтений. Оценивая каждое решение, мы явно или неявно сопоставляем ему некоторое значение своей функции полезности, которое показывает степень предпочтительности этого решения по сравнению с остальными. Оптимальным считается решение, обладающее максимальной полезностью. Чтобы его определить, в теории принятия решений разработаны специальные методы построения и максимизации функции полезности. Они действительно помогают определить наилучшее решение проблемы, но их применение на практике связано с большими затратами времени и поэтому не всегда возможно и целесообразно.

 

Дальнейшее изучение процессов принятия решений привело к выводу о том, что в действительности люди редко ведут себя подобно рациональному человеку. На самом деле в большинстве реальных ситуаций они, как правило, ограничиваются удовлетворительными решениями, которые обычно уступают оптимальным решениям по качеству, но вполне приемлемы с точки зрения достижения поставленной цели. Более того, в своей личной жизни и профессиональной деятельности мы просто вынуждены принимать удовлетворительные решения. Это объясняется несколькими причинами.

1. Из большого числа возможностей лицо, принимающее решение видит лишь несколько альтернатив, и поэтому маловероятно, что его выбор будет оптимальным.

2. Лицо, принимающее решение не может предвидеть всех возможных последствий каждой альтернативы.

3. Персоналу часто не хватает знаний, и потому наши решения обычно основываются на весьма приблизительных и общих представлениях о реальности.

4. Лицо, принимающее решение, как правило, живет и работает в режиме «хронического» дефицита времени и поэтому часто ошибается.

5. Лицо, принимающее решение не обладает всей необходимой информацией и принимает решения в условиях неопределенности.

6. Лицо, принимающее решение часто руководствуется нечеткими, расплывчатыми или даже противоречивыми целями, что, несомненно, влияет на качество и содержание принимаемых решений.

 

Указанные причины обусловлены, прежде всего, психологическими факторами и ограниченными возможностями человека по переработке информации, которая необходима для принятия оптимального решения. В связи с этим возникла концепция ограниченной рациональности, которая была предложена в трудах лауреата Нобелевской премии по экономике Герберта Саймона. В рамках этой концепции рассматривается не «рациональный», а так называемый административный человек, принимающий не оптимальные, а удовлетворительные решения.

 

Исследования Г.Саймона показали, что люди принимают решения на основе упрощенных представлений о действительности. При этом они используют три основных правила, или «стратегии упрощения», позволяющие им принять решение. Во-первых, люди упрощают реальную ситуацию, рассматривая лишь небольшое число альтернатив и их возможных последствий. Во-вторых, люди упрощают проблему выбора, устанавливая так называемые уровни притязаний по всем возможным последствиям, к которым может привести та или иная альтернатива. И, в-третьих, люди выбирают первую альтернативу, которая удовлетворяет всем уровням притязаний. Например, принимая решение о покупке загородного дома, мы не рассматриваем все существующие варианты выбора (их число очень велико), а ограничиваемся небольшим набором альтернатив (обычно не более 5-7 вариантов). Затем мы устанавливаем разумные требования, которым, по нашему мнению, должен удовлетворять удачный выбор (например, по цене, площади земельного участка, расстоянию от города и т.д.). Причем эти требования в процессе получения новой информации могут изменяться. Как только найден подходящий вариант, дальнейший поиск прекращается, и мы принимаем удовлетворительное решение. Иначе говоря, мы выбираем не самый лучший вариант из всех возможных, а лишь тот, который удовлетворяет нашим требованиям или насущным потребностям.

 

Хотя концепция ограниченной рациональности относится к описательным моделям, ее идеи и положения были восприняты экономистами и математиками для разработки многочисленных эвристических методов, которые, в отличие от методов теории полезности, не имеют строго аксиоматического обоснования, но в большей мере соответствуют природе человека и его ограниченным возможностям по обработке информации в процессе принятия решений.

 

Контрольные вопросы для самопроверки

1. В чем заключается необходимость изучения курса «Методы принятия управленческих решений»?

2. Какой смысл имеет понятие «решение»?

3. В чем различия между личными и деловыми решениями?

4. На какие основные виды подразделяются деловые решения?

5. Перечислите стадии принятия решений.

6. Какие вопросы можно задать себе, чтобы принять правильное решение?

7. Приведите примеры решений, которые принимает руководитель организации при выполнении различных функций управления.

8. Какие функции выполняет психологическая теория решений?

9. Какие концепции лежат в основе нормативной теории решений?

 

Литература

 

1. Басовский, Л.Е. Менеджмент: учебное пособие для вузов/ Л.Е. Басовский. - М.: ИНФРА-М , 2008.

2. Лапыгин Ю.Н. Управленческие решения: учебное пособие для вузов/ Ю.Н. Лапыгин. - М.: Эксмо, 2009. - 448 с.

3. Юкаева В.С. Управленческие решения: учебное пособие для вузов/ В.С. Юкаева. - 4-е изд.. - М.: Дашков и К, 2009. - 324 с.

4. Как работать над управленческим решением. Системный подход: учебное пособие для вузов/ В.Н. Кодин. - М.: КноРус, 2008. - 192 с.

5. Добрина, Н.А.. Менеджмент: основы теории и деловой практикум: учебное пособие для вузов: / Н.А. Добрина, Ю.В. Щербакова. - М.: Альфа-М; М.: ИНФРА-М , 2009. - 288 с.

6. Зиновьев, В.Н.. Менеджмент: учебное пособие для вузов/ В.Н. Зиновьев, И.В. Зиновьева. - 2-е изд.. - М.: Дашков и К, 2008. - 480 с.

7. Орлов А.И. Теория принятия решений. Учебное пособие. - М.: Издательство «Экзамен», 2006.

 

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 415.