Тахометр вольтметрового типа – это генератор постоянного тока специального
исполнения небольшой мощности.
. Как известно из курса электротехники, э.д.с. генератора постоянного тока ( В )
Е = сnФ,
где с – конструктивный коэффициент ( постоянная величина );
n – частота вращения якоря генератора, об / мин;
Ф - магнитный поток полюсов генератора, Вб.
В тахометрах данного типа магнитный поток создается полюсами, выполненными
в виде постоянных магнитов ( т.е. на полюсах нет обмотки возбуждения ). Поэтому этот
поток есть величина постоянная.
Значит, с учетом того, что конструктивный коэффициент «с» и магнитный поток Ф – величины постоянные, э.д.с прямо пропорциональна частоте вращения якоря
Е = сnФ ≡ n.
Поэтому шкалу измерителя скорости - вольтметра можно отградуировать непосред
ственно в единицах измерения скорости – в об / мин ( или радианах в секунду ).
Прямо пропорциональная зависимость между скоростью и э.д.с. позволяет полу-
чить равномерную шкалу на вольтметре, что облегчает снятие отсчета скорости.
Рис. 16.15. Схема включения тахометра ( а ); схема магнитного шунта ( б )
Схема включения тахометра вольтметрового показана на рис. 16.15, а.
Гребной вал через механическую передачу 2 (зубчатые колеса и цепную передачу) передает вращение якорю генератора 3. Последний связан проводами 4 с указателями 5, представляющим собой вольтметры магнитоэлектрической системы.
К одному датчику скорости – генератору подключают несколько тахометров, распо
ложенных в разных местах – в машинном отделении, на мостике и др. Длина проводов ли
нии электропередачи между генератором и тахометрами получается разной, поэтому пока-
зания вольтметров могут отличаться.
Для регулировки показаний в корпус каждого тахометра встраивается корректор - регулировочный резистор, ось которого выведена наружу прибора и имеет гнездо – шлиц. Для регулировки вставляют отвертку в шлиц и поворачивают ось резистора в нуж-
ном направлении, до получения правильного отсчета. Для получения истинного значения скорости вала используют механические тахометры.
Кроме такой индивидуальной регулировки, отдельной для каждого тахометра, воз-
можна общая регулировка показаний всех тахометров одновременно.
Для этой цели служит магнитный шунт, встроенный в корпус генератора ( рис. 16.15, б ).
Этот шунт из ферромагнитного материала располагается рядом с полюсами посто-
янных магнитов. Магнитный поток, пронизывающий якорь генератора
Ф = Ф - Ф
Ф - магнитный поток постоянных магнитов;
Ф - магнитный поток, проходящий через шунт.
Расстояние между полюсами и шунтом можно изменять при помощи регулировоч-
ного винта. При удалении шунта от полюсов воздушный зазор между шунтом и полюса-
ми увеличивается, поэтому часть магнитного потока полюсов, отбираемая шунтом, умень-
шается. Поэтому увеличивается магнитный поток, проходящий через якорь генератора, а
значит, и э.д.с. генератора.
Обычно такую регулировку применяют для компенсации старения постоянных маг
нитов, которое приводит к постепенному уменьшению магнитного потока полюсов.
Отечественной промышленностью изготовляются датчики ( генераторы ) вольтмет
ровых тахометров типа МЭТ 8/30 ( М – морской, Э - электрический, Т – тахометр, 8 – мак
симальное число тахометров, которые можно подключить к генератору, 30 – номинальное напряжение генератора при 1500 об/мин, В ).
Указатели тахометров типов М-150, М-160, М-170, М-180, М-185 и М-186 имеют
поворот стрелки на 240°. Указатели некоторых типов имеют светящуюся стрелку и шкалу,
Указатели других типов имеют внутреннее электрическое освещение и светящуюся шкалу.
Основная погрешность при измерении в пределах от 10 до 100% номинального зна
чения частоты вращения вала не превышает ±1% от номинального значения шкалы.
К положительным качествам вольтметровых тахометров относятся: быстрота изме
рения, равномерность градуировки шкалы указателя, простота и надежность действия, возможность подключения к датчику большого числа указателей (до восьми приборов) и небольшая погрешность измерений.
Недостаток этой системы: изменение постоянства магнитного потока полюсов гене
раторов вследствие ударных сотрясений, вибрации и температурных колебаний, а также наличие коллектора, за которым требуется значительный уход.
7.3. Индукционные тахометры
Для измерения частоты вращения быстровращающихся валов применяются малогабаритные трехфазные индукционные тахометры типа ТЭ (ТЭ-204, ТЭ-205, ТЭ-206 и ТЭ-207).
Рис. 16.16. 3-фазный индукционный тахометр:
1 - 3-фазный синхронный генератор; 2 - 3-фазный синхронный двигатель; 3 –
вращающийся постоянный магнит; 4 – алюминиевый диск; 5 – противодействую-
щая пружина
Трехфазные индукционные тахометры (рис. 16.16 ) имеют синхронный трехфазный генератор 1, механически соединенный с исследуемым валом, и синхронный двигатель 2, связанный с генератором 3-проводной линией.
Частота выходного напряжения генератора пропорциональна измеряемой угловой скорости, поэтому частота вращения ротора синхронного двигателя также пропорциональ
на частоте вращения вала.
При вращении постоянного магнита 3, закрепленного на валу двигателя 2, в алюми
ниевом диске 4 индуктируются вихревые токи, пропорциональные частоте вращения дви
гателя.
Взаимодействие этих токов с магнитом 3 вызывает появление вращающего момен-
та, пропорционального частоте вращения, который стремится повернуть диск 4 вслед за магнитом. Вращающий момент уравновешивается противодействующим моментом пружи
ны 5, так что отклонение подвижной части прибора пропорционально частоте вращения.
При изменении направления вращения вала чередование фаз генератора, направле-
ние вращения двигателя и отклонения стрелки измерительного прибора также изменяют-
ся на противоположное.
Диапазон измерений частоты вращения тахометрами индукционного типа от 0 до 3500 об/мин, максимальная погрешность не превышает ± 2,2% от номинального значения шкалы. Основной недостаток тахометра — малый срок службы.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 335.