Cудовые нагнетатели
Общая характеристика судовых нагнетателей
К судовым нагнетателям относятся: насосы, вентиляторы и компрессоры.
Электроприводы нагнетателей являются основными потребителями электронергии. На их долю приходится около 50 % вырабатываемой электроэнергии судовой электростан
ции.
Нагнетатели обеспечивают работу энергетической установки судна и общесудовых систем. Эти механизмы имеют весьма ответственное назначение и предназначены для обеспечения:
1. движения судна;
2. безопасности мореплавания;
3. сохранности перевозимых грузов;
4. улучшения обитаемости и бытовых условий экипажа судна.
Насосами называют машины, предназначенные для перемещения жидкостей; вен-
тиляторами и компрессорами — машины для перемещения воздуха или газов.
Нагнетатели потребляют энергию от электропривода и сообщают ее рабочему телу - жидкости или газу. Эта энергия вызывает движение рабочего тела в трубопроводах, при
чем давление рабочего тела за нагнетателем больше, чем передним.
Другими словами нагнетатели служат для перемещения жидкостей или газов и со-
общения им энергии.
Рабочее тело поступает в нагнетатель через всасывающий трубопровод с давлении-
ем р . В нагнетателе рабочему телу сообщается энергия, и в нагнетательном (напорном) трубопроводе давление р будет больше начального.
Если степень повышения давления нагнетателя невелика, например р / р = 1,1, то перекачиваемый воздух можно практически рассматривать как несжимаемую жидкость
так как при р / р = 1,1 плотность газа повышается не более чем на 7 %.
Поэтому нагнетатели, предназначенные для перемещения воздуха или газа при р / р < 1,1, называют вентиляторами, а при р / р > 1,1 - компрессорами.
Классификация нагнетателей
По принципу действия различают нагнетатели:
1. центробежные;
2. пропеллерные;
3. поршневые;
4. ротационные с поршнями или выдвижными лопатками.
Для перекачки вязких жидкостей (топлива, масла и др.) иногда применяют шесте-
ренчатые и винтовые насосы.
По роду перекачиваемой среды нагнетатели разделяются на:
1. водяные забортной и пресной воды, питьевой и мытьевой, холодной и горячей воды;
2. топливные и масляные;
3. воздушные, дымовые, газовые;
4. хладоагента.
По назначению нагнетатели делятся на две основные группы:
1. судовых энергетических установок;
2. общесудовых систем.
К нагнетателям судовых энергетических установок относятся насосы: топливные, масляные, циркуляционные, конденсатные, охлаждающие, питательные и др. и вентиляторы: машинные, котельные, охлаждающие и др.
К нагнетателям общесудовых систем относятся насосы: пожарные, балластные, трюмные, санитарные, грузовые и т. д. и вентиляторы: трюмные, каютные, рефрижератор-
ные и др.
Основные параметры
К основным параметрам нагнетателей относятся подача Q, напор Н и угловая скорость ω. Эти параметры определяют также момент сопротивления и мощность на валу механизмов.
Подача Q - количество жидкости или газа, подаваемое через сечения выходного патрубка нагнетателя в единицу времени. Для измерения подачи пользуются объемными значениями (м /с, м /ч, л /мин) и массовыми (кг / с, т / ч).
Напор H - энергия, сообщаемая нагнетателем единице массы перекачиваемой жид-
кости или газа.
Напор необходим для движения потока и преодоления им по пути различного рода сопротивлений.
Напор измеряют в метрах или миллиметрах водяного столба ( м ), при этом 1 мм вод. ст = 10 Па.
Наряду с понятием «напор» для характеристики работы нагнетателей используют понятие «давление», подразумевая под ним энергию, сообщенную 1 м жидкости.
В общем случае для измерения давления применяют две единицы:
1. мегапаскаль, сокращенно МПа;
2. техническая атмосфера, сокращено а.т. или at .
Соотношения между этими единицами такие:
1 at = 0,1 МПа и 1МПа = 10 at.
Для измерения скорости вращающихся частей нагнетателей применяют две едини-
цы:
1. «частота вращения», обозначается латинской буквой «n» и измеряется в
«об/мин» ( оборот в минуту ). Например, частота вращения двигателя n = 1500 об/мин.
Эта единица скорости – внесистемная, т.к. в ней используется внесистемная едини-
ца времени, а именно – минута ( в системе СИ время измеряется в секундах ).
Тем не менее эта единица до сих пор широко применяется на практике. Например, в паспортных данных электродвигателей скорость вала указывается именно в об/мин.
2. «угловая скорость», обозначается латинской буквой «ω» и измеряется в
«рад/с» ( радиан в секунду ) или, что одно и то же, с ( секунда в минус первой степени ).
Соотношение между этими единцами такое:
1. частота вращения ( об/мин )
n = 9,55 ω ≈ 10 ω, ( 11.1 )
где ω – угловая скорость, рад / с ( или с );
2. угловая скорость ( рад / с )
ω = n / 9,55 ≈ n / 10. ( 11.2 )
Центробежные нагнетатели
Общая характеристика
Центробежные нагнетатели - самые распространенные механизмы на судах. Они получили широкое применение благодаря ряду положительных качеств, таких, как: высокая надежность; быстроходность, что позволяет непосредственно сочленять их с электродвигателями; равномерность подачи перекачиваемой жидкости или газа; малая масса и габаритные размеры.
На рис. 11.1 показано устройство схема центробежного нагнетателя.
Принцип действия нагнетателя основан на взаимодействии лопасти рабочего коле
са 1 с потоком жидкости или газа.
В центробежном нагнетателе повышение давления жидкости (газа) в колесе дости
гается в основном благодаря действию центробежных сил; вход у таких нагнетателей осе
вой, выход радиальный.
Значение напора, создаваемого в центробежном нагнетателе, непосредственным образом зависит от внешней окружной скорости рабочего колеса, являющейся функцией частоты вращения и диаметра колеса.
Рис. 11.1. Устройство центробежного нагнетателя: 1- рабочее колесо; 2 – корпус
( спиральный отвод )
2.2. Рабочие характеристики центробежных нагнетателей
Под рабочими характеристиками центробежных нагнетателей понимают зависимости напора Н, мощности Р, коэффициента полезного действия η и других параметров от подачи Q. Основные виды рабочих характеристик показаны на рис. 11.2.
Рис. 11.2. Рабочие характеристики центробежного вентилятора:
индекс 1 – для нагнетателей с радиальными лопатками;
индекс 2 – для нагнетателей с лопатками, отогнутыми назад.
Как видно из рисунка, при нулевой подаче ( Q = 0 ), т. е. при перекрытом нагнета-
тельном канале, приводной электродвигатель работает с пониженной мощностью и поддер
живает напор Н .
Теоретический расчет характеристик Н ( Q) и η( Q) представляет большие трудности, поэтому на практике пользуются экспериментальными зависимостями, которые приводятся в каталогах. Обычно эти характеристики даются для неизменной номинальной угловой ско-
рости ω . Получить характеристику Н - Q для угловой скорости, отличной от номиналь-
ной, возможно, используя для этого следующие законы пропорциональности:
= ( 11.3 ); = ( 11.5 ); = ( 11.4 )
На рис. 11.3. показаны Н - Q характеристики центробежных нагнетателей.
Рис. 11.3. Н – Q – характеристики центробежных нагнетателей
Для получения характеристики Н - Q при угловой скорости, отличной от стандарт-
ной, используются приведенные выше законы пропорциональности.
Для этого задаются рядом значений Q - Q , которым соответствуют напоры Н - Н на характеристике Н - Q при ω = const.
Например, для получения точки а при ω = const необходимо вычислить Qa и На :
Qa = Q ( 11.5 ); На = Н ( 11.6 );
В соответствии с соотношением
= ( 11.7 );
рассчитываются параболы, проходящие через выбранные точки на заданной харак-
теристике (при ω = const). Соединяя точки парабол с одинаковыми скоростями, получают Н - Q характеристику для постоянной скорости ω = const.
Одновременно полученные параболы – это линии постоянного КПД нагнетателя
η = const.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 573.