Дисковые тормозные устройства широко применяются в электроприводах судовых
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

грузоподъемных и якорно-швартовных устройств.

       На судах иностранной постройки применяют однодисковые тормоза постоянного тока, на судах отечественной постройки – многодисковые тормоза переменного тока. Принцип действия тормозов постоянного и переменного тока одинаков, хотя их электро-

магнитные системы различны.

       Торможение происходит в результате трения вращающихся дисков с наклеенным фрикционным материалом о стальные диски - промежуточные и нажимной. Последние

надеты на штыри, укрепленные внутри корпуса тормоза, и поэтому могут перемещаться вдоль вала двигателя в обе стороны на несколько миллиметров.

       Вращающиеся диски надевают на втулки, которые закреплены на валу двигателя. Втулки имеют шлицы, в которые входят зубья на ободе диска. Такой способ соединения

дисков и втулок позволяет быстро снять сработавшийся диск и заменить его новым.

       Между корпусом и подвижным сердечником установлена главная тормозная пружи

на, которая в обесточенном тормозе прижимает подвижные тормозные диски к неподвиж

ным и тем самым обеспечивает торможение вала электродвигателя.

       При подаче напряжения на катушку электромагнита его якорь притягивается к сер-

дечнику и сжимает пружину. При этом подвижные части тормоза отходят от неподвиж-

ных, вал электродвигателя освобождается.

В качестве примера рассмотрим устройство и принцип действия электромагнитно-

го дискового тормоза переменного тока типа ТМО-3 ( рис. 9.60 ).

Рис. 9.60. Электромагнитный дискового тормоза переменного тока типа ТМО-3:

1 – подшипниковый щит двигателя; 2, 4 – втулки; 3 – вал двигателя; 5 – тормозные диски

( 2 шт .); 6 – штыри ( 4 шт. ); 7 – фрикционные кольца ( накладки ); 8 – промежуточные диски ( 2 шт. ); 9 – нажимной диск; 10 – регулировочные гайки; 11 – кожух тормоза; 12 –

гайка; 13 – главная пружина; 14 – штырь; 15 – ось эксцентриковой рукоятки; 16 - съемная эксцентриковая рукоятка; 17 – упорное кольцо; 18 – электромагнитные катушки тормоза;

19 – неподвижный диск; 20 – Ш-образное ярмо; 21 – якорь; 22 – коробка выводов; 23 – ко-

роткозамкнутые витки  

 

       Тормоз выполняется в виде отдельного устройства, прикрепляемого к специально

приспособленному для этого подшипниковому щиту 1 асинхронного двигателя со сторо-

ны, противоположной приводному механизму.

       На конец вала 3 двигателя напрессована втулка 2 со шлицами на наружной по-

верхности . На этой втулке по шлицам свободно перемещается втулка 4 с двумя тормоз-

ными дисками 5. С обеих сторон каждого диска приклеены фрикционные кольца 7 из материала с высоким удельным коэффициентом трения ( называется «ферродо» ).

       В подшипниковый щит запрессованы четыре направляющих штыря 6, на которые

насажены два промежуточных стальных диска 8 и нажимной диск 9. Левый промежуточ-

ный диск 8 находится между торцом фланца двигателя и левым тормозным диском, а пра

вый - между тормозными дисками 5.

На нажимной диск 9 надавливает мощная пружина 13, которая плотно сжимает все диски и прижимает их к стенке подшипникового щита 1. Поэтому вал двигателя затормо-

жен.

На штырях 6 при помощи гаек 10 закреплен неподвижный диск 19. На нем смонти

рованы четыре электромагнита переменного тока , магнитная система которых состоит из Ш-образного ярма 20, якоря 21 и катушки 18. На крайних стержнях ярма находятся корот

козамкнутые витки 23, предотвращающие вибрацию якорей при протекании переменного тока через катушку. Якоря электромагнитов прикреплены к нажимному диску.

       Однофазные катушки соединены попарно-последовательно и включены по схеме открытого треугольника. Такое включение позволяет получить максимальное тяговое уси-

лие. Питание к катушкам подводится через клеммную коробку 22.

       Снаружи тормоз закрыт кожухом 11.

       При протекании тока через катушки 18, якоря электромагнитов притягиваются к ним. Вместе с якорями перемещается вправо нажимной диск, сжимая при этом пружину.

Промежуточные и тормозные диски раздвигаются, и вал двигателя получает возможность свободно вращаться.

       В соответствии с требованиями Правил Регистра, тормоз снабжен устройством для ручного растормаживания вала двигателя. Оно состоит из штыря 14, ввернутого в гайку 12, расположенную с внутренней стороны нажимного диска 9. На выходящем наружу конце штыря на оси 15 закреплена поворотная эксцентриковая рукоятка 16.

       Для того, чтобы растормозить вал двигателя, рукоятку перемещают из нижнего в верхнее положение. При этом штырь с гайкой перемещаются вправо, заставляя переме-

ститься в том же направлении нажимной диск. Далее тормоз работает так же, как описано выше при протекании тока через катушки.

По мере эксплуатации тормозного устройства фрикционные кольца стираются, при этом увеличивается ход якоря и уменьшается втягивающее усилие электромагнитов.

Это приводит к нечеткой остановке груза ( проскальзывание после отключения тормоза ),

а в случае значительного стирания – к тому, что растормаживание двигателя не произой-

дет.

       Если ход якоря больше допустимого, регулируют тормоз таким образом:

1. вручную растормаживают вал двигателя переводом рукоятки 16 из нижнего в

верхнее положение;

2. отдают регулировочные гайки 10 и перемещают нажимной диск влево на рассто

яние, при котором ход диска будет находиться в пределах, указанных в паспорте тормозно

го устройства;

3. зажимают регулировочные гайки и возвращают рукоятку 16 в нижнее положе-

ние.

При сильных ударах, сопровождающих включение или отключение тормоза, следу

ет ослабить степень сжатия пружины 13 при помощи упорного кольца 17. Через это коль-

цо на резьбе проходит штырь 17. При вращении рукоятки 16 по часовой стрелке кольцо перемещается вправо, разжимая пружину. Положение неподвижного диска 19 при этом не изменяется, т.к. оно зафиксировано при помощи гаек 10. По этой причине не изменяется и ход якоря.

        Дисковые тормозные устройства имеют от 2 до 5 тормозных дисков, ход дисков – начальный 1…2,5 мм, максимальный ( в результате стирания на дисках тормозного мате

риала ) 2…5 мм.

В процессе ТО тормозов проверяют степень износа и чистоту фрикционных колец,

очищают от грязи внутреннюю часть тормоза при помощи ручного меха. Одновременно

подтягивают болтовые соединения, в трущиеся части добавляют смазку, заменяют диск с изношенными накладками, измеряют сопротивление изоляции ( не менее 1МОм ).

 

       11.4. Колодочные тормозные устройства

       Основные сведения

       Тормозными элементами в колодочных тормозах являются стальной шкив и чугун

ные тормозные колодки с приклепанными к ним фрикционными накладками. Торможение возникает при прижимании тормозных колодок к шкиву с помощью тормозной пружины.

       Привод растормаживания бывает двух видов:

1. электромагнитный;

2. электрогидравлический.

Рассмотрим поочередно оба вида тормозов.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 353.