Электроприводы классифицируются ( различаются ) по нескольким признакам.
Рассмотрим основные признаки.
По области применения различают 2 вида электроприводов:
1. береговые;
2. судовые.
По роду тока различают 2 вида электроприводов:
1. постоянного тока;
2. переменного тока.
Переход судовых электроприводов на переменный ток завершился в начале 60-х
годов 20 столетия. Это стало возможным после начала производства ( в б. СССР ) элек-
трических машин , предназначенных специально для работы на судах. Такие электриче-
ские машины называют машинами морского исполнения.
По способу передачи энергии от электродвигателя к механизму различают 3 вида
электроприводов:
1. групповой;
2. одиночный;
3. многодвигательный.
Групповым называют электропривод, в котором один электродвигатель приводит в
движение несколько исполнительных механизмов. Пример: токарный станок, в котором электродвигатель вращает патрон с заготовкой и одновременно перемещает суппорт
станка с бабкой, в которой зажат резец. Суппорт при этом движется поступательно ( влево – вправо ) вдоль станины станка. На судах групповые приводы применяются крайне ред-
ко.
Одиночным называют электропривод, в котором электродвигатель приводит в движение только один исполнительный механизм. Пример: электропривод насоса или вентилятора, в котором крылатка насажена непосредственно на вал электродвигателя.
Многодвигательным называют электропривод, в котором каждый рабочий орган
механизма приводится в движение отдельным электродвигателем. Пример: электропри-
вод грузового крана, имеющий 3 механизма – подъёма груза, поворота и изменения вылета стрелы. Каждый из этих механизмов имеет «свой» электродвигатель.
По степени автоматизации различают 3 вида электроприводов:
1. неавтоматизированные;
2. автоматизированные;
3. автоматические.
В неавтоматизированном электроприводе человек участвует на всех стадиях
управления электроприводом. Пример: электропривод вентилятора, управляемый при помощи поста управления с двумя кнопками «Пуск» и «Стоп». Оба действия – пуск и остановка, выполняет человек путём нажатия соответствующей кнопки.
В автоматизированном электроприводе функции управления разделены между человеком и управляющим устройством. Обычно человек задаёт программу работы электропривода, остальное же выполняет управляющее устройство.
Пример: электропривод грузовой лебёдки с 3-мя скоростями. Пусть оператор ( лебёдчик ) резко перевёл рукоятку командоконтроллера из нулевого положения сразу в 3-е в направлении «Подъём». Двигатель при этом включится не на 3-й скорости, а на 1-й, что позволит избежать поломки редуктора, а далее разгон электродвигателя произойдёт постепенно, с задержкой при переходе с 1-й скорости на 2-й, а затем со 2-й к 3-ю. Эту задержку обеспечивают два реле времени, входящие в состав управляющего устройства.
В автоматическом электроприводе роль человека сводится лишь к наблюдению за работой электропривода.
Пример: автоматический рулевой. На начальном этапе участие человека заключает
ся в подаче питания на рулевой электропривод ( электромеханик ) и в выведении судна на требуемый курс, например, при помощи штурвала ( рулевой матрос или вахтенный помощ
ник ). После этого на тумбе управления рулевым электроприводом ( мостик ) переключа-
тель видов управления устанавливают в положение «Автомат». В зависимости от условий плавания, такой режим может длиться от нескольких часов до нескольких десятков суток.
По возможности изменения скорости различают 2 вида электроприводов:
1. нерегулируемый, не предусматривающий изменение скорости;
2. регулируемый, имеющий 2 и более скоростей.
Пример нерегулируемого электропривода: электропривод вентилятора, управление
которым состоит только в пуске и остановке, а скорость не регулируется.
Примеры регулируемого электропривода: 1. электропривод грузовой лебёдки с 3-мя скоростями ; 2. электропривод якорно-швартовного устройства с 6-ю скоростями.
По возможности изменения направления вращения различают 2 вида электро
приводов:
1. нереверсивный;
2. реверсивный.
Пример нереверсивного электропривода: электропривод вентилятора, управление
которым состоит только в пуске и остановке, а направление вращения не изменяется.
Примеры реверсивного электропривода: 1. электропривод грузовой лебёдки с 2-мя режимами: «подъём» и «спуск» ; 2. электропривод якорно-швартовного устройства с 2-мя режимами: «травить» и «выбирать».
По назначению различают 5 видов судовых электроприводов:
1. рулевые;
2. якорно-швартовные ( брашпили и шпили );
3. грузоподъёмные ( грузовые лебёдки и краны, лифты );
4. электроприводы судовых нагнетателей ( насосы, вентиляторы, компрессоры );
5. механизмов специального назначения.
К последней группе относят электроприводы:
1. подруливающих устройств;
2. систем кренования и дифферента;
3. успокоителей качки;
4. систем откренивания судов;
5. автоматические швартовные лебедки.
Подруливающиеустройства предназначены для повышения манёвренности су-
дов. С их помощью судно может перемещаться лагом ( бортом ) и даже совершать полный оборот на месте. Такие устройства применяют на обычных транспортных судах, а также на судах – паромах, предназначенных для перевозки колёсной техники.
Системы кренования и дифферента применяют на ледокольных судах, для освобо
ждения судна, зажатого во льдах и придания корпусу судна необходимой осадки.
Системы успокоителей качки применяют , в основном, на пассажирских судах и морских паромах, в условиях, когда качка достигает 35…40º. С помощью успокоителей
Удается уменьшить амплитуду качки до 5…7º.
Системы откренивания судна применяют на судах с горизонтальным способом погрузки ( суда типа ро-ро ) для выравнивания крена. Применение этих систем повышает безопасность грузовых операций и обеспечивает надёжность работы въездной аппарели.
Автоматические швартовные лебедки применяют на судах с целью поддер-
жания постоянного усилия в швартовном канате при стоянке судна в порту или на рейде. При увеличении натяжения каната лебедка включается и потравливает канат до тех пор, пока усилие в канате не уменьшится до заданного. При уменьшении натяжения каната лебедка включается и набивает канат до заранее заданного усилия.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 270.