Повторно-кратковременным называют режим, при котором температура двигателя
τ за время работы не успевает подняться до установившейся температуры θ , а за время паузы не успевает уменьшаться до температуры окружающей среды θ ( рис.В2., в ).
Этот режим состоит из чередующихся кратковременных рабочих периодов t и
пауз t . Время цикла t = t + t не должно превышать 10 мин. В противном случае наступает кратковременный режим работы S2.
Для этого режима применяют количественный показатель «продолжительность включения двигателя».
Продолжительностью включения двигателя ( ПВ, ПВ% ) называют отношение вре-
мени работы двигателя к времени цикла, выраженное в относительных единицах или про-
центах :
ПВ = t / t , или ПВ% = ( t / t )*100%.
Стандарты устанавливают 4 значения ПВ% : 15, 25, 40 и 60%. Чем больше
ПВ%, тем большую часть времени цикла работает двигатель.
На судах в повторно-кратковременном режиме работают двигатели грузовых лебё
док и кранов.
Например, три обмотки статора электродвигатель типа МАП621-4/8/24 ОМ1 с номи
нальными скоростями 170, 700 и 1400 об/мин имеют такие значения ПВ%: 15, 40 и 40.
Это означает, что обмотка первой скорости ( ПВ% = 15% ) не предназначена для длительной работы и используется как разгонная, для выхода на вторую скорость.
В то же время обмотки вторая и третья скорости ( ПВ% = 40% ) – рабочие, исполь
зуемые для перемещения груза с достаточно большими скоростями.
7. Условия выбора электродвигателей для судовых электроприводов
Таких условий четыре:
1. номинальное напряжение выбранного двигателя и напряжение судовой сети
должны быть одинаковыми;
2. режимы работы выбранного электродвигателя и механизма должны быть одина
ковыми;
3. номинальная ( по справочнику ) и расчётная ( по расчёту )мощности двигателя
должны быть одинаковыми;
4. номинальная ( по справочнику ) и расчётная ( по расчёту ) частоты вращения
двигателя должны быть одинаковыми.
При нарушении 1-го условия двигатель сгорит ( если напряжение сети больше на-
пряжения двигателя ) или будет развивать пониженный момент ( если напряжение сети меньше напряжения двигателя ).
При нарушении второго условия двигатель окажется либо перегруженным, либо
недогруженным.
Например, если выбрать для брашпиля ( режим S2, 30 мин ) двигатель продолжи-
тельного режима, последний не успеет за 30 мин работы нагреться до максимально допу-
стимой классом изоляции температуры, т.е. не будет полностью использован по мощно-
сти.
Если выбрать в качестве для электродвигателя охлаждающего насоса главного двигателя ( режим S1 ) двигатель кратковременного режима ( например, S2, 30 мин ), он за короткое время перегреется и выйдет из строя.
При нарушении 3-го условия двигатель окажется либо перегруженным, либо недо-
груженным. Например, если выбирать двигатель, номинальная мощность которого мень-
ше расчётной, он окажется перегруженным. Лучше выбрать двигатель с небольшим запа-
сом по мощности.
Нарушение 4-го условия на практике неизбежно, т.к. трудно выбрать двигатель,
номинальная скорость которого в точности совпадает с расчётной.
В этом случае считают выбор удовлетворительным, если номинальная скорость отличается от расчётной не более чем на ± 5%.
Неодинаковость скоростей электродвигателя и механизма ухудшает условия рабо-
ты как электродвигателя, так и механизма, и может стать причиной аварии электропри-
вода.
Приведем пример. У центробежного насоса его основные параметры – напор Н
( м ), подача Q ( м / час ) и мощность P ( кВт ) прямо пропорциональны соответственно первой, второй и третьей степени частоты вращения:
Н ≡ ω, Q ≡.ω , Р ≡.ω .
Отсюда следует, что если скорость электродвигателя больше номинальной скоро-
сти насоса, например, на 10%, т.е. ω' = 1,1 ω , то новые значения напора, подачи и мощно
сти составят соответственно
Н' ≡ ω' = 1,1 Н ,
Q' ≡.( ω') = ( 1,1) Q = 1,21 Q ,
Р' ≡.( ω') = ( 1,1 ) Р = 1,331 Р ,
т.е. напор увеличится на 10%, подача – на 21%, а мощность насоса ( равная мощно
сти электродвигателя ) - на 31%.
В результате увеличения напора возможен разрыв трубопровода или повреждение арматуры ( клапанов ), а увеличение мощности, развиваемой электродвигателем, приведет
к перегрузке и последующему его отключению тепловыми реле.
Наоборот, если скорость электродвигателя менше номинальной скорости насоса, например, на 10%, т.е. ω' = 0,9 ω , то новые значения напора, подачи и мощности соста-
вят соответственно
Н' ≡ ω' = 0,9 Н ,
Q' ≡.( ω') = ( 0,9) Q = 0,81 Q ,
Р' ≡.( ω') = ( 0,9 ) Р = 0,729 Р ≈ 0,73 Р ,
т.е. напор уменьшится на 10%, подача – на 19%, а мощность насоса ( равная мощ-
ности электродвигателя ) - на 27%.
В результате уменьшения напора и подачи возможны нарушения в работе системы,
которую „обслуживает” насос. В то же время электродвигатель окажется недогруженным ( недоиспользованным ) по мощности ( это - бальзам на сердце электромеханику ).
Дата: 2019-02-02, просмотров: 277.