11.1. Система управления внешнеэкономической деятельности на уровне государства.
11.2. Система управления внешнеэкономической деятельностью на уровне региона и фирмы.
11.1. Система управления внешнеэкономической деятельности на уровне
государства.
Основы государственного устройства Российской Федерации (РФ), системы управления, в том числе и внешнеэкономической деятельностью заложены Конституцией РФ.
Согласно ст. 71 Конституции в ведении Российской Федерации (применительно к сфере внешнеэкономической деятельности) находятся: внешняя политика и международные отношения, международные договоры, вопросы войны и мира, внешнеэкономические отношения. В ведении Российской Федерации находятся также установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки, а также федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития.
Более подробное положение относительно разграничения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, которых согласно Конституции насчитывается 89, содержится в Законе РФ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", двусторонних соглашениях, заключаемых между РФ и субъектами.
Полномочия между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, заложенные в гл. II Закона РФ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", разграничены следующим образом. В ст. 6 Закона определены вопросы, находящиеся в ведении Российской Федерации. В ст. 7 определены предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В отношении всех остальных вопросов, не отнесенных к компетенции федерации и к предметам совместного ведения федерации и ее субъектов, субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
К вопросам, которые находятся в ведении Российской Федерации, в области внешнеторговой деятельности относится следующее:
· формирование концепции и стратегии развития внешнеторговых связей и основных принципов внешнеторговой политики Российской Федерации;
· обеспечение экономической безопасности, защита экономического суверенитета и экономических интересов Российской Федерации, экономических интересов субъектов Российской Федерации и российских лиц;
· государственное регулирование внешнеторговой деятельности, включая финансовое, валютное, кредитное, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование; обеспечение экспортного контроля; определение политики в области сертификации товаров в связи с их ввозом и вывозом;
· установление обязательных на всей территории Российской Федерации стандартов и критериев безопасности и/или безвредности для человека при ввозе товаров и правил контроля за ними;
· определение порядка ввоза и вывоза вооружений, военной техники и имущества, оказание технического содействия в военной области, передача документации, модернизация и ремонт военной техники, а также оказание других услуг в военно-технических и ракетно-космических областях;
· определение порядка экспорта и импорта расщепляющихся материалов, отравляющих, взрывчатых, ядовитых, психотропных веществ, сильнодействующих ядовитых веществ, биологически активных материалов (донорской крови, внутренних органов и других материалов), генетически активных материалов (культур грибов, бактерий, вирусов, семенного материала человека и животных и иных материалов), животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения;
· определение порядка ввоза и вывоза опасных отходов, а также их использования;
· определение порядка вывоза отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации и оказания услуг, которые могут быть применены при создании вооружений и военной техники, а также тех из них, которые имеют мирные значения, но могут быть использованы при создании оружия массового поражения и ракетных средств его доставки;
· определение порядка вывоза отдельных видов стратегически важных сырьевых товаров, связанных с выполнением международных обязательств Российской Федерации, ввоза сырья для переработки на таможенной территории Российской Федерации и вывоза продуктов его переработки;
· определение порядка ввоза и вывоза драгоценных металлов, драгоценных камней, изделий из них, лома драгоценных металлов и драгоценных камней, отходов их переработки и химических соединений, содержащих драгоценные металлы;
· установление показателей статистической отчетности внешнеторговой деятельности, обязательных на всей территории Российской Федерации;
· предоставление государственных кредитов и иной экономической помощи иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, заключение международных договоров о внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставленных Российской Федерации иностранными государствами, установление предельного размера государственных кредитов Российской Федерации и внешних заимствований Российской Федерации;
· формирование и использование официальных золотовалютных резервов Российской Федерации;
· разработка платежного баланса Российской Федерации;
· привлечение государственных, банковских и коммерческих кредитов под гарантии Правительства Российской Федерации, контроль за их использованием;
· установление лимита внешнего государственного долга Российской Федерации и управление этим долгом, организация работы по погашению долгов иностранных государств перед Российской Федерацией;
· заключение международных договоров Российской Федерации в области внешних экономических связей;
· участие в деятельности международных экономических и научно-технических организаций, реализации решений, принимаемых этими организациями;
· создание и функционирование торговых представительств Российской Федерации за рубежом, а также представительств Российской Федерации при международных экономических и научно-технических организациях;
· владение, пользование и распоряжение федеральной государственной собственностью Российской Федерации за рубежом.
Система органов государственной власти, предусмотренная Конституцией РФ, включает три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную.
11.2. Система управления внешнеэкономической деятельностью на уровне
региона и фирмы.
Управление внешнеэкономической деятельностью на уровне региона.
Субъекты Российской Федерации имеют право в пределах своей компетентности и в соответствии с законодательством: осуществлять самостоятельную ВЭД; координировать ВЭД на своей территории; формировать и реализовывать региональные программы ВЭД; создавать страховые и залоговые фонды для привлечения инвестиций иностранных государств.
Департамент международных внешнеэкономических связей региона является структурным подразделением администрации данного региона. Как правило, он имеет три отдела: отдел планирования, отдел контроля экспортно-импортных операций и отдел развития внешнеэкономических связей региона.
Отдел планирования разрабатывает стратегию региона в сфере ВЭД, координирует деятельность по разработке и реализации долгосрочных программ, осуществляет экспертизу для оценки предложений российских и иностранных предпринимателей по инвестированию проектов.
Отдел контроля экспортно-импортных операций осуществляет систематизированный учет выданных лицензий, контролирует соотношение импортных и экспортных потоков, движение валютных средств, разрабатывает справочно-аналитические материалы по ВЭД.
Отдел развития внешнеэкономических связей региона разрабатывает перспективу экономического сотрудничества региона с зарубежными коммерческими и некоммерческими организациями, занимается подготовкой информационного материала, необходимого для проведения международных переговоров, контролирует исполнение решений, готовит протокольные мероприятия и участвует в них.
Управление ВЭД на уровне предприятия.
На уровне отдельного предприятия, занимающегося ВЭД, функциональные отделы и службы можно условно разделить на три группы:
1. Отделы и службы, осуществляющие планирование, в том числе (планово-экономический отдел, валютно-финансовый отдел, транспортный отдел)
2. Отделы, занимающиеся маркетингом, в том числе (отдел конъюнктуры и цен, отдел рекламы и выставок, инженерно-технический отдел, отдел технического обслуживания).
3. Отделы, обеспечивающие принятие и исполнение управленческих решений, в том числе (отдел компьютеризации расчетов, протокольный отдел, юридический отдел, административно-хозяйственный отдел, отдел кадров, отдел делопроизводства.
Неосведомленность российских участников ВЭД об условиях регламентации внешнеторговых операций на мировом рынке сводит на нет усилия по производству экспортного товара, снижает размер предполагаемой валютной выручки, вызывает непредвиденные расходы, приводит к срыву взаимовыгодных внешнеторговых сделок.
Во избежание этого необходимо уделять постоянное внимание условиям внешнеторгового регулирования не только в РФ, но и в странах зарубежных партнеров, механизм которого формируется в первую очередь на основе достигнутых международных соглашений, зафиксированных в различного рода документах в области мировой торговли, а также на базе национального законодательства.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 208.