Лекция 7. Международный обмен коммерческими технологиями
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

7.1. Формы передачи технологий.

7.2. Лицензионное соглашение.

7.3. Франчайзинг.

7.4. Инжиниринг.

7.5. Кооперационные соглашения.

 

7.1. Формы передачи технологий.

Существует 3 вида форм передачи технологий:

1. внутрифирменный обмен (2\3 мировой торговли технологиями).

2. межфирменные соглашения о передачи технологий.

3. межфирменные поставки машин, оборудования и другой промышленной продукции, сопровождающиеся передачей технологий.

Обычно основные формы передачи технологий делятся по своему экономическому содержанию на коммерческие (возмездные) и некоммерческие (безвозмездные).

Некоммерческие:

· научно-технические публикации (доклады, конференции, каталоги, выставки);

· обмен результатами исследований посредством личных контактов и посещений научно-исследовательских учреждений и промышленных предприятий (стажировки, командировки);

· обмен производственно-техническими достижениями и опытом по долгосрочным программам.

Коммерческие:

· соглашение «под ключ» (поручение фирме-исполнителю (подрядчику) научно-технических разработок поставок необходимого оборудования и строительство промышленного или иного объекта от стадии проектирования до поставок и монтажа оборудования. Соглашение «под ключ» обеспечивает возможность приобретения управленческих знаний);

· соглашение «под готовую продукцию» (покупатель получает в свое распоряжение только после начала производства продукции);

· лицензионное соглашение (передача прав на определенный срок);

· безлицензионные передачи технологий (поставка оборудования, инжиниринг, создание совместных фирм и предприятий, франчайзинг, кооперационные соглашения).

 

7.2. Лицензионное соглашение.

Лицензия – разрешение на передачу физическим или юридическим лицам (лицензиарам) принадлежащих им прав на использование изобретения либо промышленного образца другим физическим или юридическим лицам (лицензиат).

Лицензии классифицируют следующим образом:

· по степени автономности:

1. самостоятельные – простая передача от лицензиара к лицензиату.

2. зависимая (сублицензия) – предоставляется лицензиатом являющимся владельцем полной или исключительной лицензии, на основании прав предоставленных ему в соответствии с лицензионным договором.

· по способам охраны объектов промышленной собственности:

1. беспатентные – лицензии, предметом которых являются разработки, не имеющие правовой защиты (ноу-хау).

2. патентные – лицензии на использование технических решений, защищенных патентами или другими аналогичными охранными документами.

3. смешанные – передача ноу-хау и прав, охраняемых патентами.

· по объему прав на использование технологий:

1. простая лицензия – лицензиар, предоставляя лицензиату, право на использование объекта промышленной собственности, сохраняет за собой все права, подтверждаемые патентом.

2. исключительная лицензия – лицензиату предаётся исключительное право на использование объекта промышленной собственности в пределах, оговоренных договором, с сохранением у лицензиара права на его использование в части, не предаваемой лицензиату.

3. полная лицензия – патентная лицензия, в соответствии с которой в полном объеме предоставляются права на изобретение на весь срок действия патента.

· по праву лицензиара использовать усовершенствования объекта лицензии, осуществленные лицензиатом.

Формы оплаты по лицензионным соглашениям:

1. Паушальный (единовременный) платеж – стоимость лицензии мало по сравнению со стоимостью оборудования.

2. Роялти – выплата вознаграждения частями пропорционально согласованным показателям деятельности лицензиата.

3. Кост плас – выплаты за оказание дополнительных услуг по согласованным расценкам, издержки плюс.

4. Смешанный – паушальный + роялти.

Фирма желающая приобрести технологии по лицензии должна осуществить: выбор технологий, оценку выбранных технологий, составить лицензионное соглашение.

 

7.3. Франчайзинг.

Франчайзинг – одна из форм передачи технологий, по которой известная фирма предает право использовать свое имя, фирменный знак, атрибутику своей производственной деятельности. Продавец – франчайзер, Покупатель – франчайзи.

Виды франчайзинга:

1. производственный франчайзинг – фирма производит продукцию по точной технологии, что и фирма, которая покупает.

2. торговый франчайзинг – франчайзи покупают у известной фирмы право на продажу ее товаров с ее же товарным знаком.

3. лицензионный франчайзинг – франчайзер по договору передает право франчайзи использовать ноу-хау фирмы франчайзера.

4. сервисный франчайзинг – фирма франчайзи работает на рынке услуг по технологии производства франчайзера. Используется рецепты, дизайн, униформа франчайзера.

«+» для франчайзера:

1. значительное увеличение рынка сбыта товаров и услуг, за счет этого увеличение степени контроля на рынке.

2. проведение единой ценовой политики.

3. возможность реализации продукции на удаленной территории.

4. получение дополнительного дохода.

5. экономия: средства на создание новой фирмы, филиала, не нужно создавать свой управленческий аппарат, не требуются свои оборотные средства на закупку.

«+» для франчайзи:

1. получает известную торговую марку.

2. сокращение расходов на рекламу.

3. франчайзи не теряет свою юридическую самостоятельность.

4. получает доступ к международным технологиям маркетинга и менеджмента и управления персоналом.

5. имеет экономию на поиске, доставки товара, на проведении маркетингового исследования.

Договор лицензионный:

1. характеристика франчайзера, его брокера или назначаемого им лица.

2. состояние дел, наличие легальных претензий или преследований в течение 15 лет.

3. начальные платежи и последующие отчисления.

4. объем требуемых получателем франчайзинга начальных инвестиций.

5. обязанности франчайзера.

6. исключительные области и территории.

7. использование товарных знаков, наименований и коммерческих символов.

8. патентные права и их защита (копирайт).

9. передача информации (финансовые декларации, другие документы).

 

7.4. Инжиниринг.

Инжиниринг – это совокупность работ прикладного характера, включая предпроектное, технико-экономическое исследование и обоснование оптимальности планируемых капиталовложений, включая необходимую лабораторную доработку технологии, проектную переработку от эскизного варианта до проекта в деталях, а также услуги по консультированию.

Особенности инжиниринга:

1. присущи коммерческие свойства, то есть на некоммерческой основе он не оказывается.

2. функционирование инжиниринга вещественной и в невещественной форме, то есть инжиниринг производит назначение, обучение, консультирование.

3. в отличие от лицензии и ноу-хау услуга инжиниринга воспроизводится итак, то есть если владеет тот, кто производит.

Классификация по роду оказываемых услуг:

1. инженерно-консалтинговые фирмы

Не имеют своей производственной базы, кроме опытного оборудования.

Функции и услуги:

· предоставление консультирования

· подготовка докладов в основе которых лежит сбор необходимой информации, научная обработка этой информации, разработка рекомендаций и выводов.

· Услуги по обработке технических проектов, разработка технико-экономического обоснования проекта, строительство.

2. инжинерно-строительные фирмы

· предоставление услуг по проектированию технологических процессов, разработка технологий маркетинга, менеджмента, управление схемой поставки оборудования.

· Разработка по строительству.

· Поставка оборудования, монтаж оборудования.

3. консалтинговые фирмы по вопросам организации и управления

· создается компаниями-корпорациями, имеющим собственное ноу-хау по вопросам управления.

· Фирмы создаются не на базе крупных корпораций. Приглашают бизнес-тренеров, обучающие программы.

4. инженерно-исследовательские фирмы

· специализируются на разработке новых технологических процессов, новых материалов, для решения проблем промышленного освоения, технических новшеств, занимаются изучением рынков, составлением схем, освоением нового технологического оборудования.

Стоимость консалтинго-инжинерных услуг определяется в процентах от базовой цены проекта от 5 до 20%.

Основные виды услуг инжиниринга:

1. ведение научно-исследовательских работ.

2. составление технико-экономического обоснования проекта.

3. составление технического задания.

4. оценка экономической и технической возможности организации производства.

5. проектирование оборудования и помещений для его размещения.

6. разработка технологических процессов.

7. изготовление опытных образцов.

8. планирование и организация схем сбыта продукции.

9. обучение всего персонала.

10. консультации по оптимизации различных бизнес-процессов в организации.

 

7.5. Кооперационные соглашения.

Кооперация – это осуществление специализированного производства узлов и деталей по технологии одного из партнеров, взаимное предоставление технологии с последующим обменом и сборкой, совместная разработка изделий, включая проектирование, изготовление и сборку.

Виды производственной кооперации:

1. Подрядное кооперирование – стороны заключают договор на изготовление определенного изделия из материалов заказчика. В рамках такого договора на коммерческой основе передается ноу-хау и техническая документация.

2. Совместное производство – кооперирование на основе лицензии и на основе взаимного обмена лицензиями.

3. Комбинирование форм кооперации – частично подрядная, частично на основе обмена.

Кооперационное соглашение является более высокой формой сотрудничества. Доля производственной кооперации в общем объеме торговли машинами и оборудованием развитых стран оценивается приблизительно в 50-60%.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 253.