7.1. Формы передачи технологий.
7.2. Лицензионное соглашение.
7.3. Франчайзинг.
7.4. Инжиниринг.
7.5. Кооперационные соглашения.
7.1. Формы передачи технологий.
Существует 3 вида форм передачи технологий:
1. внутрифирменный обмен (2\3 мировой торговли технологиями).
2. межфирменные соглашения о передачи технологий.
3. межфирменные поставки машин, оборудования и другой промышленной продукции, сопровождающиеся передачей технологий.
Обычно основные формы передачи технологий делятся по своему экономическому содержанию на коммерческие (возмездные) и некоммерческие (безвозмездные).
Некоммерческие:
· научно-технические публикации (доклады, конференции, каталоги, выставки);
· обмен результатами исследований посредством личных контактов и посещений научно-исследовательских учреждений и промышленных предприятий (стажировки, командировки);
· обмен производственно-техническими достижениями и опытом по долгосрочным программам.
Коммерческие:
· соглашение «под ключ» (поручение фирме-исполнителю (подрядчику) научно-технических разработок поставок необходимого оборудования и строительство промышленного или иного объекта от стадии проектирования до поставок и монтажа оборудования. Соглашение «под ключ» обеспечивает возможность приобретения управленческих знаний);
· соглашение «под готовую продукцию» (покупатель получает в свое распоряжение только после начала производства продукции);
· лицензионное соглашение (передача прав на определенный срок);
· безлицензионные передачи технологий (поставка оборудования, инжиниринг, создание совместных фирм и предприятий, франчайзинг, кооперационные соглашения).
7.2. Лицензионное соглашение.
Лицензия – разрешение на передачу физическим или юридическим лицам (лицензиарам) принадлежащих им прав на использование изобретения либо промышленного образца другим физическим или юридическим лицам (лицензиат).
Лицензии классифицируют следующим образом:
· по степени автономности:
1. самостоятельные – простая передача от лицензиара к лицензиату.
2. зависимая (сублицензия) – предоставляется лицензиатом являющимся владельцем полной или исключительной лицензии, на основании прав предоставленных ему в соответствии с лицензионным договором.
· по способам охраны объектов промышленной собственности:
1. беспатентные – лицензии, предметом которых являются разработки, не имеющие правовой защиты (ноу-хау).
2. патентные – лицензии на использование технических решений, защищенных патентами или другими аналогичными охранными документами.
3. смешанные – передача ноу-хау и прав, охраняемых патентами.
· по объему прав на использование технологий:
1. простая лицензия – лицензиар, предоставляя лицензиату, право на использование объекта промышленной собственности, сохраняет за собой все права, подтверждаемые патентом.
2. исключительная лицензия – лицензиату предаётся исключительное право на использование объекта промышленной собственности в пределах, оговоренных договором, с сохранением у лицензиара права на его использование в части, не предаваемой лицензиату.
3. полная лицензия – патентная лицензия, в соответствии с которой в полном объеме предоставляются права на изобретение на весь срок действия патента.
· по праву лицензиара использовать усовершенствования объекта лицензии, осуществленные лицензиатом.
Формы оплаты по лицензионным соглашениям:
1. Паушальный (единовременный) платеж – стоимость лицензии мало по сравнению со стоимостью оборудования.
2. Роялти – выплата вознаграждения частями пропорционально согласованным показателям деятельности лицензиата.
3. Кост плас – выплаты за оказание дополнительных услуг по согласованным расценкам, издержки плюс.
4. Смешанный – паушальный + роялти.
Фирма желающая приобрести технологии по лицензии должна осуществить: выбор технологий, оценку выбранных технологий, составить лицензионное соглашение.
7.3. Франчайзинг.
Франчайзинг – одна из форм передачи технологий, по которой известная фирма предает право использовать свое имя, фирменный знак, атрибутику своей производственной деятельности. Продавец – франчайзер, Покупатель – франчайзи.
Виды франчайзинга:
1. производственный франчайзинг – фирма производит продукцию по точной технологии, что и фирма, которая покупает.
2. торговый франчайзинг – франчайзи покупают у известной фирмы право на продажу ее товаров с ее же товарным знаком.
3. лицензионный франчайзинг – франчайзер по договору передает право франчайзи использовать ноу-хау фирмы франчайзера.
4. сервисный франчайзинг – фирма франчайзи работает на рынке услуг по технологии производства франчайзера. Используется рецепты, дизайн, униформа франчайзера.
«+» для франчайзера:
1. значительное увеличение рынка сбыта товаров и услуг, за счет этого увеличение степени контроля на рынке.
2. проведение единой ценовой политики.
3. возможность реализации продукции на удаленной территории.
4. получение дополнительного дохода.
5. экономия: средства на создание новой фирмы, филиала, не нужно создавать свой управленческий аппарат, не требуются свои оборотные средства на закупку.
«+» для франчайзи:
1. получает известную торговую марку.
2. сокращение расходов на рекламу.
3. франчайзи не теряет свою юридическую самостоятельность.
4. получает доступ к международным технологиям маркетинга и менеджмента и управления персоналом.
5. имеет экономию на поиске, доставки товара, на проведении маркетингового исследования.
Договор лицензионный:
1. характеристика франчайзера, его брокера или назначаемого им лица.
2. состояние дел, наличие легальных претензий или преследований в течение 15 лет.
3. начальные платежи и последующие отчисления.
4. объем требуемых получателем франчайзинга начальных инвестиций.
5. обязанности франчайзера.
6. исключительные области и территории.
7. использование товарных знаков, наименований и коммерческих символов.
8. патентные права и их защита (копирайт).
9. передача информации (финансовые декларации, другие документы).
7.4. Инжиниринг.
Инжиниринг – это совокупность работ прикладного характера, включая предпроектное, технико-экономическое исследование и обоснование оптимальности планируемых капиталовложений, включая необходимую лабораторную доработку технологии, проектную переработку от эскизного варианта до проекта в деталях, а также услуги по консультированию.
Особенности инжиниринга:
1. присущи коммерческие свойства, то есть на некоммерческой основе он не оказывается.
2. функционирование инжиниринга вещественной и в невещественной форме, то есть инжиниринг производит назначение, обучение, консультирование.
3. в отличие от лицензии и ноу-хау услуга инжиниринга воспроизводится итак, то есть если владеет тот, кто производит.
Классификация по роду оказываемых услуг:
1. инженерно-консалтинговые фирмы
Не имеют своей производственной базы, кроме опытного оборудования.
Функции и услуги:
· предоставление консультирования
· подготовка докладов в основе которых лежит сбор необходимой информации, научная обработка этой информации, разработка рекомендаций и выводов.
· Услуги по обработке технических проектов, разработка технико-экономического обоснования проекта, строительство.
2. инжинерно-строительные фирмы
· предоставление услуг по проектированию технологических процессов, разработка технологий маркетинга, менеджмента, управление схемой поставки оборудования.
· Разработка по строительству.
· Поставка оборудования, монтаж оборудования.
3. консалтинговые фирмы по вопросам организации и управления
· создается компаниями-корпорациями, имеющим собственное ноу-хау по вопросам управления.
· Фирмы создаются не на базе крупных корпораций. Приглашают бизнес-тренеров, обучающие программы.
4. инженерно-исследовательские фирмы
· специализируются на разработке новых технологических процессов, новых материалов, для решения проблем промышленного освоения, технических новшеств, занимаются изучением рынков, составлением схем, освоением нового технологического оборудования.
Стоимость консалтинго-инжинерных услуг определяется в процентах от базовой цены проекта от 5 до 20%.
Основные виды услуг инжиниринга:
1. ведение научно-исследовательских работ.
2. составление технико-экономического обоснования проекта.
3. составление технического задания.
4. оценка экономической и технической возможности организации производства.
5. проектирование оборудования и помещений для его размещения.
6. разработка технологических процессов.
7. изготовление опытных образцов.
8. планирование и организация схем сбыта продукции.
9. обучение всего персонала.
10. консультации по оптимизации различных бизнес-процессов в организации.
7.5. Кооперационные соглашения.
Кооперация – это осуществление специализированного производства узлов и деталей по технологии одного из партнеров, взаимное предоставление технологии с последующим обменом и сборкой, совместная разработка изделий, включая проектирование, изготовление и сборку.
Виды производственной кооперации:
1. Подрядное кооперирование – стороны заключают договор на изготовление определенного изделия из материалов заказчика. В рамках такого договора на коммерческой основе передается ноу-хау и техническая документация.
2. Совместное производство – кооперирование на основе лицензии и на основе взаимного обмена лицензиями.
3. Комбинирование форм кооперации – частично подрядная, частично на основе обмена.
Кооперационное соглашение является более высокой формой сотрудничества. Доля производственной кооперации в общем объеме торговли машинами и оборудованием развитых стран оценивается приблизительно в 50-60%.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 253.