ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Ю. С. Якунина

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ

 

 

Конспект лекций

 

Кемерово 2012

Содержание

стр.

Лекция 1 Понятие внешнеэкономической деятельности                                       3

Лекция 2 Внешнеэкономическая стратегия предприятия                                    11

Лекция 3 Выбор иностранного партнера                                                               15

Лекция 4 Внешнеэкономический контракт                                                           20

Лекция 5 Международные торгово-посреднические операции                           41

Лекция 6 Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности    54

Лекция 7 Международный обмен коммерческими технологиями                      71

Лекция 8 Формирование образа фирмы на международном рынке                    77

Лекция 9 Деловое общение во внешнеэкономической деятельности                 87

Лекция 10 Предприятия с иностранными инвестициями                                     98

Лекция 11 Регулирование и управление внешнеэкономической деятельностью 108

 

Лекция 1. Понятие ВЭД

1.1. Внешнеэкономическая сфера страны.

1.2. Виды, формы, субъекты и объекты внешнеэкономической деятельности.

1.3. Развитие сферы ВЭД в России.

1.4. Внешнеэкономическая деятельность в условиях глобализации мировой экономики.

 

1.1. Внешнеэкономическая сфера страны.

    Внешнеэкономическая сфера страны связана с развитием мировой экономики и ВЭД и ВЭС. Для наиболее полного описания ВЭ сферы необходимо выделить 4 уровня:

· Микроэкономика – уровень хозяйствующих субъектов

· Мезоэкономика – уровень субъектов РФ

· Макроэкономика – уровень национальной экономики

· Мегаэкономика – уровень мировой экономики.

На всех уровнях требуется уяснение основных экономических категорий.

ВЭД предприятия – это сфера хозяйственной деятельности связанная с международной производственной и научно-технической кооперацией, экспортом и импортом продукции, выходом на внешний рынок.

ВЭ операция – комплекс действий по подготовке, заключению и исполнению внешнеэкономических сделок в целом.

ВЭ сделка – договор между двумя и более фирмами, находящимися в разных странах, по поставке установленного количества товаров и услуг в соответствии с согласованными условиями.

ВЭ потенциал предприятия – совокупность собственных и привлеченных ресурсов, позволяющая производить конкурентоспособные товары и услуги для внешних рынков.

ВЭС регионов – взаимодействия предприятий и организаций региона, благоприятного ВЭ климата.

ВЭ отношения – система экономических отношений одной страны с другими.

МЭО – система внешнеэкономических отношений национальных хозяйств в рамках мировой экономики.

МРТ – способ организации мирового хозяйства, при котором предприятия различных стран специализируются на производстве определенных товаров и услуг, а затем обмениваются ими.

             
К А Т Е Г О Р И И
   
   
   

 


Рисунок 1. Уровни внешнеэкономической деятельности.

 

1.2. Виды, формы, субъекты и объекты внешнеэкономической деятельности.

Виды ВЭД Формы ВЭД
Внешняя торговля · Экспорт · Импорт · Бартерные сделки · Компенсационные сделки
Международное инвестиционное сотрудничество · Прямые зарубежные инвестиции · Портфельные инвестиции · Кредитные соглашения · Международный финансовый лизинг · Совместное производство
Международное производственно-техническое сотрудничество · Международная производственная операция · Совместное сооружение промышленных объектов · Совместные производственные программы · Подрядное сотрудничество
Международное научно-техническое сотрудничество · Купля-продажа патентов и лицензий · Совместные научные исследования · Оказание технической помощи · Обучение персонала · Франчайзинг · Инжиниринг
Международные валютно-финансовые и кредитные отношения · Предоставление кредитных займов · Проведение международных расчетов · Купля-продажа валюты · Купля-продажа ценных бумаг

 

Субъекты ВЭД:

Фирма – обособившаяся в процессе общественного разделения труда хозяйственная единица, зарегистрированная в соответствующей правовой форме.

Классификация:

1. По виду хозяйственной и внешнеэкономической деятельности и характеру операций:

· Промышленные.

· Агропромышленные.

· Сельскохозяйственные.

· Торговые.

· Транспортные.

· Страховые.

· Инжиниринговые.

· Туристские.

· Лизинговые.

· Рекламные.

· Транспортно-экспедиторская.

2. По организационно-правовой форме:

А) коммерческие организации

· Хозяйственные товарищества и общества (ООО, ОАО, ЗАО).

· Производственные кооперативы (артели).

· Государственные муниципальные унитарные предприятия (казенные предприятия, предприятия полного хозяйственного ведения).

Б) некоммерческие организации

· Потребительские кооперативы.

· Общественные организации.

· Объединения (ассоциации и союзы).

3. По характеру собственности:

· Частные.

· Государственные.

· Кооперативные.

· Государственно-частные.

4. По принадлежности капитала и контролю:

· Национальные.

· Иностранные.

· Смешанные.

5. По сфере деятельности:

· Национальные.

· Международные.

Объекты ВЭД:

· Товары.

· Услуги.

· Технология.

· Капиталы.

 

1.3. Развитие сферы ВЭД в России.

Предпосылки развития ВЭД.

Предпосылки (конец 80-х) ВЭД – объективные процессы, показавшие несостоятельность существования государственной монополии на внешнюю торговлю.

Негативные стороны:

· Отсталая стратегия.

· Товарная структура экспорта и импорта.

· Падение темпов на международном рынке.

· Устарелые формы организации работы на внешнем рынке.

· Однотипный характер развития отношений с иностранными партнерами.

· Централизация внешнеторговых операций в ограниченных руках фирм.

· Низкая конкурентоспособность товаров.

Причины:

· Отчужденность производителей от товарного рынка.

·  Отсутствие стимулов для повышения качества и товарных характеристик.

· Отсутствие права распоряжаться валютной выручкой.

Этапы становления сферы ВЭД:

1. 1986-1988 гг.

· Расширение прав отраслевых министерств и ведомств и их предприятий, объединение и организация по выходу на внешний рынок, установлению прямых связей и осуществлению производственной кооперации, предоставление самостоятельности в осуществлении ВЭД.

· Расширение числа участников ВЭД за счет образования новых организационных структур.

2. 1989-1991 гг.

· Формирование системы государственного регулирования ВЭД с помощью методов нетарифных ограничений (квотирование, лицензирование и т.д.). Предоставление права самостоятельного выхода всем предприятиям на рынок.

3. 1992-1995 гг.

· Разработка ВЭ стратегии России и создание нового механизма государственного регулирования ВТД, а также законодательства.

· Принятие основополагающих законов по ВЭД («О таможенном тарифе», «О валютном регулировании и валютном контроле», Таможенного кодекса).

4. 1995-1999 гг.

· Кризис 1998 г.

5. Современный этап.

· Укрепление позиций.

 

1.4. Внешнеэкономическая деятельность в условиях глобализации мировой
экономики.

Процесс глобализации охватывает разные сферы мировой экономики, а именно:

· внешнюю, международную, мировую торговлю товарами, услугами, технологиями, объектами интеллектуальной собственности;

· международное движение факторов производства (рабочей силы, капитала, информации);

· международные финансово-кредитные и валютные операции (безвозмездное финансирование и помощь, кредиты и займы субъектов международных экономических отношений, операции с ценными бумагами, специальные финансовые механизмы и инструменты, операции с валютой);

· производственное, научно-техническое, технологическое, инжиниринговое и информационное сотрудничество.

В качестве позитивных последствий (преимуществ) глобализационных процессов можно назвать:

1. Глобализация способствует углублению специализации и международного разделения труда. В ее условиях более эффективно распределяются средства и ресурсы, что, в конечном счете, способствует повышению среднего уровня жизни и расширению жизненных перспектив населения (при более низких для него затратах).

2. Важным преимуществом глобализационных процессов является экономия на масштабах производства, что потенциально может привести к сокращению издержек и снижению цен, а, следовательно, к устойчивому экономическому росту.

3. Преимущества глобализации связаны также с выигрышем от свободной торговли на взаимовыгодной основе, удовлетворяющей все стороны.

4. Глобализация, усиливая конкуренцию, стимулирует дальнейшее развитие новых технологий и распространение их среди стран. В ее условиях темпы роста прямых инвестиций намного превосходят темпы роста мировой торговли, что является важнейшим фактором в трансферте промышленных технологий, образовании транснациональных компаний, что оказывает непосредственное воздействие на национальные экономики. Преимущества глобализации определяются теми экономическими выгодами, которые получаются от использования передового научно-технического, технологического и квалификационного уровня ведущих в соответствующих областях зарубежных стран в других странах, в этих случаях внедрение новых решений происходит в краткие сроки и при относительно меньших затратах.

5. Глобализация способствует обострению международной конкуренции. Подчас утверждается, что глобализация ведет к совершенной конкуренции. На деле речь скорее должна идти о новых конкурентных сферах и о более жестком соперничестве на традиционных рынках, которое становится не под силу отдельному государству или корпорации. Ведь к внутренним конкурентам присоединяются неограниченные в действиях сильные внешние конкуренты. Глобализационные процессы в мировой экономике выгодны, прежде всего, потребителям, так как конкуренция дает им возможность выбора и снижает цены.

6. Глобализация может привести к повышению производительности труда в результате рационализации производства на глобальном уровне и распространения передовых технологий, а также конкурентного давления в пользу непрерывного внедрения инноваций в мировом масштабе.

7. Глобализация дает странам возможность мобилизовать более значительный объем финансовых ресурсов, поскольку инвесторы могут использовать более широкий финансовый инструментарий на возросшем количестве рынков.

8. Глобализация создает серьезную основу для решения всеобщих проблем человечества, в первую очередь, экологических, что обусловлено объединением усилий мирового сообщества, консолидацией ресурсов, координацией действий в различных сферах.

Негативные последствия, потенциальные проблемы и опасности глобализации.

· неравномерность распределения преимуществ от глобализации в разрезе отдельных отраслей национальной экономики;

· возможная деиндустриализация национальных экономик;

· возможность перехода контроля над экономикой отдельных стран от суверенных правительств в другие руки, в том числе к более сильным государствам, ТНК или международным организациям;

· возможная дестабилизация финансовой сферы, потенциальная региональная или глобальная нестабильность из-за взаимозависимости национальных экономик на мировом уровне. Локальные экономические колебания или кризисы в одной стране могут иметь региональные или даже глобальные последствия;

· увеличение технологического отставания от развитых стран;

· рост социально-экономического расслоения, маргинализацию (т.е. разрушение государственного общества, представляющее собой процесс распада социальных групп, разрыв традиционных связей между людьми, потерю индивидами объективной принадлежности к той или иной общности, чувства причастности к определенной профессиональной или этнической группе);

· обнищание основной массы населения;

· усиление зависимости менее развитых стран от стабильности и нормального функционирования мирохозяйственной системы;

· ограничение ТНК способности государств проводить национально ориентированную экономическую политику;

· рост внешнего долга, прежде всего, международным финансовым организациям, который препятствует дальнейшему прогрессу;

· рост безработицы в результате внедрения новых технологий, что приводит к сокращению рабочих мест в промышленности, усиливает социальную напряженность;

· изменения структуры производства и перемещения массового выпуска трудоемких видов товаров в развивающиеся страны, что тяжело ударяет по традиционным отраслям этих стран, вызывая там закрытие многих производств;

· возросшей мобильности рабочей силы;

· выдвинувшиеся на первый план ТНК нередко ставят собственные интересы выше государственных, в результате чего роль национальных государств ослабевает и часть функций переходит к различным надгосударственным организациям и объединениям.

 



Группа Е. Отгрузка

включает только один термин:

EXW (EX Works ) с завода или франко завод

Согласно данному термину продавец считается исполнившим свое обязательство по поставке товара, когда он передает товар в распоряжение покупателя в своем коммерческом предприятии (со склада, с завода, из карьера и т.д.).

Группа F. Основная перевозка не оплачена
включает три термина:

FCA (Free Carrier) «Франко перевозчик»

FAS Free Alongside Ship «Франко вдоль борта судна»

FOB Free On Board «Франко борт»

Термины группы "F" предусматривают, что продавец считается выполнившим свое обязательство по поставке с момента передачи его перевозчику в согласованном с покупателем пункте. При этом обязанность по организации основной перевозки лежит на покупателе.


Группа D. Прибытие

содержит пять терминов. Это так называемые термины доставки, поскольку на продавца возлагается обязанность за свой счет и риск доставить товар в место, указанное покупателем.

DAF Delivered At Frontier «Поставка до границы»

DES Delivered Ex Ship «Поставка с судна»

DEQ Delivered Ex Quay «Поставка с пристани»

DDU Delivered Duty Unpaid «Поставка без оплаты пошлины»

DDP Delivered Duty Paid «Поставка с оплатой пошлины»

Условия группы D возлагают на продавца наиболее обременительные (по сравнению с терминами других групп) условия. Продавец отвечает за прибытие товара в согласованное место или пункт назначения на границе или в стране импорта и обязан нести все риски и расходы по доставке товаров до этого места.

Все 13 терминов ИНКОТЕРМС можно разбить на две большие группы – термины отгрузки (термины группы E, F и C) и термины доставки (термины группы D). Данная классификация проведена исходя из определения ключевого момента, в который продавец считается исполнившим свою обязанность по поставке.

В чем же различие между терминами "доставки" (условия группы D) и другими торговыми терминами? Только в соответствии с терминами группы D (DAP, DES, DEQ, DDU и DDP) обязанность продавца по поставке перемещается в страну назначения. Согласно всем другим терминам он исполняет свою обязанность по поставке в собственной стране либо путем предоставления товара покупателю в месте нахождения продавца (термин EXW), либо путем передачи товара для отгрузки перевозчику (термины FCA, FAS, FOB, CFR, CIF, СРТ и СIР).

Для выделения этих двух фундаментально различных по своей природе групп торговых терминов применяется соответствующая классификация договоров купли-продажи, например при включении терминов группы D договор относится к типу договоров "доставки" (arrival contracts), а терминов группы F или группы С – к категории договоров "отгрузки" (shipment contracts).

Важно отметить, что обязанность продавца по обеспечению перевозки и ее оплате не включает обязанность передачи товара в пункте назначения. Наоборот, риск утраты или повреждения товаров переходит в пункте их передачи, а страхование по условиям CIF и CIP осуществляется продавцом в пользу покупателя, на которого после пункта передачи переходит риск.

По условиям терминов группы С, возлагающих на продавца возмещение расходов по перевозке и страхованию до места назначения, необходимо принимать во внимание не один, а два ключевых момента: один - в отношении распределения рисков, другой — в отношении распределения расходов. В связи с тем что такой дуализм не всегда явно очевиден, часто участники ВЭД заблуждаются в отношении терминов группы С, полагая их более или менее эквивалентными терминам группы D. Это совершенно неверно.

Продавший товар на условиях терминов группы С продавец считается исполнившим свою обязанность по поставке, даже если после момента отгрузки с товаром что-либо случилось, в то время как продавец, продавший товар на условиях группы D, при аналогичных обстоятельствах не считается исполнившим свое обязательство.

Следовательно, продавший товар на условиях терминов группы D продавец не исполняет контракт и несет поэтому ответственность за его нарушение, если после отгрузки товара, но до его прибытия в пункт назначения товар утрачен или поврежден. По общему правилу он обязан поставить товары взамен утраченных или поврежденных или предоставить иную согласованную реституцию. В этой связи жизненно необходимо согласование между торговым термином и другими условиями договора, так как падающий на продавца риск может быть нивелирован или, по крайней мере, изменен различными так называемыми оговорками об освобождении от ответственности или форс-мажорными оговорками договора купли-продажи.

Основное различие между терминами группы С и группы D особенно проявляется при повреждении товара в пути. Согласно терминам группы С продавец считается исполнившим свое обязательство по поставке, тогда как в соответствии с терминами группы D он может нести ответственность за нарушение договора.

Из этого следует, что сторонам договора всегда нужно учитывать различие между терминами группы С и группы D и что продавший товар на условиях группы D продавец должен внимательно отнестись к необходимости защитить себя от рисков нарушения или неисполнения договора путем включения в договор купли-продажи соответствующей форс-мажорной оговорки или иной оговорки об освобождении от ответственности.

 

4.5. Качество товара.

В договорах международной купли-продажи принято особо выделять условия о качестве поставляемого товара.

Качество (quality) – совокупность свойств (технико-экономических и эстетических), обусловливающих способность удовлетворять определенные потребности, связанные с назначением вещи, продукции, товара.

При импорте продовольственных товаров их качество должно подтверждаться сертификатом о качестве, выдаваемым государственной компетентной организацией страны происхождения товара на каждую его партию. В тексте договора должна быть сделана ссылка на документы, подтверждающие качество поставляемого товара.

Качество определяется следующими способами:

· По стандарту.

· По техническим условиям. Техническими условиями пользуются, когда отсутствуют стандарты, при поставках уникального и сложного оборудования.

· По спецификации, указанной в контракте.

· По образцу. Образец согласуется обеими сторонами и является эталоном. Качество изделия или товара должно соответствовать этому образцу.

· По описанию. Излагаются сведения о составе, особенностях предлагаемого к продаже товара.

· По предварительному осмотру.

· Способ tel-quel. Дословно означает «такой как есть».

4.6. Срок и дата поставки.

По общему правилу срок определяется календарной датой либо истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, днями или часами.

Сроки поставки – это календарные даты, к которым товары должны быть доставлены продавцом в установленные контрагентами географические пункты. В большинстве случаев географические пункты определяются базисными условиями поставки.

Передача товаров продавцом (поставщиком) покупателю должна осуществляться в обусловленный договором срок или сроки. Во-первых, стороны могут предусмотреть поставку товаров в течение срока действия договора отдельными партиями. В этом случае должны быть определены сроки поставок отдельных партий товаров (периоды поставки). Если периоды поставок в договоре не оговорены, товары должны поставляться равномерными партиями помесячно, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов, существа обязательства или обычаев делового оборота.

Во-вторых, в договоре поставки может быть установлен график поставки товаров (декадный, суточный, часовой и т.п.).

В-третьих, сроки поставки могут быть указаны косвенно, например, в течение 50 дней с даты подписания контракта, в течение двух месяцев с даты получения технической документации, в течение 90 дней с даты открытия аккредитива и др.

Важно в договоре определить порядок исполнения поставщиком своих обязанностей по поставке товаров покупателю. Поставщик должен исполнять ее путем отгрузки (передачи) товаров покупателю по договору или лицу, указанному в нем в качестве получателя. В договоре может быть предусмотрено право покупателя давать поставщику указания об отгрузке товаров получателям (отгрузочные разнарядки); отгрузка товаров должна производиться поставщиком тем получателям, которые обозначены в отгрузочной разнарядке. Содержание отгрузочной разнарядки и сроки ее направления покупателем определяются договором.

Наиболее частый способ фиксации поставки – дата пересечения границы.

Документами, подтверждающими факт поставки, являются железнодорожная накладная, авианакладная, коносамент, почтовая квитанция, акты приема-передачи товара, расписки складов и пр. Сроки отгрузки могут быть указаны следующим образом:

· "немедленно" – срок, необходимый для оформления таможенных формальностей и транспортировки. По обычаям международной торговли это условие фактически означает обязательство продавца поставить товар в любой день в течение не более двух недель;

· "как можно быстрее" – продавец обязан принять все меры к поставке товара в кратчайший срок;

· "по мере готовности";

· "по открытии навигации, по накоплении партии не менее ... тонн".

По общему правилу досрочная поставка товаров может производиться с согласия покупателя. В условиях договора могут быть оговорены право продавца на досрочную поставку, порядок получения продавцом разрешения покупателя на досрочную поставку ему товара. Товары, поставленные досрочно и принятые покупателем, засчитываются в счет количества товаров, подлежащих поставке в следующем периоде.

Товарно-транспортная накладная должна содержать следующие сведения: номер контракта, стоимость груза, дату отправки, адрес региональной таможни, адрес покупателя, номера его телефонов и пр.

В случае если в контракте либо в приложении (спецификации) к нему не установлен срок поставки и при этом не сделано никаких указаний на то, каким образом он должен быть определен, стороны должны руководствоваться следующими положениями. По общему правилу, сложившемуся в практике международной торговли, такой контракт не теряет юридической силы, он будет квалифицирован как договор купли-продажи. Стороны должны выполнить принятые ими обязательства по внешнеторговому договору купли-продажи. Порядок передачи товаров покупателю определяется в данном случае исходя из законов и обычаев страны, право которой применимо к настоящему контракту.

 

 

4.7. Цена и общая сумма контракта.

Оплата за товар определенной денежной суммы (цены) – основная обязанность покупателя по контракту. Обычно в контракте цена устанавливается за единицу количества товара и указывается общая сумма контракта. Цена товара (price), цена продукции (price of goods) – это количество денежных единиц определенной валютной системы, которое должен заплатить покупатель продавцу в той или иной валюте за общее количество товара (партию) либо за единицу товара, доставленного продавцом на базисных условиях в указанный в контракте географический пункт.

Покупатель обязан оплатить товар по цене, предусмотренной договором купли-продажи.

Цена товара, по которой реализуется товар на внешнем рынке, – есть внешнеторговая цена (foreign trade price).

Цена поставляемого товара – существенное условие договора международной купли-продажи товаров.

При установлении цены товара в контракте особо определяются единица измерения, за которую устанавливается цена, базис цены, валюта цены, способ определения и фиксации цены, уровень цены.

Выбор единицы измерения товара (contract unit of measere), за которую устанавливается цена, зависит от характера товара и от практики, сложившейся во внешней торговле. Единица измерения и общее количество товара могут быть указаны в приложении (спецификации) к контракту в случае, если поставляется товар нескольких наименований.

Количество может быть установлено сторонами в любых единицах: мерах веса, объема, длины, в числе единиц данного товара. При этом используются различные единицы измерения. При всем разнообразии их можно свести к нескольким системам, наиболее часто применяемым в контрактах.

· В большинстве стран континентальной Европы повсеместное распространение получила метрическая система. Однако страны, применяющие ее, установили разные наименования для одних и тех же единиц.

· Цены на товары можно классифицировать по степени определенности на определенные и определимые.

Под определенной ценой понимается прямое установление цены в виде твердой суммы.

Под определимой ценой понимается косвенная ссылка на условие исчисления цены к моменту платежа. Этот способ характеризуется указанием в контракте на справочные цены, публикуемые в периодических изданиях, биржевые котировки в центрах международной торговли, цены аукционов.

В англо-американском праве предусмотрено, что при отсутствии указания на цену или способ ее установления считается, что условие о цене выполнено, поскольку стороны молчаливо подразумевают разумную цену на момент сдачи товара, т. е. цену, обычно взимаемую за такие товары.

· По способу фиксации цены (price fixing) различают цены твердые, периодически твердые, подвижные, скользящие.

Твердая цена (firm price) устанавливается в момент подписания контракта, она не подлежит изменению в течение всего срока его действия и не зависит от сроков и порядка поставки товара (продукции). В контрактах с длительными сроками поставки обычно делается ценовая оговорка (price clause): "Цена твердая, изменению не подлежит".

Твердые цены не меняются в течение срока действия контракта. Однако такие цены исключают возможность последующего учета колебаний экономической конъюнктуры, которые могут обернуться убытками для одной из сторон (если к наступлению срока платежа рыночные цены изменятся). Обычно такие цены применяются в сделках с немедленной поставкой товара или при поставках в короткие сроки.

Периодически твердые цены предполагают определенную фиксированную сумму, действительную на определенный период времени. В момент подписания контракта цены не фиксируются, а определяются, например, перед поставкой каждой партии, в начале года и т.д.

Подвижная цена (flexible price) – это зафиксированная при заключении контракта цена, которая может быть пересмотрена в дальнейшем, если рыночная цена данного товара к моменту его поставки изменится. При установлении подвижной цены в контракт вносится ценовая оговорка, предусматривающая, что, если к моменту исполнения сделки цена на рынке повысится или понизится, соответственно должна измениться и цена, зафиксированная в контракте (оговорка о повышении и понижении цены).

Подвижные цены в отличие от периодически твердых фиксируются в контракте, но предполагают пересмотр цен сторонами при изменении цен на рынке на определенный процент (например, стороны примут такое решение, если изменение цен превысит 3%). При этом в контракте обязательно должен быть указан источник, которым стороны будут руководствоваться при определении индекса цен.

Скользящая цена (sliding price) – это цена, исчисленная в момент исполнения контракта путем пересмотра договорной (базисной) цены с учетом изменений в издержках производства, происходящих в период исполнения контракта. Эта цена применяется в контрактах на товары длительного цикла изготовления. Цена, предусмотренная в контракте, корректируется при изменении ценообразующих факторов (заработной платы, стоимости сырья и т.д.) в период действия контракта. Одновременно оговариваются и пределы (как правило, в процентах) отклонения фактической цены от контрактной в ту или иную сторону (например 5%).

· Публикуемые (объявляемые) цены (published price) сообщаются в специальных фирменных источниках информации. Как правило, они отражают уровень мировых цен (world market price) крупнейших поставщиков данной продукции. Например, на пшеницу и алюминий мировыми являются экспортные цены Канады, на пиломатериалы – экспортные цены Швеции, на каучук – цены Сингапурской биржи, на пушнину – цены Санкт-Петербургского и Лондонского аукционов, на чай – цены аукционов в Калькутте, Коломбо и Лондоне. Если по сырьевым товарам мировую цену определяют основные страны-поставщики, то по готовым изделиям и оборудованию решающую роль играют ведущие фирмы, выпускающие и экспортирующие определенные типы и виды изделий.

К публикуемым ценам относятся: справочные цены, биржевые котировки, цены аукционов, цены фактических сделок (price of the actual quotation), цены предложений (price of an offer) крупных фирм. Эти цены в той или иной степени отражают уровень мировых цен.

Справочные цены (advertised price) – это цены внутренней оптовой или внешней торговли стран с рыночной экономикой, которые регулярно публикуются в деловых газетах и журналах, специальных бюллетенях, фирменных каталогах и прейскурантах. Эти цены обычно отражают общее направление динамики цен за предшествующий период, их можно использовать при заключении контрактов на срочную поставку небольших партий товаров. Они приблизительно отражают уровень цен реальных сделок и могут служить отправной точкой для переговоров. При установлении более стабильных торговых связей базисные цены подлежат дальнейшему согласованию: применяются различные скидки и надбавки к ним.

Биржевая цена (exchange price, stock price), или биржевая котировка (exchange quotation) – цена товара, являющегося объектом биржевой торговли.

• При торговле сырьем или полуфабрикатами необходимо иметь сведения о ценах на биржах и аукционах (auction price). Эти цены всегда отражают реальный уровень цен при заключении конкретных сделок, поскольку каждая биржа осуществляет учет, систематизацию и публикацию биржевых котировок.

Базисная цена – цена товара, которая принимается в качестве базы при определении внешнеторговой цены данной продукции (товара), а также индекса цен в международной торговле в целом и по отдельным видам товаров. Базисная цена регулярно пересматривается с учетом изменений ассортимента внешнеторгового обмена на рынке.

В мировой торговой практике широко применяется система скидок. Определение цены товара нередко сопровождается включением в контракт условий о скидках с цены (price reduction). Обычно применяется несколько десятков видов скидок, но наиболее распространены следующие.

· Бонусные скидки (bonus rebates – скидка за оборот) обычно предоставляются крупным оптовым покупателям, причем не за каждую отдельную партию, а за заранее согласованный годовой объем оборота. Такие скидки, как правило, составляют 7– 8% стоимости оборота.

· Сезонные скидки (seasonal discount) имеют сезонный характер и применяются главным образом при торговле товарами массового спроса (обувь, одежда и т.д.). Например, при наступлении сезона на рынок поступают более новые и модные товары, при этом на товары, выходящие из моды, вводят скидки с цены.

· Дилерские скидки (dealer discount) предоставляются оптовым и розничным торговцам, агентам и посредникам. За счет таких скидок дилеры должны покрывать свои расходы на продажу, сервис и получать прибыль. В зависимости от целей и задач, решаемых фирмой, может быть использован метод вертикального ценообразования. При этом предприятие-изготовитель самостоятельно устанавливает розничную цену, заранее закладывая в нее размеры скидок для оптовых и розничных покупателей. Величина дилерской скидки достигает 30% и зависит от вида товара и объема посреднических услуг.

· Закрытые скидки (closed discount) используются в замкнутом экономическом пространстве и предоставляются на продукцию (товары), образующуюся при поставках внутри фирмы или во внутренней торговле международных объединений и групп. Закрытые скидки могут также вводиться на товары, поставляемые по некоторым межправительственным соглашениям.

· Скидки с цены могут предлагаться покупателю также и при увеличении объема заказа. В зависимости от величины и серийности заказа размер количественных скидок может меняться. Размер таких скидок относительно невелик при поставках товаров массового спроса. Для товаров, производимых малыми сериями или по индивидуальным заказам, скидка на количество имеет значение, так как увеличение серии приводит к сокращению издержек производства. Скидки на количество составляют обычно 10–15% стоимости сделки. Скидки, предоставляемые при неоднократном увеличении объема заказа, называются прогрессивными (progressive discount).

· Скидки "сконто" (each discount) применяются, если платежи по контракту осуществляются ранее срока, указанного в контракте, и притом оплачиваются наличными; составляют 3–5%.

· Специальные скидки (extra discount) носят конфиденциальный характер, представляют собой коммерческую тайну и предоставляются партнеру, с которым фирма имеет особые доверительные или длительные отношения. Размер таких скидок можно только предполагать.

· Существуют и другие виды скидок: за поставку к определенному сроку, за улучшенное качество, за серийность товара, за пробные партии и т.д.

 

4.8. Упаковка и маркировка товара.

Вид упаковки товара определяется в контракте базисными условиями поставок. Так, при условиях поставки, предусматривающих перевозку товаров морем, продавец обязан обеспечить морскую упаковку груза, при других базисных условиях – соответственно сухопутную. Это очень важный пункт контракта. Если в договоре международной купли-продажи товаров не согласовано иное, в обязанности продавца входит надлежащая упаковка товара, обеспечивающая сохранное обращение с ним во время транзита и в месте назначения. В большинстве случаев обе стороны заинтересованы в предварительном выяснении того, какая упаковка необходима для обеспечения сохранности товара и его доставки по назначению. Однако поскольку обязанности продавца по упаковке товара зависят от вида и продолжительности транспортировки, необходимо учитывать, что продавец обязан упаковывать товар надлежащим образом, но только в той степени, в которой он проинформирован об обстоятельствах перевозки до заключения контракта. Остановимся на нескольких существенных моментах договора, касающихся упаковки.

Соответствие характера упаковки требованиям законодательства страны назначения груза. Наиболее удачно нормативное предписание по отгрузке сформулировано в Общих условиях поставок товаров между организациями стран – членов СЭВ 1968/1988 гг., факультативно применяемых и сейчас:

1) если в договоре нет особых указаний относительно упаковки, продавец должен отгрузить товар в упаковке, применяемой для экспортных товаров в стране продавца, которая обеспечила бы сохранность груза при перевозке с учетом возможных перегрузок, при надлежащем и обычном обращении с грузом. В соответствующих случаях должны учитываться также продолжительность и способы транспортировки;

2) перед упаковкой должна быть произведена надлежащая смазка поставляемых машин и оборудования, обеспечивающая их сохранность от коррозии (§31 ОУП СЭВ, 1968/1988 гг.).

Обусловленность типа упаковки, которая по тем или иным причинам может наносить покупателю вред, поэтому характер и серьезность нарушения перечисленных выше требований определяют правомочность расторжения договора покупателем, серьезной причиной для расторжения договора является "основное существо" товаров. В некоторых случаях ненадлежащая упаковка может рассматриваться как дефект товара и со страховой точки зрения лишить страхователя защиты от всех рисков. Обычно в данном пункте контракта указывается, что ответственность за повреждения вследствие неправильной упаковки, а также неправильной антикоррозийной обработки несет продавец.

Упаковка должна служить носителем информации – рекламы и маркировки. Кроме того, она должна обеспечивать удобство при складировании и хранении товара с учетом места и способа его складирования и средств автоматизации; транспортировке, погрузке и выгрузке с учетом видов транспортных средств и транспортных путей следования груза; таможенных досмотрах; продаже товара.

Обычно в контракте отдельно оговаривают внешнюю упаковку – тара (container): брезент (canvas cloth), ящики (boxes), контейнеры (containers, cntrs) и пр., а также внутреннюю упаковку (interior packing), не отделимую от товара.

Качество упаковки может определяться ссылкой на соответствующие стандарты (establiched packing standard) и технические условия (technical specification), если они имеются.

Способы оплаты упаковки устанавливаются сторонами в контракте и могут предусматривать: включение цены упаковки в цену товара, определение цены упаковки в процентах от цены товара или определение цены упаковки отдельно от цены товара – цена без упаковки (packing not included); цена, включая упаковку (price including packing).

В каждое грузовое место должен быть вложен подробный упаковочный лист.

Маркировка (marking). Это необходимые надписи, изображения и условные обозначения, помещаемые на упаковке, бирках или самом отгружаемом товаре. В маркировочных надписях должно содержаться указание страны происхождения. Сторона договора – экспортер должна предъявить сертификат (свидетельство) происхождения товара. Это особый момент, выдаваемый уполномоченными на то органами в стране экспортера (торговыми палатами, ассоциациями предпринимателей и т.п.).

Маркировка груза (cargo marking). Маркировка внешнеторгового груза среди прочего содержит, как правило, информацию о стране происхождения.

Маркировка, известная также как "погрузочная разметка", выполняет три основные задачи:

· идентифицирует груз для перевозчиков и других лиц, вовлеченных в транспортировку и имеющих с ними дело во время перевозки или транзита:

· указывает грузополучателю на соответствующие порядок и деятельность для обеспечения правильной доставки груза. Маркировка должна наноситься несмываемой водостойкой краской и позволять отличить груз одного получателя от остальных грузов:

· предупреждает об опасностях, которые может нести с собой перевозимый груз в случае ненадлежащего с ним обращения.

Маркировка дает потребителю необходимую минимальную информацию о товаре, способе его хранения и примрнения.

Маркировка должна включать общие сведения о грузе:

· наименование производителя, страны происхождения;

· наименование отправителя (поставщика) груза;

· наименование получателя груза;

· пункт назначения;

· пункт отправления;

· общие сведения о грузе;

· номер контракта;

· номер места;

· возможную идентификацию;

· инструкцию по погрузке и выгрузке (например, "Не кантовать", "Верх", "Низ", "Стекло" и т.п.);

· указания о нахождении инструкции или документации и пр.

Обычно правила маркировки содержатся в специальных справочниках.

Иногда требуется дополнительная информация, например, вес брутто, вес нетто, а также предупреждающие знаки, предусмотренные специальными правилами в соответствии со свойствами данного груза, либо наносимые отправителем из соображений безопасности транспортировки или осторожности, для правильного обращения с грузом. При отгрузке товара несколькими партиями маркировку следует унифицировать, предусмотрев изменения для порядковых и фактических номеров ящиков, контейнеров и т.п.

По маркировке и упаковке существуют международные соглашения:

ATR – Международное соглашение о транспортировке опасных грузов;

IMDG – Международный морской код для опасных грузов;

IATA – Международное соглашение по маркировке опасных грузов, перевозимых воздушным путем.

Несоответствие упаковки, защиты и маркировки по условиям контракта может быть самостоятельным видом нарушения контрактных обязательств, вызывающим ущерб. Вследствие этого упаковка, защита и маркировка с точки зрения рекламационного права чаще всего являются в контракте отдельными обязательствами, по которым могут предусматриваться специальные санкции.

Статья контракта, содержащая условия об упаковке и маркировке, может быть сформулирована следующим образом:

 

Меры прямого ограничения

К мерам прямого ограничения относятся лицензирование и квотирование.

Лицензирование

Лицензирование как мера государственного регулирования внешнеторговой деятельности применяется в России (СССР) с 1989 г. Лицензирование предполагает, что на экспорт и/или импорт отдельных товаров необходимо получать у соответствующего государственного органа специальное разрешение (лицензию).

Лицензирование в сфере внешней торговли товарами устанавливается в следующих случаях:

1. Введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров;

2. Реализация разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;

3. Предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров (например, вооружения, военной техники);

4. Выполнение Российской Федерацией международных обязательств.

Квотирование

Другим инструментом прямого количественного ограничения является квотирование (контингентирование).

Квота - это ограничение в стоимостном ли физическом выражении, вводимое на импорт или экспорт конкретных товаров на определенный период времени (например, год, полугодие, квартал и другие периоды).

В эту категорию входят глобальные квоты, квоты, действующие в отношении отдельных стран, сезонные и так называемые “добровольные” ограничения экспорта (англ. voluntary export restrictions). Добровольные ограничения экспорта означает обязательство одного из государств-партнеров, или взаимное обязательство, ограничить торговлю путем введения квот на экспорт товаров. Специфика этого вида торговых ограничений состоит в том, что торговый барьер, защищающий страну импортера, вводится на границе экспортирующей, а не импортирующей страны.

Например, в феврале 1995 года было подписано соглашение РФ с ЕОУС, содержащие такое обязательство по некоторым изделиям из стали. В 1994 году, например, были введены “добровольные” ограничения по поставке в ЕС карбида кремния, алюминия, текстильных товаров.

Меры прямого ограничения экспорта и импорта могут вводиться в исключительным случаях Правительством Российской Федерации. Как сказано в ст. 21 закона “Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности” импорт и экспорт товаров осуществляется без количественных ограничений.

Специальные защитные меры

В качестве отдельной группы мер можно рассматривать специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры при импорте товаров. Применение таких мер предусмотрено федеральными законами «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товара». К ним относятся:

1. Импортные квоты.

2. Специальные пошлины.

3. Антидемпинговые пошлины.

4. Установление барьера по минимальным ценам на рынке страны-импортера.

5. Компенсационные пошлины.

Специальные защитные меры с точки зрения изложенной выше классификации представляют комбинацию таможенно-тарифных мер и мер прямого ограничения

Импортные налоги и сборы

К ним относятся:

1. Импортные налоги (не следует их смешивать с импортными пошлинами):

· пограничный налог, которым облагаются товары за факт пересечения границы;

· сборы, связанные с оформлением документов на таможне, таможенным досмотром товара, проверкой его качества;

· другие сборы (портовые, статистические, фитосанитарные и т.п.).

Особой разновидностью импортного налога являются скользящие импортные сборы, широко применяемые в ЕС в качестве протекционистской меры в аграрном секторе. По характеру своего действия скользящие импортные сборы близки и таможенным пошлинам, но в отличие от них постоянно меняют свой уровень в зависимости от соотношения внутренних и мировых цен на сельскохозяйственную продукцию.

2. Импортные депозиты представляют собой денежный залог, под оплату таможенных пошлин который импортер должен внести в местной или иностранной валюте в уполномоченный банк, перед закупкой иностранного товара. Сумма импортного депозита устанавливается в виде определенного соотношения к стоимости импортируемого товара.

Сертификация

Одной из разновидностей административных и таможенных формальностей является сертификация ввозимых товаров и услуг. Ввозимые на территорию Российской Федерации товары должны соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным и экологическим стандартам и требованиям, установленным в РФ . Запрещается ввоз товаров, которые не соответствуют указанным выше стандартам и требованиям, не имеют сертификата, маркировка или знака соответствия в предусмотренных законодательством случаях, запрещены к использованию как опасные потребительские товары, имеют дефекты, представляющие опасность для потребителей. Порядок сертификации ввозимых товаров регулируется законом РФ “ О сертификации продукции и услуг “ и иными правовыми актами.

Предотгрузочная инспекция

В целях защиты прав и интересов потребителей, противодействия недобросовестной практике искажения сведений об импортируемых в Российскую Федерацию товарах, в том числе занижения их стоимости, Правительство РФ вправе вводить предотгрузочную инспекцию, включая выдачу сертификата о прохождении предотгрузочной инспекции, в отношении отдельных товаров, импортируемых в РФ.

Прочие нетарифные меры

Меры поддержки экспорта

К числу мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности следует отнести различные мероприятия, содействующие развитию внешнеторговой деятельности.

В соответствии с законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» [3] Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ в рамках своей компетенции осуществляют в соответствии с международными договорами РФ мероприятия (включая их финансирование), содействующие развитию внешнеторговой деятельности:

· кредитование участников внешнеторговой деятельности;

· функционирование системы гарантий и страхования экспортных кредитов;

· организацию торговых выставок и ярмарок, специализированных симпозиумов и конференций и участие в них;

· проведение кампаний (в том числе рекламных) по продвижению российских товаров, услуг, интеллектуальной собственности на мировые рынки. Ранее была разработана федеральная программа развития экспорта, которая включала пять основных направлений:

· финансовая поддержка,

· налоговое стимулирование,

· таможенно-тарифное стимулирование,

· специальные мероприятия в поддержку экспорта

· меры общеэкономического характера.

В целом действующее законодательство в области внешнеэкономической деятельности предоставляет большие возможности хозяйственникам и предпринимателям в проявлении инициативы и самостоятельности при работе на внешнем рынке. Однако их самостоятельность не беспредельна, она находится под влиянием регулирующего и координирующего воздействия государственной власти и органов ее управления.

 

Методы ПР

Взаимодействие со средствами массовой информации. Как отмечалось, роль прямой рекламы в СМИ значительна. Однако взаимоотношения между "четвертой властью" и различными организациями этим не исчерпываются. В поле зрения СМИ так или иначе попадает повседневная деятельность фирм, предприятий, которая отображается в журналистских материалах – информационных заметках, репортажах, интервью, аналитических публикациях и т.д. Речь в данном случае идет о косвенной рекламе, которая, естественно, может носить и негативный характер. Нетрудно понять, почему организации хотят, чтобы положительных материалов появлялось о них больше. Вместе с тем далеко не каждая фирма ведет в этом отношении правильную политику. Многие довольно смутно представляют, как следует строить свою политику со средствами информации.

Организация пресс-конференций. Расширению контактов со СМИ способствуют пресс-конференции, которые периодически может устраивать организация. Такие мероприятия не должны проводиться формально, поводом для их созыва является действительно важное, даже значительное событие, которое провели или планируют провести в организации. Скажем, ее руководитель вернулся из зарубежной поездки, во время которой заключил ряд серьезных контрактов, сулящих выгоды не только фирме, но и городу, области. Или празднуется юбилей организации – это удачный повод обсудить публично ее деятельность. Иногда пресс-конференциями предваряют презентации, которые теперь стали нередки. Если же речь идет о распространении какого-либо документа, короткого сообщения, то с этой целью не стоит проводить пресс-конференцию. Можно воспользоваться пресс-релизом, пригласить корреспондента, придумать еще какую-либо форму общения со СМИ.

Проведение презентаций. Поводом для организации этого мероприятия может стать лишь по-настоящему значимое событие. Не только для фирмы-устроителя, но и деловых партнеров, общественности. Организация может рассматривать презентацию как возможность формирования деловых отношений с коллегами и журналистами.

Участие в выставках, ярмарках. Общая атмосфера подобных событий, как правило, всегда носит приподнятый характер. Оживленное общение, деловые знакомства, подписание контрактов. Однако для каждой фирмы участие в выставках, ярмарках, тем более если они всероссийского или международного уровня – дорогое удовольствие. И очень важно, чтобы вложенные затраты принесли не только моральный, но и ощутимый экономический эффект.

Ю. С. Якунина

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ

 

 

Конспект лекций

 

Кемерово 2012

Содержание

стр.

Лекция 1 Понятие внешнеэкономической деятельности                                       3

Лекция 2 Внешнеэкономическая стратегия предприятия                                    11

Лекция 3 Выбор иностранного партнера                                                               15

Лекция 4 Внешнеэкономический контракт                                                           20

Лекция 5 Международные торгово-посреднические операции                           41

Лекция 6 Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности    54

Лекция 7 Международный обмен коммерческими технологиями                      71

Лекция 8 Формирование образа фирмы на международном рынке                    77

Лекция 9 Деловое общение во внешнеэкономической деятельности                 87

Лекция 10 Предприятия с иностранными инвестициями                                     98

Лекция 11 Регулирование и управление внешнеэкономической деятельностью 108

 

Лекция 1. Понятие ВЭД

1.1. Внешнеэкономическая сфера страны.

1.2. Виды, формы, субъекты и объекты внешнеэкономической деятельности.

1.3. Развитие сферы ВЭД в России.

1.4. Внешнеэкономическая деятельность в условиях глобализации мировой экономики.

 

1.1. Внешнеэкономическая сфера страны.

    Внешнеэкономическая сфера страны связана с развитием мировой экономики и ВЭД и ВЭС. Для наиболее полного описания ВЭ сферы необходимо выделить 4 уровня:

· Микроэкономика – уровень хозяйствующих субъектов

· Мезоэкономика – уровень субъектов РФ

· Макроэкономика – уровень национальной экономики

· Мегаэкономика – уровень мировой экономики.

На всех уровнях требуется уяснение основных экономических категорий.

ВЭД предприятия – это сфера хозяйственной деятельности связанная с международной производственной и научно-технической кооперацией, экспортом и импортом продукции, выходом на внешний рынок.

ВЭ операция – комплекс действий по подготовке, заключению и исполнению внешнеэкономических сделок в целом.

ВЭ сделка – договор между двумя и более фирмами, находящимися в разных странах, по поставке установленного количества товаров и услуг в соответствии с согласованными условиями.

ВЭ потенциал предприятия – совокупность собственных и привлеченных ресурсов, позволяющая производить конкурентоспособные товары и услуги для внешних рынков.

ВЭС регионов – взаимодействия предприятий и организаций региона, благоприятного ВЭ климата.

ВЭ отношения – система экономических отношений одной страны с другими.

МЭО – система внешнеэкономических отношений национальных хозяйств в рамках мировой экономики.

МРТ – способ организации мирового хозяйства, при котором предприятия различных стран специализируются на производстве определенных товаров и услуг, а затем обмениваются ими.

             
К А Т Е Г О Р И И
   
   
   

 


Рисунок 1. Уровни внешнеэкономической деятельности.

 

1.2. Виды, формы, субъекты и объекты внешнеэкономической деятельности.

Виды ВЭД Формы ВЭД
Внешняя торговля · Экспорт · Импорт · Бартерные сделки · Компенсационные сделки
Международное инвестиционное сотрудничество · Прямые зарубежные инвестиции · Портфельные инвестиции · Кредитные соглашения · Международный финансовый лизинг · Совместное производство
Международное производственно-техническое сотрудничество · Международная производственная операция · Совместное сооружение промышленных объектов · Совместные производственные программы · Подрядное сотрудничество
Международное научно-техническое сотрудничество · Купля-продажа патентов и лицензий · Совместные научные исследования · Оказание технической помощи · Обучение персонала · Франчайзинг · Инжиниринг
Международные валютно-финансовые и кредитные отношения · Предоставление кредитных займов · Проведение международных расчетов · Купля-продажа валюты · Купля-продажа ценных бумаг

 

Субъекты ВЭД:

Фирма – обособившаяся в процессе общественного разделения труда хозяйственная единица, зарегистрированная в соответствующей правовой форме.

Классификация:

1. По виду хозяйственной и внешнеэкономической деятельности и характеру операций:

· Промышленные.

· Агропромышленные.

· Сельскохозяйственные.

· Торговые.

· Транспортные.

· Страховые.

· Инжиниринговые.

· Туристские.

· Лизинговые.

· Рекламные.

· Транспортно-экспедиторская.

2. По организационно-правовой форме:

А) коммерческие организации

· Хозяйственные товарищества и общества (ООО, ОАО, ЗАО).

· Производственные кооперативы (артели).

· Государственные муниципальные унитарные предприятия (казенные предприятия, предприятия полного хозяйственного ведения).

Б) некоммерческие организации

· Потребительские кооперативы.

· Общественные организации.

· Объединения (ассоциации и союзы).

3. По характеру собственности:

· Частные.

· Государственные.

· Кооперативные.

· Государственно-частные.

4. По принадлежности капитала и контролю:

· Национальные.

· Иностранные.

· Смешанные.

5. По сфере деятельности:

· Национальные.

· Международные.

Объекты ВЭД:

· Товары.

· Услуги.

· Технология.

· Капиталы.

 

1.3. Развитие сферы ВЭД в России.

Предпосылки развития ВЭД.

Предпосылки (конец 80-х) ВЭД – объективные процессы, показавшие несостоятельность существования государственной монополии на внешнюю торговлю.

Негативные стороны:

· Отсталая стратегия.

· Товарная структура экспорта и импорта.

· Падение темпов на международном рынке.

· Устарелые формы организации работы на внешнем рынке.

· Однотипный характер развития отношений с иностранными партнерами.

· Централизация внешнеторговых операций в ограниченных руках фирм.

· Низкая конкурентоспособность товаров.

Причины:

· Отчужденность производителей от товарного рынка.

·  Отсутствие стимулов для повышения качества и товарных характеристик.

· Отсутствие права распоряжаться валютной выручкой.

Этапы становления сферы ВЭД:

1. 1986-1988 гг.

· Расширение прав отраслевых министерств и ведомств и их предприятий, объединение и организация по выходу на внешний рынок, установлению прямых связей и осуществлению производственной кооперации, предоставление самостоятельности в осуществлении ВЭД.

· Расширение числа участников ВЭД за счет образования новых организационных структур.

2. 1989-1991 гг.

· Формирование системы государственного регулирования ВЭД с помощью методов нетарифных ограничений (квотирование, лицензирование и т.д.). Предоставление права самостоятельного выхода всем предприятиям на рынок.

3. 1992-1995 гг.

· Разработка ВЭ стратегии России и создание нового механизма государственного регулирования ВТД, а также законодательства.

· Принятие основополагающих законов по ВЭД («О таможенном тарифе», «О валютном регулировании и валютном контроле», Таможенного кодекса).

4. 1995-1999 гг.

· Кризис 1998 г.

5. Современный этап.

· Укрепление позиций.

 

1.4. Внешнеэкономическая деятельность в условиях глобализации мировой
экономики.

Процесс глобализации охватывает разные сферы мировой экономики, а именно:

· внешнюю, международную, мировую торговлю товарами, услугами, технологиями, объектами интеллектуальной собственности;

· международное движение факторов производства (рабочей силы, капитала, информации);

· международные финансово-кредитные и валютные операции (безвозмездное финансирование и помощь, кредиты и займы субъектов международных экономических отношений, операции с ценными бумагами, специальные финансовые механизмы и инструменты, операции с валютой);

· производственное, научно-техническое, технологическое, инжиниринговое и информационное сотрудничество.

В качестве позитивных последствий (преимуществ) глобализационных процессов можно назвать:

1. Глобализация способствует углублению специализации и международного разделения труда. В ее условиях более эффективно распределяются средства и ресурсы, что, в конечном счете, способствует повышению среднего уровня жизни и расширению жизненных перспектив населения (при более низких для него затратах).

2. Важным преимуществом глобализационных процессов является экономия на масштабах производства, что потенциально может привести к сокращению издержек и снижению цен, а, следовательно, к устойчивому экономическому росту.

3. Преимущества глобализации связаны также с выигрышем от свободной торговли на взаимовыгодной основе, удовлетворяющей все стороны.

4. Глобализация, усиливая конкуренцию, стимулирует дальнейшее развитие новых технологий и распространение их среди стран. В ее условиях темпы роста прямых инвестиций намного превосходят темпы роста мировой торговли, что является важнейшим фактором в трансферте промышленных технологий, образовании транснациональных компаний, что оказывает непосредственное воздействие на национальные экономики. Преимущества глобализации определяются теми экономическими выгодами, которые получаются от использования передового научно-технического, технологического и квалификационного уровня ведущих в соответствующих областях зарубежных стран в других странах, в этих случаях внедрение новых решений происходит в краткие сроки и при относительно меньших затратах.

5. Глобализация способствует обострению международной конкуренции. Подчас утверждается, что глобализация ведет к совершенной конкуренции. На деле речь скорее должна идти о новых конкурентных сферах и о более жестком соперничестве на традиционных рынках, которое становится не под силу отдельному государству или корпорации. Ведь к внутренним конкурентам присоединяются неограниченные в действиях сильные внешние конкуренты. Глобализационные процессы в мировой экономике выгодны, прежде всего, потребителям, так как конкуренция дает им возможность выбора и снижает цены.

6. Глобализация может привести к повышению производительности труда в результате рационализации производства на глобальном уровне и распространения передовых технологий, а также конкурентного давления в пользу непрерывного внедрения инноваций в мировом масштабе.

7. Глобализация дает странам возможность мобилизовать более значительный объем финансовых ресурсов, поскольку инвесторы могут использовать более широкий финансовый инструментарий на возросшем количестве рынков.

8. Глобализация создает серьезную основу для решения всеобщих проблем человечества, в первую очередь, экологических, что обусловлено объединением усилий мирового сообщества, консолидацией ресурсов, координацией действий в различных сферах.

Негативные последствия, потенциальные проблемы и опасности глобализации.

· неравномерность распределения преимуществ от глобализации в разрезе отдельных отраслей национальной экономики;

· возможная деиндустриализация национальных экономик;

· возможность перехода контроля над экономикой отдельных стран от суверенных правительств в другие руки, в том числе к более сильным государствам, ТНК или международным организациям;

· возможная дестабилизация финансовой сферы, потенциальная региональная или глобальная нестабильность из-за взаимозависимости национальных экономик на мировом уровне. Локальные экономические колебания или кризисы в одной стране могут иметь региональные или даже глобальные последствия;

· увеличение технологического отставания от развитых стран;

· рост социально-экономического расслоения, маргинализацию (т.е. разрушение государственного общества, представляющее собой процесс распада социальных групп, разрыв традиционных связей между людьми, потерю индивидами объективной принадлежности к той или иной общности, чувства причастности к определенной профессиональной или этнической группе);

· обнищание основной массы населения;

· усиление зависимости менее развитых стран от стабильности и нормального функционирования мирохозяйственной системы;

· ограничение ТНК способности государств проводить национально ориентированную экономическую политику;

· рост внешнего долга, прежде всего, международным финансовым организациям, который препятствует дальнейшему прогрессу;

· рост безработицы в результате внедрения новых технологий, что приводит к сокращению рабочих мест в промышленности, усиливает социальную напряженность;

· изменения структуры производства и перемещения массового выпуска трудоемких видов товаров в развивающиеся страны, что тяжело ударяет по традиционным отраслям этих стран, вызывая там закрытие многих производств;

· возросшей мобильности рабочей силы;

· выдвинувшиеся на первый план ТНК нередко ставят собственные интересы выше государственных, в результате чего роль национальных государств ослабевает и часть функций переходит к различным надгосударственным организациям и объединениям.

 



Дата: 2019-02-02, просмотров: 256.