При выкладывании слов из букв разрезной азбуки внимание детей постоянно обращается на то, что после мягкого звука пишется буква я. (Звуковая схема слов с буквой я не выкладывается.) Так, например, отобрав для выкладывания слово Маня, логопед в первую очередь предлагает детям произнести это слово и определить в нем ударение. Затем слово делится на слоги и определяется звуковой состав первого слога; при анализе второго слога после его произношения определяется, что согласный в нем мягкий, и сразу (без выделения второго звука, т.е. а) задается вопрос: «Какую букву надо поставить после мягкого согласного?» (Букву я.) Дети выкладывают ее и читают слово Маня.
VII. Упражнения в преобразовании слов.
Детям предлагается заменить одну букву в слове Маня так, чтобы получилось слово Таня, затем аналогичным способом образуется слово Паня.
VIII. Письмо буквы я и прямых слогов с буквой я (гласные подчеркиваются красным цветом).
После усвоения роли буквы я при ее употреблении после мягких согласных детям предлагаются только для чтения слова с буквой я в начале слова и после гласных (яма, маяк). В этом случае значение буквы я усваивается чисто практическим путем. Заметим, что постепенное усвоение детьми букв я, е, ë, ю, й дает возможность прочнее усвоить навыки их употребления при письме и чтении.
С целью закрепления пройденного в занятие включаются упражнения в составлении звуковых схем слов с мягким согласным перед звуком и, например: Сима, Нина.
Звук и буква з
Буква с из упражнений временно исключается.
Приведем примерный материал, который может быть использован в это время.
1. Логопед говорит: «Сядет тот, кто правильно произнесет слово, которое я скажу, и правильно определит, какой в этом слове звук – твердый з или мягкий з’.
Примерные слова: замок, ваза, зима, тазы, завод, Зина, гнездо, вазелин, газета, знамя, зайка, зонт, земля, зубы, зелень, изюм, звонок, земляника, незабудка.
2. Характеристика звуков з и з’. Буква з.
Логопед спрашивает: «Чем похожи звуки з и з’?» (Согласные, звонкие.) «Какая разница между звуками з и з’?» (Звук з - твердый, а звук з’ – мягкий.)
Дети показывают букву з в своих классах.
Буква з обозначает и твердый звук з и мягкий з’.
3. Чтение прямых слогов с буквой з по продержкам. Устное добавление некоторых слогов и слов.
4. Составление схемы слова зима.
Проводится подробный устный звуко-слоговой анализ слова.
Задаются вопросы: «Сколько слогов в этом слове? Какие звуки в первом слоге? А во втором слоге?»
Дети самостоятельно выкладывают схему слова и «читают» его, синхронно водя указками. (Облегченный вариант – дети выкладывают схему слова постепенно по мере его анализа.)
По выложенной схеме логопед задает различные вопросы: «Какие в этом слове гласные звуки? Сколько их? А сколько слогов? (Логопед напоминает, что слогов всегда столько, сколько гласных звуков.) Какой в слове зима мягкий согласный? А какой твердый согласный?» И т.п.
Фишки заменяются буквами. После этого дети читают слово зима. (По усмотрению логопеда можно выложить схемы слов тазы, Зина.)
5. Игра «Наоборот».
Логопед бросает мяч и произносит слог. Если в слоге мягкий согласный, ребенок должен сказать слог с твердым согласным, и наоборот, например: па – пя; зи – зы; мы – ми и т.п.
6. Чтение слогов.
а) чтение по таблице прямых слогов, состоящих из согласных букв з, м, п, к, н, т и гласных а, о, у, ы, и, я.
б) чтение прямых и обратных слогов, сложенных детьми из букв разрезной азбуки (складывается четыре-пять слогов; затем они читаются вразбивку).
7. Чтение слов.
а) под диктовку логопеда из букв разрезной азбуки выкладываются слова, например: козы, кит, Зина. Затем они читаются вразбивку.
б) все доступные для чтения слова читаются по карточкам или с доски.
8. Подбор (устно) слов по данной схеме.
Для подбора слов определенного звукового состава используются графические схемы слов, состоящие из ряда квадратиков, число которых соответствует количеству звуков в слове. Вертикальной линией отделяется один слог от другого. В схемах гласные звуки обозначаются красными кружочками, твердые согласные – черными, мягкие – синими. При этом мягкие согласные даются только в сочетаниях с гласным и.
Дается схема для слов типа зубы или зима.
Можно предложить детям подобрать слова по картинкам, например: зима, козы, вязы, лето, нос, сито, тазы, лиса, лес, зубы, небо, сено. Дети выбирают подходящие к схеме слова.
9. Письмо буквы з.
10. Диктант слогов или слов.
Звук и буква х
Используется примерно тот же материал, что и при овладении буквой з
Закрепляются полученные ранее знания и навыки.
В упражнения вводятся слова пух, мох, хата, уха, ухо, муха.
Во время усвоения детьми звуков б, б’, т’, д, д’, г, г’ (13 – 17-я недели обучения) происходит знакомство с буквами б, в, д, э, г.
Основное содержание занятий по грамоте в это время следующее.
Как и раньше во время упражнений дети читают прямые слоги (с вновь усваиваемыми и ранее пройденными звуками). Происходит выкладывание слогов из букв разрезной азбуки и их последующее преобразование. В имеющуюся таблицу слогов постепенно добавляются слоги с буквами б, в, д, э, г. Упражнения в чтении и выкладывании слогов выполняются во время фронтальных и подгрупповых занятий. В этот период обучения необходимо добиться того, чтобы все дети научились легко читать составленные из любых знакомых букв прямые слоги.
Много внимания уделяется анализу и выкладыванию схем слов с последующей заменой фишек, обозначающих звуки, буквами и чтением выложенных слов. Для составления схем слов подбираются слова со всеми знакомыми детям согласными и гласными: а, о, у, ы, и. Речь идет о словах уже знакомого детям слогового состава (типа бак, Инна, вата, Нина). Речь идет также и о словах нового для них слогового состава (во время усвоения буквы б это слова типа банан, кубик; во время усвоения буквы в – типа вагоны).
Напомним, что слова с буквой я после мягких согласных в упражнения по составлению схем слов не включаются. При выкладывании таких слов из букв разрезной азбуки внимание детей вновь и вновь привлекается к тому, что буква я пишется после мягкого согласного. Слова с буквой я после гласных или в начале слова используются только для чтения.
Не менее важно проводить упражнения в чтении слов. Все доступные для чтения слова печатаются на таблицах (для индивидуального чтения на отдельных листках или в тетрадях) и многократно читаются детьми вначале по слогам, а по мере преодоления затруднений – слитно. Логопед постоянно проверяет понимание читаемого путем вопросов: «Что ты прочитал? Что это?» При этом он ни в коем случае не должен повторять прочитанного ребенком слова. Постепенно для чтения и выкладывания начинают вводиться предложения из двух-трех слов и тексты из двух-трех предложений.
Звук и буква б
Приведем примерный материал, который может быть использован логопедом в связи с усвоением детьми буквы б. (Буква п временно исключается.)
I. Обозначение звуков б и б’ буквой б.
1. В начале занятия детям дается такое задание: «Я буду произносить по два слога – в одном из них твердый звук б, в другом – мягкий звук б’, например: бы – би. Вы должны повторять только тот слог, в котором есть мягкий звук б’». Логопед произносит примерно такие сочетания: ба – бя; би – бо; бу – бе; бя – бу; бо – бе; бя – ба и т.д., т.е. каждый из детей получает новое задание.
2. Характеристика звуков б и б’. (Звук б – согласный, звонкий, твердый; звук б’ – согласный, звонкий, мягкий.)
3. Показ буквы б. (Буква б обозначает звуки б и б’.)
Дети получают по два экземпляра заглавных и по четыре экземпляра строчных букв. Потом они рассматривают буквы и убирают их в свои кассы.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 285.