В Татарской республике на празднике «Каравон» Чувашскую республику представлял народный фольклорный ансамбль «Отрада»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В Татарской республике в селе Русское Никольское Лаишевского района прошел русский фольклорный праздник «Каравон». Чувашскую республику на этом празднике представлял народный фольклорный ансамбль «Отрада» Ядринского Дома культуры.
Праздник «Каравон» приурочен к престольному празднику села - дню Николая Чудотворца из города Мир в Ликии. Праздник объединил всех жителей села и 61 фольклорных коллективов из 25 районов Республики Татарстан, а так же фольклорные коллективы из Чувашской и Удмуртской республик, Республики Марий Эл и Кировской области. Гости и хозяева праздника водили хороводы, пели русские песни
Участники народного фольклорного коллектива «Отрада» порадовали жителей и гостей праздника задушевными, задорными русскими песнями Сурской стороны. За участие в празднике народный фольклорный коллектив был награжден дипломом, памятными подарками, а самое главное искренними бурными аплодисментами.
Руководитель народного фольклорного коллектива «Отрада» Фаина Максимова отметила, что такие праздники способствуют развитию традиционной русской культуры на основе духовного возрождения, приобщая к истокам русских фольклорных, праздничных традиций, популяризация фольклорного движения.

15:41, 24.05.2006
© Новость предоставлена администрацией Ядринского района

В субботу ездили на фестиваль народного фольклора "Каравон". Фестиваль сей проводится в селе "Русское Никольское" Лаишевского района Республики Татарстан, что километров в 30-40 от Казани.

Праздник «Каравон» ( каравон означает - хоровод) имеет более чем 300 летнюю историю. Приурочен он к православному престольному празднику особо почитемому в этом селе - дню Николая Чудотворца из города Мир в Ликии. Святитель Николай является одним из самых почитаемых святых не только в Русской Православной Церкви, но и в народной культуре. Николин день 22 мая - один из важнейших праздников в крестьянском календаре. К этому времени заканчивается сев основных сельскохозяйственных культур. По народным представлениям святитель Николай является покровителем лошадей. На Николин день по традиции в первый раз после зимы первый раз выводили в ночное на пастбище коней.

По традиции, в селе Русское Никольское праздник отмечался в течении трех дней: начавшись с церковной службы в сельском храме, он переходил в дома к семейным праздничным столам, а затем на улицу, где устраивались гулянья и хоровод «Каравон». Движение в Каравоне необычно: по старинной традиции, соединившись мизинцами, все участники, от мала до велика, идут особым, «каравонным» шагом. Круг как бы пульсирует, то увеличиваясь, то уменьшаясь в диаметре, и одновременно медленно вращается по «солнцу». «Каравон» играли все три дня. Это было особое действо, на которое девушки и женщины собирались в специально предназначенное место. Одежду надевали тоже особенную: праздничные сарафаны, атласные платки, девушки повязывали на голову ленты. Во время игры «Каравон» многие парни присматривали себе невест.

В 1955 году на волне компании «борьбы с религиозным опиумом» народные праздники в русских селах были запрещены, и, тем не менее, в Русском Никольском жители села при поддержке энтузиастов местного Дома культуры в 80-е годы возобновили свою народную традицию - «Каравон» на Николин день. И до сих пор здесь практически в подлиннике сохранилась эта традиция, и живы ее носители.

Фестиваль русского фольклора «Каравон» в селе Русское Никольское проводится с 1992 года. Инициаторами возрождения праздника являются Никольский сельский дом культуры и местное Общество русской культуры. С 1993 года к его проведению был подключен Республиканский научно-методический центр народного творчества Министерства культуры РТ. С этого времени праздник проводится в республиканском масштабе. В последние годы фестиваль собирает десятки этнографических и вокальных ансамблей из Татарстана, регионов Поволжья и Приуралья. Постоянными участниками фестиваля стали русские фольклорные ансамбли из Альметьевского, Нижнекамского, Пестречинского, Чистопольского и других районов. Фестиваль «Каравон» является творческой лабораторией для детских и молодежных ансамблей Казанского государственного университета культуры и искусств, Казанского музыкального училища им. Аухадеева, Елабужского училища культуры, центров детского творчества в Казани, Зеленодольске, Елабуге, Нижнекамске.

Ознакомившись с историей этого мероприятия, а более того, наслушавшись Желудя, и одухотворенные до неузнаваемости жарой, движение свое мы начали от центра города, от "Биллура" на пл. Тукая (кстати, с 7:30 до 8:15 от театра Камала ходили бесплатные автобусы дабы жаждущих до Никольского довезти). А оттуда, поскольку посоветовали нам, что все автобусы с автовокзала (и выглядит это достаточно логично) идут через площадь Тукая, далее уходя на РКБ. Блаженны верующие. Автобусов не было. Сбитень грелся. Вырвавшись на 112 до РКБ сразу же вписались в автобус до Пиголей, который и проезжает столь нужное нам Р. Никольское.

Симпатичная деревенька, чистенькая, асфальт приятно обжигал босые ступни, валяющиеся в тени собаки и куры вяло перегавкивались каждый на своем языке. На центральной "площади" - перекрестке - установлены шатры. Много. В них продают русское народное творчество в виде шитых полотенец, и прочих сувениров, по правую руку - шатры организаторов и прочие перекусывание. Сцены 2. На первой - центральной - мероприятия уже закончились. Быстротечность Каравона повергала в недоумение. Начавшись в районе 9 утра, к часу песнопения на главной сцене уже завершились, на второй, поменьше происходило выступление самодеятельных фестивалей и распевались разного рода частушки. Звук был очень неплох. По улицам косяками бродили аутентичные бабульки. В шатрах баловались водочкой организаторы. А мы ели плов, шашлык и запивали все это сбитнем. Русские народные сосиски в тесте были гневно отвергнуты, как и всякие эчпочмаки. А в это время на хороводной поляне судя по всему проходил этот самый обещанный общий хоровод. Был ли он? Не знаю. Мы рассчитывали, что он будет завершающим этапом и не раньше 15-16:00, поэтому наивно не торопились. Судя по вытоптанной на хороводной поляне траве - а был это луг, с двух сторон окруженный камышастыми водоемами, с третьей - грязь от разлива первых двух водоемов - хороводы водились, но общего не было, каждая группа народу крутилось в совоих хороводах. Это мы и застали добравшись до поляны. Народ с поляны сваливал, осталось 5, 6 конгломератов танцующих и толстая тетка в жилете. К тетке было привязано два мужика - один с большим микрофоном обернутым какой-то шкурой (дохлый опоссум подумал я), другой со столь же громоздкой камерой на штативе ("эфир" пронеслось в голове). Тетка гонялась за танцующими и пыталась их "построить" дабы организовать съемку. Танцующие вяло отбивались. Наконец тетка выловила группу народа, загнала их на узкий мостик и принялась радостно снимать, организовывая освещение при помощи огромного рефлектора. Лежа на траве и покуривая трубку, мысли как-то плавно улетучились, облака приняли совершенный вид, полифония голосов поющих русские народные песни навевало какую-то неведомую грусть. Над головой вяло колыхались ленты, привязанные на колесо, закрепленное на шесте. А затем мы пошли купаться. На берегу водоема, была найдена, потерянная ранее Ольга, которую пытались снимать, вопрошать, и вообще мешать слушать этнику. Вода в водоеме была теплая, чего и следовало ожидать от маленького водоема при температуре под 35 градусов. Мокрые, но довольные, пошли к шатрам, дабы побродить и выяснить о распорядке. Навстречу шел Желудь с двумя пакетами в руках. В одном были всевозможные ништяки, в другом бутыли с минеральной водой. Он и рассказал, что диджитальный век настолько убыстрил происходящее, что сам Каравон по сути кончился, народ уже собирается выезжать. Оказавшись в кои веки на природе, в деревне, возвращаться в город в такую рань нам представлялось глупым, поэтому мы вернулись на хороводную поляну и попивая сбитень стали наблюдать игры, в которые играла аутентичная "никольская" молодежь. Молодежь крутилась хороводами, распевала песни и гонялась друг за другом. Приехавший в красной рапсовой косоворотке с кистями Зинченко добавил аутентичности, напугав оставшихся на поляне людей воплем "слава роду". Ветра не было. Над лесом на горизонте висело единственное облако. Тетка с мужиками исчезла, молодежь частично смылась. Надо мной, лежащим на траве соткался из воздуха милиционер. Я искренне не пытался тыкать в него пальцем, дабы выяснить мираж он или нет, но Он спросил "надолго ли Вы здесь расположились?". На столь вежливо сформулированный вопрос не отвечать было бы некорректно даже в случае миража, поэтому я ответил "а что?". Существо замялось. "Нам пора уходить?" - вмешалась в коллективную уже теперь галлюцинацию Ольга. "Нет" - ответил Он - "я просто интересуюсь, не подумайте, что я вас выгоняю". И удалился. А вскоре, окончательно зажарившись и желая еще разок искупаться, удалились и мы. Купаться как взрослые, т.е. без штанов не удалось, поскольку наплясавшийся народ оккупировал все возможные места спуска к воде и было решено, о здравая Идея!! Поехать в Тарлышы - близлежащую деревню, купаться в архиерейском озере. Повезла нас, к слову сказать, не кто-нибудь а Сама Бабушка Зинченко. Бабушка оказалась мировой теткой, с 30-ти летним водительским стажем и вообще очень живым таким, веселым человеком. Озеро было великолепным. Большое, с церковью на берегу и несколько прохладной водой. Было красиво и спокойно. На берегу валялся здоровенный отожравшийся кот, с совершенно бандитской мордой и при том, совершенно не опасающийся людей. Вдоволь накупавшись поехали в город, где вечер был закончен у Зинченко просмотром кино, попытками курения травы и мультфильмами про Ежи и Петруччо.

23.05.2005 Владимир "Residum" Хрундин
http://www.livejournal.com/users/residum/104416.html

О чем в эти дни писала наша газета






В 1926 году

С 17 по 23 декабря в нашей стране состоялась перепись населения. В сельских местностях она еще продолжается - до 30 декабря. Набор регистраторов (переписчиков. - Ред.) в Казани производился через биржу труда. Всего их по городу потребовалось 365, по республике - более трех тысяч человек.

Центральное статуправление отмечает достаточно высокое качество и охват населения Татарии на фоне средних показателей Поволжского округа. На текущий момент территориальное управление по проведению переписи в Самаре приводит по республике 97,9-процентный охват регистраторами населения.

В целом проведение переписи удовлетворительно оценивается также и статуправлением Татреспублики. Как главные проблемы проведения переписи в республике называются острая нехватка чернил и перьев, слабая подготовленность регистраторов и бездорожье, вызванное снегопадами. О значительных затруднениях сообщают с мест из Свияжского, Спасского и Бугульминского кантонов.

Опасения со стороны переписных органов в гораздо большей степени вызвал "Николин день" (19 декабря), празднуемый в деревнях особенно весело и пьяно. Так, в Столбищенской волости на "Миколу угодника" и в последующий день работа регистраторов была практически сорвана. В ряде сел им просто практически не с кем было заполнять переписные материалы - мужское население расслаблялось со стаканом самогона или отходило от тяжелого похмелья...

Лаишевцы приглашают гостей - на Каравон
В столице Татарстана на выставке "Индустрия туризма", развернутой в эти дни в ВЦ "Казанская ярмарка", прошла презентация трехдневного экскурсионного тура в рамках проведения в селе Русское Никольское, близ Лаишева, Республиканского русского фольклорного праздника Каравон. Тысячи людей - жители Татарстана, соседних республики и областей и более далеких регионов (в прошлом году были гости из Сибири) - стекаются каждый год в конце весны в Русское Никольское, чтобы поводить хороводы на старинном Каравоне (в переводе - "хоровод"). И вот Управление стратегического развития Лаишевского муниципального района и города Лаишева пошло навстречу гостям Русского Никольского - организацией трехдневного тура в рамках проведения Республиканского фольклорного праздника Каравон (25 - 27 мая 2007 года). Участники тура, кроме самого праздника, увидят археологические памятники различных эпох - ананьинской, азелинской, именьковской культур, исторические места, связанные с семейством Державиных, смогут посетить Софийский и Троицкий соборы и Покровскую и Богоявленскую церкви, ознакомятся с другими историко-архитектурными памятниками, попробуют "живую" воду из Святого источника и дары "Татарского моря", увидят "Пчелиный рай" и Белые горы, а также экспозицию Музея Лаишевского края (несколько лет назад Президент Минтимер Шаймиев, посетив этот музей, дал высокую оценку - музею и деятельности директора Фариды Муртазиной, к слову, в этом году на Каравон лаишевцы ожидают среди почетных гостей Президента РТ: по традиции первые лица Татарстана приезжают в день старинного русского праздника в Русское Никольское, в прошлом году, к примеру, здесь побывал Премьер-министр Рустам Минниханов) и так далее. Каждый вечер - развлекательная программа, сообщила пресс-служба лаишевской администрации. (Размещение участников тура - в Молодежном туристском лагере "Волга" или в Никольском, за дополнительную плату.) На презентации тура в Казани участники фольклорного ансамбля "Каравон" исполнили несколько народных песен - на сцене и спустившись в экспозиционный зал. Приятно было увидеть сельских артистов в полном здравии (почти все участники ансамбля - весьма пожилые люди): значит - быть пятнадцатому Каравону в Русском Никольском!
13 Апреля 2007,16:04
Сергей Саввин Фото: Сергея Саввина

 

Традиция

В предчувствии "Каравона"

26 мая в селе Никольское Лаишевского района пройдет традиционный республиканский праздник русского фольклора "Каравон". И подготовка к нему в самом разгаре. Ведь нынешний "Каравон" в каком-то смысле юбилейный, он будет проводиться в пятнадцатый раз, так что не хотелось бы, как говорится, ударить в грязь лицом. И хотя такого рода опасения, конечно, ни у кого даже не возникают, организаторами праздника проделана большая и серьезная работа.

За прошедшие пятнадцать лет "Каравон" сплотил вокруг себя практически все русские фольклорные коллективы республики, и важно проанализировать, что им помогает и что пока мешает совершенствоваться в своем мастерстве. С этой целью в марте-апреле было проведено пять зональных смотров-конкурсов, которые отразили реальное положение дел с русским музыкальным фольклором и позволили более требовательно подойти к отбору участников для предстоящего республиканского праздника "Каравон".

- Смотры-конкурсы прошли в Елабуге, Лениногорске, Булгаре, Тетюшах и Казани, - рассказывает специалист Республиканского научно-методического центра народного творчества Министерства культуры РТ Татьяна Чекмарева. - В ходе конкурсных прослушиваний звучали как обработки широко известных народных песен, так и образцы местного фольклора. Последние даже больше соответствовали духу "Каравона". Их мы чаще всего и отбирали на республиканский фестиваль. Например, участники фольклорного ансамбля "Калинушка" из Марьяновки, что в Лениногорском районе, представили старинную песню "Тут гора и там гора", ставшую "визитной карточкой" их родного села. Благодаря местным энтузиастам русского фольклора вторую жизнь обрела и песня села Нижняя Баланда "Сколько звездочек на небе...". Всего мы прослушали более 60 коллективов и отобрали 35 концертных номеров, которые станут украшением главной площадки "Каравона". Ведь каждая песня - это шедевр русского фольклора.

Отмечу, что особенно нас порадовали Тетюши. В этом районе живут удивительные люди - мордва. Кроме своих, мордовских, песен, они поют и русские, да такие старинные, что иногда даже знатоки русского фольклора о них не слышали.

И всюду мы открывали для себя новые имена, отмечая, что репертуар фольклорных коллективов и исполнителей постоянно пополняется музыкальными раритетами. Все это, безусловно, результат 15-летней деятельности "Каравона" на татарстанской земле.

- Я побывала на зональных смотрах в Лениногорском и Спасском районах, - рассказывает художественный руководитель фольклорного ансамбля "Коляда", доцент кафедры хорового дирижирования Казанского университета культуры и искусства Нина Кузьмина. - Мы увидели немало интересных исполнителей, соприкоснулись с народной стихией старинных обрядов, в которых заложен мощный потенциал русского характера, русской души. Иной раз так запоют, что и сами преображаются - лицом, повадкой... Ведь песня-то звучит своя, кровная, которую пели еще их прабабки. Бывало, что и я, не выдержав, выходила к ним в круг, строила подголоски. Вот это и есть атмосфера творчества, когда уже непонятно, где жюри, а где конкурсанты...

На таких смотрах и сама учишься многому, и другим подсказываешь, даешь советы. Например, как собирать, записывать фольклор. У бабушек надо выспрашивать не только слова песни, но и все детали костюма. Как ступали, как руки держали - все мельчайшие детали, чтобы воссоздать не только ритмический рисунок песни, но и зрительный ряд.

Или говорю им: костюмы-то раньше каждая женщина сама себе шила и в этом тоже был элемент народного творчества, вот и вам надо к этому возвращаться, чтобы подчеркнуть свою индивидуальность. Учитесь у ваших бабушек! Прислушивайтесь к их говору. Каждое присловье, поговорка - это клад, оставленный нам в наследство. Поэтому все надо подмечать. Конечно, даже хорошая копия не сравнится с оригиналом, но элементы старины обязательно должны присутствовать в исполнении.

С каждым годом наши фольклорные коллективы набираются мастерства в профессиональном отношении. Люди стремятся попасть на республиканский фестиваль "Каравон". Потому что это не только праздник, но и творческая лаборатория.

- Нина Петровна, и все же, какое самое яркое ваше впечатление от зональных смотров?

- Всегда радует встреча с талантом. Например, необыкновенный, редкий голос услышали мы на Лениногорском зональном смотре. Его обладательница - молодая девушка по имени Диана. Она учится в нефтяном техникуме. Я уговаривала ее поступать к нам, на отделение хорового дирижирования. Профессиональной сцене очень нужны такие голоса. Дианочка обещала подумать...

- А какие новые веяния, тенденции вам удалось подметить?

- У людей есть желание петь не только народные песни, но и духовные стихи, гимны, в которых заложена огромная нравственная сила. Народ созрел для духовной музыки, и, я считаю, это надо поддерживать. Возглавляемый мною коллектив "Коляда" тоже исполняет духовные стихи, и лет пять тому назад мы даже сделали попытку организовать в Казани фестиваль русской духовной музыки, жаль только, что этот опыт пока не получил продолжения. В районах же процесс освоения духовной музыки тем более происходит стихийно, чаще всего - при воскресных школах. Мне кажется, для исполнителей духовной музыки надо тоже организовать республиканский фестиваль наподобие "Каравона". Потребность в этом есть.

Ольга КРУЧИНА,
Людмила СУХАНОВА.

OLO.ru - 5 час. назад Поэтому в 2007 году мы планируем расширить этот раздел и активно сотрудничаем в этом направлении с Национальной Гильдией специалистов SPA-индустрии и Национальной Курортной Ассоциацией. Мы считаем, что SPA и талассотерапия - это не только популярные, но и очень перспективные направления для туризма. Бальнеология не просто позволяет людям отдохнуть и расслабиться во время отпуска, но и если необходимо, подлечиться. Тем более, что, не смотря на популярность, это все же относительно новый способ релаксации ... Ансамбль «Каравон» будет презентован в Москве на международной выставке по туризму Intertat.ru похожие статьи: 2

Дата: 2019-02-02, просмотров: 394.