Возродившийся пятнадцать лет назад этот праздник с многовековой историей, ныне имеет статус Фестиваля русского фольклора и приобрел всероссийскую известность
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Более трехсот лет отмечают «Каравон» в селе, названном в честь православного святого Николая Чудотворца. Да и сам праздник, знаменовавший окончание весенних полевых работ, всегда проводился в дни престольного церковного праздника в честь Святителя Николая.

В 80-е годы жители Русского Никольского по инициативе энтузиастов сельского Дома культуры супругов Трусовых возобновили давнюю традицию народного песенного гуляния. Сначала «Каравон» проводился силами самих сельчан, а с 1993 года к празднику приурочили проведение заключительного тура Республиканского фестиваля русских фольклорных коллективов. Особая роль в организации фестиваля принадлежит одноименному ансамблю художественной самодеятельности, отмечающему в этом году свое 16-летие.

В этом году в народных гуляниях и концертах, прошедших в рамках «Каравона» приняли участие творческие коллективы Татарии, Республики Марий Эл, Чувашии, Мордовии, Вятской области, Башкирии Удмуртии и многих других регионов. Общее количество участников, представляющих более 60-ти фольклорных ансамблей, приблизилось к тысяче человек. Фестиваль посетил созданный Геннадием Заволокиным ансамбль «Частушка».

По многочисленным отзывам нынешнее гуляние самое масштабное из того, что видело село Русское Никольское Лаишевского района Татарии.

Использованы материалы
республиканских информационных агентств.
Фото Максима БОГОДВИДА.

Внимание!
При использовании материалов ссылка обязательна!
При печати: «Официальный сайт Казанской епархии РПЦ»
,

 

Каравон - праздник, объединяющий души людей"

 

Президент РТ М.Ш.Шаймиев.


В 2003 году этот народный празлник впервые проводился как мероприятие общереспубликанское. И это придало ему новые краски и новое звучание.

Отмечавшийся в XVI веке как престольный праздник – День святителя и чудотворца Николая, он постепенно превратился в массовое народное игрище, которое сохранилось только здесь, в Русском Никольском под Казанью, и, как утверждают местные фольклористы, имеет более чем трехсотлетние исторические корни.

В старину этот праздник отмечался в течение трех дней. Начавшись с церковной службы в сельском храме, он переходил в дома крестьян, к семейным праздничным столам, а затем – на улицу, где устраивались гулянья и хоровод. Хоровод водили на всем протяжении праздника. Это было особое действо, на которое девушки и женщины в праздничной одежде собирались в специально назначенное место. Необычно и движение в каравоне: по старинной традиции, соединившись мизинцами, все участники идут особым «каравонным» шагом, когда хоровод то уменьшается, то увеличивается, медленно вращаясь «по солнцу». В это время часто играли свадьбы, которые справляли, как говорится, всем миром.

От этих особых хороводов и получил он свое название. Возрожденный 15 лет назад, он вскоре приобрел широкую известность в округе, стал творческой базой, основой ежегодных фестивалей русского фольклора в республике.

Вот уже на протяжении нескольких последних лет фестиваль собирает свыше 50 этнографических и вокальных ансамблей из Татарстана, регионов Поволжья, а в последние годы и из Приуралья и Сибири. Фестиваль способствует развитию традиционной русской культуры, популяризации фольклорного движения, выявлению лучших исполнительских коллективов. Он также является своего рода "творческой лабораторией" для детских и молодёжных ансамблей Казанского Государственного университета культуры и искусств, музыкального училища Казани, Елабужского училища культуры, центров детского творчества городов Казани, Зеленодольска, Елабуги, Нижнекамска.

 

"КАРАГОД" НА "КАРАВОНЕ"

"Карагод" – фольклорный студенческий ансамбль, существующий при Марийском госуниверситете с 1986 года. Вот уже третий состав коллектива занимается нужным и сложным делом – реконструкцией обрядов и песенной традиции русских, проживающих в Марий Эл. Воскрешение "привычек милой старины" стало возможным благодаря многолетней экспедиционной работе студентов-филологов под руководством зав. кафедрой русской и зарубежной литературы, профессора Т.А.Золотовой. Она же – бессменный научный консультант ансамбля, ревностно следящий за корректным использованием архивных материалов в репертуаре. Художественный руководитель "Карагода", его творческий вдохновитель – Денис Пашуткин, именно по его инициативе университетский ансамбль оказался в числе участников популярного среди фольклорных коллективов страны фестиваля "Каравон".

"Карагод" и "Каравон", по сути, тезки: оба слова – это диалектное "хоровод". Изначально "Каравон" был престольным праздником села Русское Никольское Лаишевского района Республики Татарстан. Отмечался соответственно 22 мая (по новому стилю) – в день Николая Чудотворца. Шестивековая история престольного торжества прервалась в середине XX века, и возродился праздник в 1993 году уже в статусе фестиваля.

Впервые "Карагод" приехал на фестиваль в 2000 году, а в нынешнем году представитель правительства Татарстана отметил гостей из Марий Эл как постоянных и ярких участников "Каравона". На этот раз на фестиваль прибыло 38 коллективов, как профессиональных, так и любительских. Еще столько же участников не числились в официальной программе. По словам "карагодовцев", выступления на фольклорных фестивалях выгодно отличаются от выступлений на любых других мероприятиях: можно исполнить сложную, протяжную песню, и она будет воспринята должным образом. Так и случилось на сценической площадке "Каравона", когда "Карагод" представил очень красивую свадебную песню "Из-за лесику солнце" (выступление ансамбля потом показали по татарскому телевидению. Любопытно, что этот номер "забраковали" организаторы фестиваля "Студвесна" с историко-филологического факультета).

Самая интересная часть программы фестиваля – Поляна. Здесь коллективы не ограничены во времени и в выборе репертуара, "Карагоду" же удалось показать более десятка номеров, среди них были фольклорные игры, хороводы. В них с удовольствием поучаствовали исполнители из других ансамблей и многочисленные зрители. Без сомнения, карагодовский хоровод был самым большим.

У университетского ансамбля большой опыт публичных выступлений, опробованы самые разные сценические площадки, будь-то театральные подмостки, живописная поляна, данспол дискоклуба, "тридцатка", актовый зал истфила или школьный кабинет. Традиционно "Карагод" приходит с рождественскими, масленичными и троицкими программами в школы и детские учреждения. Нельзя не сказать, что дети, учителя и старики – самые благодарные и преданные зрители, и этими "походами" коллектив гордится больше, чем выступлениями, за которые получены награды и призы. А в этом плане тоже есть, что отметить: в 1989 году первый состав ансамбля стал лауреатом фестиваля "Бабушкин сундук" и получил звание народного, второй состав занял призовое место на фестивале французской (!) песни в 1999-м, а в 2001-м – на фестивале "Семейное счастье", 2002 год принес победу на Всероссийском фестивале "Я живу на Российской земле" в городе Пскове. Ежегодно ансамбль участвовал в республиканском студенческом фестивале "Марфуся", а затем – в сменившей его "Студвесне". "Карагод" регулярно приглашают на празднование Дня города и других знаменательных дат, в прошлом году коллектив принял участие в торжествах по случаю юбилея Н.Заболоцкого, не редкость – выступления в теле- и радиоэфире.

Университетский ансамбль по роду деятельности – коллектив уникальный, пожалуй, в таком ключе с материалом русской традиции в республике не работает никто. Неудивительно поэтому, что участников ансамбля воспринимают как хранителей традиций и часто приглашают поделиться своим знанием. Однако и самому коллективу нужны новые впечатления, поэтому так необходимо участие в фестивалях, подобных "Каравону". "Карагод" благодарит администрацию госуниверситета и лично Т.И.Грозову за помощь в организации поездки и очень надеется на дальнейшее сотрудничество. На снимках: ; “Карагод” на природе; ; фрагмент праздника Н.Васильева

 

Каравон

 

 

 

 

Каравон» отыграли по-русски
// Слегка перебрав с размахом
 
Фото: ВАСИЛИЯ АЛЕКСАНДРОВА





В субботу в селе Русское Никольское Лаишевского района РТ в 10-й раз прошел народный праздник «Каравон» - ежегодный фестиваль русского фольклора. Организаторы слегка перестарались, придав зрелищу оттенок официального мероприятия. Спасли «Каравон» артисты, удержавшие накал эмоций до окончания сценического марафона.

Поначалу зрелище показалось захватывающим - особенно живой коридор длиной в триста метров, который образовали участники фольклорных коллективов. По этому коридору и прошли президент РТ Минтимер Шаймиев с супругой и многочисленным сопровождением. Глава республики охотно фотографировался с артистами, а те, не смущаясь, выскакивали наперерез VIP, выкрикивая частушки и куплеты безобидного содержания.
Выяснилось, что в фестивале принимают участие более тысячи человек и 60 фольклорных коллективов из Казани, городов и районов Татарстана, а также из Башкортостана, Чувашии, Удмуртии, Республики Марий Эл, Кировской области и других регионов. На сельской площади перед православным храмом Николая Чудотворца организаторы построили сцену, для зрителей поставили скамейки. Присутствие главы Татарстана явно добавило значимости фестивалю, который с этого года получил официальный статус - вкупе с соответствующим финансированием.
«Благодаря стараниям сельских хранителей старины, усилиям местных властей и помощи ученых-фольклористов “Каравон” сначала возродился как праздник родного села, затем стал символом и базой проведения традиционного фестиваля русского фольклора и вот теперь, при поддержке администрации Лаишевского района и правительства республики, он обретает статус общереспубликанского праздника», - подчеркнул Минтимер Шаймиев, открывая «Каравон». Глава администрации района Александр Тимофеев напомнил, что праздник отмечался в старину как престольный - День святителя и чудотворца Николая, а затем постепенно превратился в массовое народное игрище. «Сам праздник, знаменовавший окончание весенних полевых работ, всегда проводился в дни престольного церковного праздника в честь Святителя Николая. Может быть, именно поэтому в 50-е годы советских времен, особо ретивые богоборцы запретили подобные праздники в русских селах», - сообщил господин Тимофеев. По его словам, «Каравон» возродили сами сельчане, энтузиасты местного Дома культуры.
Организаторы так расстарались, что даже поженили по-русски местных жителей - Алену и Сергея. Конферансье объявил, что свадьба не театральная, а самая настоящая, потому что молодые люди планировали обвенчаться по православному обряду здесь же, в храме Николая Чудотворца, сразу после окончания представления. Молодая пара в цивильных костюмах резко выделялась среди остальных персонажей костюмированной свадьбы. Впрочем, видно было плохо: пространство перед сценой полностью загородил танцевальный коллектив, увлеченно размахивавший связками воздушных шаров. Было похоже, что молодая семья поверила в реальность происходящего, лишь когда господин Шаймиев вручил им подарки - музыкальный центр и микроволновую печь.
Затем на сцену потянулись фольклорные коллективы. Среди них оказался ансамбль «Частушка» из популярнейшей телевизионной передачи «Играй, гармонь!» Дело ее погибшего создателя Геннадия Заволокина продолжили жена и сын - Анастасия и Захар Заволокины. Выяснилось, что съемочная группа передачи приехала на очередные съемки в Лаишевский район и решила выступить на «Каравоне». Госпожа Заволокина так завела публику, что в пляс пустились все артисты, дожидающиеся на площади своей очереди.
Концерт длился более двух часов без перерыва. Президент РТ финала фольклорного марафона не дождался. Как только он уехал, милиционеры, окружавшие площадь, ослабили кольцо, и желающие могли сколько угодно сидеть на местах VIP-гостей. Впрочем, несмотря на то, что зрителей на площади осталось совсем немного, фольклорные коллективы пели и танцевали с неиссякаемым энтузиазмом. К часу дня основное действие фестиваля переместилось ближе к ларькам с едой и павильонам, где угощали гостей и организаторов. Здесь тоже водили хороводы и пели частушки, но уже неформального содержания.
ИРИНА СИМОНОВА

 

 

Минтимер Шаймиев подписал указы о проведении праздников Сабантуй и Каравон  
Президент Республики Татарстан подписал указы о проведении праздника "Сабантуй" и праздника "Каравон", сообщает пресс-центр президента Республики Татарстан. В 2004 году "Сабантуй" будет проводиться в сельских поселениях и в районных центрах Республики Татарстан (в том числе и в городах республиканского значения) – 5-6 июня, в городах Зеленодольске и Нижнекамске – 12 июня, в городе Набережные Челны – 13 июня и в городе Казани - 19 июня. Датой проведения русского фольклорного праздника "Каравон", связанный с окончанием весенне-полевых работ, определено 23 мая. Праздник будет проводиться в селе Русское Никольское Лаишевского района Республики Татарстан. Хотя праздник открывается колокольным звоном храма Николая Угодника, с именем которого связаны первоистоки праздника, "Каравону" придан языческий характер. В 2003 году во время праздника в селе была открыта стела "Каравон" с изображением Красного Солнышка, которое символизирует пульсирующий круг хоровода.

 

 

 

 

Играем Каравон Геннадий МИХЕЕВ. Татарстан. Уже 450 лет в иноязычном и иноверческом окружении здесь сохраняют свой уникальный праздник. - Это наш престольный праздник Никола. Наши бабушки, да и прабабушки, серьги надевали, сарафаны, платки повязывали и выходили в середину села. Весело было, народу много. Мария Яковлевна Кузнецова по-молодецки вздернула руки, несколько раз притопнула, прикрыла глаза, как будто "прокручивает" в голове то, казалось бы, забытое время, и продолжила: - Я застала Каравон совсем девочкой и только два раза-то смогла поиграть его со взрослыми. Собирались вечером, сколько есть на селе народу, все у Каравона - и хорошие, и плохие, тут и песни, смех и драки. А многие там выбирали девушку себе. Считалось как: если мирскую землю на Каравоне не потопчет, она не невеста еще, и сватов не могут к ней засылать. - Но как понять слово "Каравон"? Что это все-таки такое? - Каравон - это хоровод такой, и похожего вы во всей России не сыщите. Сцепляемся мы мизинцами и играем Каравон. У нас издревле три песни поется в Каравоне: "Как по морю-морю...", "При долу-долочке..." и "Как по речке-речке...", их три раза положено петь. Распеваются они у нас медленно, с роздыхом. Там фигуры еще такие, может, и не сложные, но учить их надо; мы, девчонки, собирались за неделю, за две до праздника "беседками" и спевались, чтобы, значит, ходить в ногу. Но однажды нас и разогнали. Да. Посчитали, что это религиёзный праздник, и стали с ним бороться. Сельсовет нас гонял, партком гонял, и под страхом тюрьмы запретили собираться. - И что, больше не собирались? - А так и жили: больше не собирались. Артелями маленькими собирались, во дворах, и втихаря. Но вот теперь спасибо хоть Сергею Алексеевичу! Если б не он. С Сергеем Трусовым, главой самоуправления села Русское Никольское, еще познакомимся, но вначале об истории этого необычного села. Давным-давно в этих краях жили татары и чуваши. Впрочем, татарские и чувашские села здесь, в Заволжье, и теперь существенно преобладают. Никольское является русским анклавом посреди иноязычных поселений. Сейчас в селе с населением 930 человек русские составляют 92 процента. Поскольку история села уходит корнями в глубь веков, трудно судить с точностью, когда оно появилось, но определенные сведения в летописях отыскались. Достоверно известно, что где-то в 30-х годах XVI века на эту местность напала моровая язва, изрядно покосившая местное население и скот, в результате чего жители сами сожгли свое село и оставили его навсегда. Русские люди пришли сюда лет через двадцать после трагедии и, надо сказать, на этих плодородных землях жили они неплохо. Естественно, село тогда называлось по-другому: Караево. Происхождение этого названия не известно, но "держалось" оно долго, и это зафиксировано даже в метриках нынешних никольских бабушек. "Никольское" появилось из-за каменного Никольского храма, построенного в 1848 году. Храму при советской власти сильно не повезло. После Гражданской войны нанятые из другой местности мужики под охраной милиции (встречены они были населением агрессивно) разграбили храм. Почти сразу после позорного разгона Каравона, в 55-м, для постройки на ближайшей речке Меше местной ГЭС разобрали церковную колокольню, самую высокую в округе. Однако той же весной, в половодье, "электрификацию" напрочь смыло. Из-за того что в этом районе Заволжья оказалось два Никольских, это село стало Русским Никольским (другое Никольское стало Татарским). Сергей Трусов родом из Кемеровской области, но так получилось, что его родители однажды приехали в Татарстан на комсомольскую стройку Камаза. Естественно, трудовую свою деятельность Сергей тоже начал с автомобильного гиганта. А в село приехал 18 лет назад на должность директора культурного учреждения и остался здесь навсегда. Теперь он к тому же мэр Русского Никольского. Первые годы кое-какие рассказы про некогда шикарный местный народный праздник до него доходили, но все это было на уровне какого-то сказания о золотом веке, который уже не вернуть. Тем не менее Сергей решил пройтись по домам и по крупицам кое-что собрать. Начиналось все с восстановления песен, тех самых трех хороводных запевов, без которых Каравон таковым не мог считаться. Нашлись и запевалы. Ведь без запевал никакой хоровод невозможен. Трудности возникли потом. Когда Сергей впервые попросил местных бабушек сыграть Каравон по-настоящему в центре села, те засомневались: "А не посодють ли?" Но было уже другое время, и в первый раз, когда женщины надели свои обрядовые одежды, долго-долго хранившиеся в сундуках, и прошли по центральной улице, село будто ожило. И все как бы встало на свои места. За исключением только одного "но": развалины Никольской церкви, возле которой проходило действо, буквально пугали гостей своим жутким видом. Каравон проводился ежегодно, и даже казалось, не исчезал он вовсе, так оно и было всегда. Вскоре возникла еще одна проблема. В Татарстане много русских сел, таких же, как Русское Никольское, но ни в одном из них не сохранился свой, ни на что не похожий праздник. На Каравон съезжаются гости с каждым годом все больше и больше, и никто не помнит, когда точно родилась идея превратить его в общереспубликанский праздник русского фольклора. Сюда приезжают сотни гостей, десятки коллективов со всех уголков Татарии, множество народных умельцев, могущих не только похвастать своими уникальными работами, а и поторговать ими на ярмарке. Впрочем, сегодня есть еще чем похвастаться: новенькая, буквально "с иголочки", всем миром восстановленная Никольская церковь как утверждение жизни здесь, в Русском Никольском.

 

№129 (2859) [07.08.2004] Городские новости

Кто поможет?







Дата: 2019-02-02, просмотров: 342.