ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Донецкий национальный университет экономики и торговли

Имени Михаила Туган-Барановского»

КАФЕДРА ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ И ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ

 

 

Н. Н. Давидчук, Е. В. Биба

«ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ»

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

для студентов

направлений подготовки 38.03.02 «Менеджмент»,

38.03.07 «Товароведение»,

специальности 38.05.02 «Таможенное дело»,

очной и заочной форм обучения

 

Утверждено

на заседании кафедры

информационных систем и

технологий управления

Протокол № 5 от 9/10/2018

 

 

Одобрено учебно-методическим

                                              Советом ГО ВПО «ДонНУЭТ»

                                                   Протокол № от

 

 

 

 

Донецк

ГО ВПО «ДонНУЭТ»

2018

 

УДК 004(075.8)

ББК 32.973я73

    Д 13

 

 

Рецензенты:

 

А.В. Шершнева канд. экон. наук, доц.;

И.В. Гречина доктор эк. наук, проф.

 

Давидчук Н. Н.

Д 13 Информационные системы и технологии [текст]: учеб. пособ. для студ. направления подготовки 38.03.02 «Менеджмент», 38.03.07 «Товароведение», специальность 38.05.02 «Таможенное дело», очной и заочной форм обучения; Государственная организация высшего профессионального образования «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского», каф. информац. систем и технологий упр. – Донецк: [ГО ВПО «ДонНУЕТ»], 2018 – 131 с.

 

Учебное пособие содержит материалы по дисциплине «Информационные системы и технологии». В нем рассмотрены теоретические и практические вопросы использования программных пакетов MS Office: MS Word, MS Exсel и принципы работы с аппаратным обеспечением    ПК. Учебное пособие учитывает современные тенденции кредитно-модульной системы и Болонских инициатив.В учебном пособии по каждой теме рассмотрены теоретические вопросы и приведены примеры выполнения практических заданий, средства контроля знаний.

Учебное пособие предназначено для студентов экономических направлений подготовки очной и заочной форм обучения.

 

 

                                                             УДК 004(075.8)

ББК 32.973я73

 

© Н.Н. Давидчук, Е.В. Биба, 2018

                        © ГО ВПО «Донецкий

национальный университет

экономики и торговли имени Михаила

                                                         Туган – Барановского», 2018


Содержание

Введение. 5

Модуль1. Основы подготовки пользователя ПК.. 6

Тема 1. Предмет, методы и задания дисциплины. Основные понятия. 6

Тема 2. Архитектура ПК. 12

2.1. Основные составляющие системного блока. 12

2.2. Периферийные устройства ПК.. 19

2.3 Контрольные вопросы по теме «Аппаратное обеспечение ПК». 31

Тема 3. Программное обеспечение ПК. 32

3.1. История операционной системы Windows. 35

3.2. Операционная система Windows XP. Назначение и возможности. 37

3.3. Рабочий стол Windows. 39

3.4. Окна операционной системы Windows. 40

3.5. Файловая система ПК.. 42

3.6. Маска (шаблон) имени файла или папки. 44

3.7. Программа Проводник. 45

3.8. Работа с объектами. 47

3.9. Пример задания. 49

3.10. Контрольные вопросы.. 51

3.11.Тест. 52

Тема 4. Текстовый редактор Microsoft Word: форматирование текста, создание вычислений в таблицах, дополнительные возможности. 53

4.1 Основные характеристики текстового редактора Microsoft Word. 53

4.2. Работа с простыми и сложными документами в текстовом редакторе MS Word. 55

4.3 Контрольные вопросы по теме “Работа с простыми и сложными документами в текстовом редакторе MS Word”. 62

4.4 Создание таблиц в текстовом редакторе MS Word таблиц. Работа с таблицами. 63

4.5. Контрольные вопросы по теме “Создание таблиц в текстовом редакторе MS Word таблиц. Работа с таблицами”. 67

4.6. Дополнительные возможности текстового редактора MS Word. 68

4.7. Контрольные вопросы по теме “Дополнительные возможности текстового редактора MS Word”. 77

Модуль 2. Технология обработки информации в среде MS Excel. 78

Тема 5 Табличный процессор MS Excel. Основные понятия. 78

5.1 Введение в Excel. Основные понятия. 78

5.2. Ввод и форматирование данных в программе MS Excel. 82

5.3 Создание диаграмм в MS Excel. 89

5.4. Табличный процессор MS Excel. Создание диаграмм. 100

5.5. Табличный процессор MS Excel. Анализ данных с помощью сводных таблиц. 103

Тема 6. Стандартные функции Microsoft Excel их синтаксис и прикладное значение. 108

Литература. 125

Приложение. 126

 




Введение

Информатизация общества предъявляет к выпускникам образовательных учреждений новые требования. Сегодня вне зависимости от выбранной профессии любой человек сталкивается с необходимостью наличия базовых знаний в области электронных коммуникаций, компьютерной обработки информации, делопроизводства, маркетинга.

В эпоху Интернета стираются границы между странами и формируется международный рынок труда. Стремительное развитие технологической базы приводит к тому, что в мире уже сейчас наблюдается нехватка специалистов с хорошим знанием современных информационных технологий. В последнее время активно развиваются виды деятельности, при которых результаты выполненной работы передаются по глобальной сети. В этих условиях будет востребован не тот сотрудник, который находится рядом, а тот, который работает эффективнее.

Сегодня существует огромное количество программ делового назначения. На предприятии может быть внедрена своя система автоматизированного рабочего места, своя система автоматизации склада или бухгалтерии и т. п. Изучить заранее все эти программы просто невозможно. Однако на подавляющем большинстве персональных компьютеров (ПК) установлен офисный пакет MS Office, и не знать основ работы с этим набором программ сегодня уже непростительно - практически все компании, принимающие на работу нового сотрудника, требуют знания MS Office. При этом далеко не у всех компаний есть возможность проверить компьютерную грамотность нового сотрудника, это дорого. Гораздо проще убедиться в наличии сертификата, подтверждающего соответствующие умения.


 

Модуль1. Основы подготовки пользователя ПК

 

 

Тема 1. Предмет, методы и задания дисциплины. Основные понятия.

Информация (в широком смысле) является основой механизмов, обусловливающих эволюцию природы, одной из форм которой является социально-экономическое развитие. Именно информация определяет темпы, направление и характер процессов, происходящих в обществе и экономике.

Информация является одним из ценнейших ресурсов общества наряду с такими традиционными материальными видами ресурсов, как нефть, газ, полезные ископаемые и др., А значит, процесс ее переработки по аналогии с процессами переработки материальных ресурсов можно воспринимать как технологию. Тогда справедливо следующее определение.

Информация - совокупность данных, зафиксированных на материальном носителе, сохранившихся и распространенных во времени и пространстве.

Информация актуализируется с помощью различной формы сообщений - определенного вида сигналов, символов.

Информация по отношению к источнику или приемнику бывает трех типов: входная, выходная и внутренняя.

Информация по отношению к конечному результату начальная, промежуточная и результирующая.

Информация по ее изменчивости постоянная, переменная и смешанная.

Информация по стадии ее использования первичная и вторичная.

Информация по ее полноте чрезмерная, достаточная и недостаточная.

Информация по доступу к ней открытая и закрытая.

Основные свойства информации: полнота; актуальность; релевантность; пертинентность; адекватность; понятность; достоверность; массовость; устойчивость; ценность и др.

Информация - содержание сообщения, сообщения - форма информации.

Информация, сохраненная на ПК измеряется в байтах, килобайтах, мегабайтах, гигабайтах, терабайтах, петабайтах и эксабайтах.

Приведем основные соотношения между единицами измерения сообщений:

1 бит (binary digit - двоичное число) = 0 или 1

1 байт = 8 бит

1 килобайт (1К) = 1024 байт

1 мегабайт (1М) = 1024 Кбт

1 гигабайт (1Г) = 1024 Мбт

1 терабайт (1Т) = 1024 Гбт

1 петабайт (1П) = 1024 Тбт

1 эксабайт (1Э) = 1024 Пбт.

Информационная система (ИС) - это совокупность различных взаимосвязанных и взаимозависимых всесторонних сведений о состоянии объекта управления и процессы, происходящие на нем и выраженные в показателях и других информационных совокупностях, собранных и обработанных с помощью технических средств по определенной методике и заданным алгоритмам.

Информационная система может существовать и без применения компьютерной техники - это вопрос экономической необходимости.

В любой информационной системе управления решаются задачи трех типов:

Ø задачи оценки ситуации (порой их называют задачами распознавания образов)

Ø задачи преобразования описания ситуации (расчетные задачи, задачи моделирования);

Ø задачи принятия решений (в том числе и оптимизационные).

Древнейшими и наиболее распространенными ИС следует считать библиотеки. Издавна в библиотеках собирают книги (или их аналоги), сохраняют их, соблюдая определенные правила, создают каталоги различного назначения для облегчения доступа к книжному фонду. Издаются специальные журналы и справочники, информирующие о новых поступлениях, ведется учет выдачи.

Старые (в моральном и в физическом смысле) ИС полностью базировались на ручном труде. Позже им на смену пришли различные механические устройства для обработки данных (например, для сортировки, копирование, ассоциативного поиска и т.д.). Следующим шагом стало внедрение автоматизированных информационных систем (АИС), то есть систем, где для обеспечения информационных потребностей пользователей используется ПК со своими носителями информации. В наше время - эпоху информационной революции - разрабатывается и внедряется большое количество самых разнообразных ИС с очень широким спектром использования.

Каждая информационная система имеет следующие компоненты:

Ø структура системы - множество элементов системы и взаимосвязей между ними. Пример: организационная и производственная структура предприятия;

Ø функции каждого элемента системы. Пример: управленческие функции - принятие решений в определенных структурных подразделениях предприятия;

Ø вход и выход каждого элемента и системы в целом. Пример: материальные или информационные потоки, поступающие в систему или вводятся ею;

Ø цель и ограничения системы и ее отдельных элементов. Пример: достижение максимальной прибыли; финансовые ограничения.

Информационные системы включают в себя: технические средства обработки данных, программное обеспечение и соответствующий персонал. Четыре составные части образуют внутреннюю информационную основу:

Ø средства фиксации и сбора информации;

Ø средства передачи соответствующих данных и сообщений;

Ø средства хранения информации;

Ø средства анализа, обработки и представления информации.

ИС классифицируются:


По степени автоматизации.

В зависимости от степени (уровня) автоматизации выделяют ручные, автоматизированные и автоматические информационные системы.

ручные ИС

характеризуются тем, что все операции по переработке информации выполняются человеком.

автоматизированные ИС

часть функции (подсистем) управления или обработки данных осуществляется автоматически, а часть - человеком.

автоматические ИС

все функции управления и обработки данных осуществляются техническими средствами без участия человека (например, автоматическое управление технологическими процессами).

По сфере назначения.

Поскольку ИС образуются для удовлетворения информационных потребностей в рамках конкретной предметной области, то каждая предметная область (в сфере назначения) соответствует свой тип ИС. Перечислять все эти типы нет смысла, поскольку количество предметных областей большая, но можно указать например такие типы ИС:

- Экономическая ИС - информационная система предназначенная для выполнения функций управления на предприятии;

- Медицинская ИС - информационная система предназначенная для использования в лечебном и лечебно-профилактическом учреждении;

- Географическая ИС - информационная система, обеспечивающая сбор, хранение, обработку, доступ, отображение и распространение данных;

- Административные;

- Производственные;

- Учебные;

- Экологические;

- Криминалистические;

- Военные и другие.

По месту деятельности ИС

Классификация информационных систем по месту деятельности:

o научные ИС - предназначены для автоматизации деятельности ученых, анализа статистической информации, управления экспериментом.

o ИС автоматизированного управления - предназначены для автоматизации труда инженеров-проектировщиков и разработчиков новой техники (технологии). Такие ИС помогают осуществлять:

Ø разработку новых изделий и технологий их производства;

Ø различные инженерные расчеты (определение технических параметров изделий, расходных норм - трудовых, материальных и т. Д.);

Ø создание графической документации (чертежей, схем, планировок)

Ø моделирования проектируемых объектов;

Ø создание управляющих программ для станков с числовым программным управлением.

- ИС организационного управления - предназначены для автоматизации функции административного (управленческого) персонала. К этому классу относятся ИС управления как промышленными (предприятия), так и непромышленными объектами (банки, биржи, страховые компании, гостиницы и т. Д.) И отдельными офисами (офисные системы).

- ИС управления технологическими процессами - предназначены для автоматизации различных технологических процессов (гибкие производственные процессы, металлургия, энергетика и т.д.).

Информационная система, как система управления, тесно связывается, как с системами хранения и выдачи информации, так и с другой - с системами, обеспечивающими обмен информацией в процессе управления. Она охватывает совокупность средств и методов, позволяющих пользователю собирать, хранить, передавать и обрабатывать отобранную информацию.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 210.