Кон 5 тыс.  – 3100 – Додинастический период
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Египет

Гос-ва возникли чуть позже, чем в Двуречье. Дельта Нила на ранних этапах еще очень заболочена. Племена охотников постепенно перемещаются в сторону Нила, создают дренажные каналы для осушения. В отличии от Двуречья, занимались скотоводством и охотой. Гос-ва возникают на основе объединения племен вокруг поселений. Очень рано стремятся к объединению.

К сер. 4 тыс:

Юг – Долина. Верхний Египет

Север – Дельта, Нижний Египет

Кон 5 тыс.  – 3100 – Додинастический период

Климат жаркий, сухой, оч редко дождь, Нил – единств крупная водная артерия, Дельта заболочена, Западный берег Нила – пустынный, мертвая земля (Запад для египтян – это мир мертвых), Восточный берег – плодородный. Злаковые культуры азиатского происхождения.

 

Пол 4 тыс – 1 додинастпический, Амратский период, Негада 1

неолит выражен по-иному, чем в Двуречье: сильнее связь с первобытностью.

Мало сохранилось: нет тростниковых святилищ, только керамика и мелкая пластика

Антропоморфные и зооморфные статуэтки (женское божество)

Керамика

лепная от руки, грубая, глина с соломой или зерном, плохой обжиг, роспись белым по красному фону глины (связь с первобытностью), сцены охоты, редко ритуал танец

Чаша ГМИИ охотник с собаками в горах

Изо-е вождя

 

Пол 4 тыс – 2 додинастпический, Герзейский период, Негада 2

Первые царские дворцы – тростниковые сооружения

Крупные захоронения в могильных ямах (появилась перегородка: для захоронения и для даров)

Керамика стиля Негада 2:

уже используется гончарный круг!, светлый ангоб, роспись черной охрой, сосуды открытого и закрытого типа, качеств обжиг, более сложная сюжетика: изо-е погребальных процессий, плывущие по Нилу ладьи с людьми. Совершающими культовые обряды

Мелкая пластика:

Антропоморфные и зооморфные статуэтки, дощечки-палетки для растирания красок из граувакки (мягкого сланцевого камня) с изо-ем тотемного животного в рельефе и с углублением для красок на другой стороне, церемониальные палетки-стелы (более крупные, с обобщенным изо-м животных)

- палетка с Шакалами Лувр

- палетка с изо-ем гиппопотама Гамбург

- палетка со львом Британский музей, оборотная сторона - палетка с коршунами: фараон в виде льва, когтящий ливийского правителя и фриз процессии

- палетка фараона Нармера Каирский музей: 64 см, расширяется кверху, складывается египетский канон: 3 регистра. Нармер в короне Верхнего Египта одерживает победу на Правителем Нижнего Египта. Он одет в пояс, нарядный церемониальный передник, к поясу привязан бычий хвост. Передник – от хеп-седной традиции омоложения правителя в 30 лет, когда его изо-е захоранивали в кенотафе (ложной гробнице) и заново награждали фараона символами власти. Рядом – сандаленосец, вверху по сторонам – изо-я богини Хатхор (покровительница царской династии) , м-у ними знак серек. Внизу – изо-я бегущих из крепости врагов. На обратной стороне – переплетенные шеями животные с головами пантер, выше – праздничная процессия во главе с фараоном, внизу бык, разбивающий стены крепости.

 

Крепостные стены в Иерихоне

Стела Джетта, Лувр (3000 г, 64 см. на 2,5 м, известняк, изо-е бога Хора в виде сокола, крепко держащего перекладину), обобщенность, монументальность)

Много культовых каменных сосудов

Скарабеи (амулеты-обереги):

- фигурка стареющего фараона 2-й дин

Павиан из Абидоса (3000 г, 52 см., алебастр)

Дворец в Сереке (царский дворец из дерева, прямоуг двор, обнесенный оградой, в который вписан иероглиф Джет (змейка – имя фараона))

 

Древнее царство (28 – 23 вв ), 3 – 6 династии

Династия

Абидос - кенотафы

Саккара – мастаба

Гиза - пирамиды

Мастаба (араб «скамья») – появились в конце 2 дин. Состоит из

1) погребальной камеры , вырубленной в скале , насыпного холма , пристроенной молельни

2) мир Ба - мир мертвого тела (вокруг саркофага ставили необходимые предметы и засыпали песком доверху), мир Ка – мир гробничных рельефов (стела с изо-м покойного и есть Ка, покойник лежал головой на север, лицом на Запад. Юж стена – изо-е покойного за жертвенным столом, Северная –дверь).

Капелла имеет тип коридора, позже она стала вырезаться внутри кладки. Как Мастаба вельможи Марат-Руне

Первые росписи появляются только с 6-й династии.

Погребальный комплекс фараона Джосера 27 в до н.э. в Саккаре:

- Арх-р Имхотеп, на искусственной террасе 545 на 278 м, 9 м каменная стена с 15 вратами, главные оформлены в виде пропилей. Южная часть комплекса посвящена празднику Хеб-сед (30-летия правления). Пирамида высотой 64 м. глубина 24 м, 6 ступеней. Храм: при входе вдоль стен – ¾ каннелированные колонны, впервые использованы капители в виде раскрытых цветов папируса и бутонов лотоса, в перекрытиях имитируются бревна. В подземелье изразцовое бирюзовое панно «Ритуальный бег царя».

Пирамида, что это?

- плоть царя (т.к. фараон человек по матери и бог по отцу, гробница – его нерушимая плоть)

- лестница богов

- трон Осириса

- верхушка колоссального обелиска, поднимающегося из земли

- царь=Осирис, пирамида=Осирис

 

Скульптура Джосера - инкрутстированные глаза, клафт – полосатый царский платок, парик, борода, положенная только богам и фараонам

Деревянная панель Хесира с резьбой из мастабы в Саккаре (сохр 5 панелей) - 1я панель – начальник придворных врачей, начальник царских работ, верховный сановник Юга Египта, условная поза, невысокий рельеф (идет, сидит за столиком, …)

Статуй 3й династии немного, но они легко отличимы: женщины всегда стоят, мужчины идут, опираясь на сэхеб 

 

 

Династия (2600 – 2490)

Пирамида Снофру в Медуме, в 70 км от Каира, возможно принадлежал фараону Хуни, ступенчатая пирамида, погребальная камера с ложным сводом

Пирамида Снофру в Дашуре – «ромбовидная» (грани переломлены пополам),

Южная пирамида Снофру в Дашуре – «Красная», 1я правильная пирамида. Высота 104 м, основание 215 на 220, внутри нет подземных галерей, с маленькой пирамидкой царицы, кенотаф

Это «немые» пирамиды. В них нет надписей и религиозных текстов, они появятся только в 6й династии

 

 

Комплекс в Гизе (не планировался как единый комплекс):

В 20 км севернее от Мемфиса, место выбрал Хеопс, грунт крепче, чем в Саккаре, был уже распланирован зап и вост некрополь.

Пирамида Хеопса: арх-р Хемиун, длина основания 233 м., высота 147 м., погреб камера на высоте 60 м, есть камера царицы и 2 пирамидки для царицы рядом. 2 погребальных храма Верхний и Нижний с крытым переходом к верхнему храму. Большая галерея в пирамиде длиной 50 м и высотой 5,7 м, а также 5 разгрузочных камер под погребальной. Погреб камера облицована гранитом, а снаружи пирамиды и в коридорах – известняк. Вход в пирамиду с севера. Новшество: более четкая планировка, пирамида теперь одна в центре двора, окруженного стеной. Рядом – пирамидки цариц, с востока – храм. Храм был прямоугольный, с массивными квадратными столбами, по сторонам – 2 узких помещения для статуй. Далее – открытый и закрытый двор и молельни. Входом в комплекс были ворота в долине Нила, к-е стерегли сфинксы.

Пирамида Хефрена: высота 143 м., но стоит на более высокой площадке, чем пирамида Хеопса, сохранилась облицовка наверху, расположена в 300 м от пирамиды Хеопса

Пирамида Миккерина – высота 60 м, оптический эффект: «не маленькая, а далеко находящаяся», + зап некрополь: мастаба вокруг пирамиды, нижний и верхний храм с дорогой м-у ними. 

Сфинкс  высотой 20 м., длина 57 м. тело льва, голова фараона Хефрена, из монолита, лапы приделаны, в клафте, была борода

 

Заупокойная статуя

До сер среднего царства не знали полировку, только шлифовку! Статуи высекались снизку вверх.

Статуя Хеопса, 7 см из слоновой кости

Статуя Хефрена из диорита в натур величину, сидит на троне, за спиной – бог Гор в виде сокола.

Портретная статуя Микерина (Менкаура)

Портретная статуя Миккерина

Каирских писца

парная статуя Рахотеп и его жена Нофрет (инкр глаза, муж тела – красная охра, жен – желтая)

Женщина, готовящая пиво

Разделка туши быка

Погонщики быков

Гробница Птахотепа: Ювелирная мастерская, погонщик быка с дубинкой, пьющий воду, играющие дети

Анонимная гробница в Саккаре покойный в леопардовой шкуре, муж и жена

Гробница Нефера в Саккаре ложная дверь

гробница Неферишемра ??

Династия (2340 – 2180)

Максимальный размер гробниц. Появляются изо-я в погребальных камерах (раньше опасались)

живопись в гробнице Кадмаиха линейная иероглифика – особый тип письма для заупокойных текстов, ей соответствуют курсивные изображения

мастаба Мери Рука - более 20 помещений,  Мери Рук и его жена , музицирующая

Скальные гробницы Кара и Иду - небольшие каменные истуканы

скульптура фараона Пеппи 1 и его сына (техника утраченного воска)

Сенедтем иб Мэхи

Карлик Сенеб и его жена и дети – глава всех царских карликов

Пленные негры

Танец

Й переходный период 200 лет

Поучение Мерикара от его отца фараона Хети: быть фараоном – это служба, люди – паства Бога, Бог – добрый пастырь, никто не может распоряжаться человеческой жизнью, т.к. она – божий дар

Встреча 2х братьев

 

Стела Хенену

Сцена охоты из гробницы номарха 14 нома Сенби охотится сам

Сцена охоты из гробницы номарха 15 нома Тхутихотепа наблюдает за охотой своих сыновей. Больший реализм, чем в Др Ц

Больше росписей, а не рельефов, т.к. менее трудоемко, дешевле, быстрее

Особенности росписей:

- большое количество вариантов композиций на одинаковые сюжеты (охота, рыбная ловля, сельскеие сцены, жертвоприношения) Гробницы номархов Тхутихотепа, Сенби, Укхотепа: Сбор папируса, Поющий пастух

- новые сюжеты: приход кочевников-азиатов, перевоз крупной статуи номарха Гробница Хнумхотепа 2

- тональное объединение всех изо-й с фоном, след-но живописные композиции, более легкие линии, иногда вообще без обводки

- чисто живописные приемы: тоновые переходы Кошка, Удод из Гробницы Хнумхотепа 2

 

Рельефы и росписи

Рельеф из гробницы Дшхути-Хопера (Тхутихотепа?) Женщины с цветами лотоса

Гробница Хиумхотепа 2 (Антилопий комплекс. Бени-Хасан) 12 дин, 20 в: Камышовый кот, Удод прорисован каждый листочек, переходы цвета, нет обводки фигур, тональное объединение с фоном. Приход азиатов: семитки из Палестины в неегипетских одеждах с неегипетским орнаментом, оч точно схвачены этнические черты. Сбор плодов, Сцена с кормлением пустынных антилоп слуги изо-ны полностью в профиль, вполуприсяд

Ложная дверь

Сцена ритуального бега на Хеп-сед

 

Служанка

Женская статуя жены наместника Сен Нуи  – из Кермы (Нубия) сидит на троне

Деревянный портрет в парике – египетский хиппи

Деревянная статуя фараона с инкруст глазами и иероглифом Ка – на голове (больше нет подобного)

Амбар, собирающие зерно

Имерет-Небес – плотно облегающее платье едва намечено

Служанка с корзиной (Каирский музей) дерево покрыто левасом и росписями, узоро риши - перья

Династия - эпоха Ремесидов

 

Эпоха Тутмесидов 18 дин - (2й Фиванский период)

Время завоевательных войн Египта, огромного строительства,  больше, чем когда либо, роста аристократии,

Скульптура

Офиц иск-во и иск-во для частных лиц, рост опред портретных черт . Передан спец облик правителя, но идеализирован так, чтобы создать образ одухотворенный, дышащий радостью жизни. Рост мягкости, утонченности, струящиеся складки одеяний, игра светотени, полихромная раскраска. Изысканная декоративность переходит в нарядность со 2й пол НЦ

Статуэтки Жрец Аменхотеп и его жена Раннаи ГМИИ жрец в юбке с бритой головой, Раннаи в парике из косичек, новое - лирическое начало

Статуя Тктмеса 3

мелкая пластика

текучесть форм, тонике изящные фигуры

Рука из коллекции Шиммери

«Натурный и декоративный стиль»:

Бюст Эхнатона в короне-шлеме смягчение черт, мягкость

Берлинская голова был в высокой синей короне, худое лицо, вытянутая шея

Голова Нефертити из песчаника мастера Тутмоса, Берлин

Самая известная голова Нефертити из Берлинского музея полностью раскрашена, в синей короне и в ожерелье-оплечье

Голова Меритатон (дочь Эхнатона и Нефертити) (Египетский музей) бритая голова необычной вытянутой формы, были инкрустированы глаза

Статуя Тутанхамона

Наместник Нубии НахТмин

его супруга гротескно пышный парик, гофрированные одежды, 84 см

Голова мужской статуи

статуя писца Хапи из Карнака выразительная портретная хар-ка, тонкая моделировка формы, нарядная проработка париков, складок, игра светотени

Сети 1

Рамсеса 2

Рамсеса 3

Царицы Нефертари (жена Рамсеса 2)

 

Рельефы и росписи гробниц фиванской знати:

Более интересны, т.к. работает изолированный круг фиванских мастеров, которые сохранили традиции Амарны

Живописность приемов, естественность, повествовательность, к 12 в нарастает изысканность изо-й

Плакальщики ГМИИ

Поливка сада шадуфами

Рельеф с изо-м плакальщиков

К концу периода увеличивается количество религиозгых тем, а количество бытовых сцен снижается

 

Ассирийцы (671 – 655)

Египетские династии

 

Мало монумент построек. Для погребений использовали заброшенные скальные гробницы, части старых зданий.

Правившие в Танисе фараоны 21 династии, как и цари-ливийцы, были погребены в Танисе, их гробницы представляют собой небольшие склепы, устроенные рядом с храмом прямо в песке и сложенные из каменных плит. Фараоны-эфиопы хоронились в столице Нубии, Напате; их гробницы имели форму небольших построенных из кирпича пирамид, отличающихся от египетских более крутым профилем.

Гигантский пилон в Карнаке, начали строить колоннаду с метелко-папирусовидными капителями (при ливийском Шешонке 1 и эфиопском Тахарке 1) пилон высотой 43,5 шириной 113 толщиной 15 м!

Статуэтка ливийской царицы Каромамы, Лувр изысканная нарядность, орнамент одежды з золотой проволоки, вбитой в поверхность бронзы

Подъем при 25й эфиопской дин н 8 – 1я пол 7 вв (712 – 664)

Бронзовая статуэтка ф. Тахарки, Эрмитаж заупокойная статуя в позе идущего, этнический негроидный тип

Статуэтка эфиопской царицы руки вдоль тела, нерасчлененный объем

Монтуэмхет – градоначальник Фив из черного гранита монументально, декоративно, переданы негроидные черты

Бог Бастет живость

Бог Апис в виде быка, Эрмитаж

Статуэтка Осириса нерасчлененный объем, декоративная корона

Кошка

 

При саисской дин, фараоне  Псаметике 1

Гробницы знати саисского времени сохранились в разных частях Египта и различны по форме.

Гробницы фиванских вельмож состояли из ряда вырубленных в скале помещений, включая даже колонные залы, снаружи пристраивался обнесенный кирпичными расписанными стенами дворик с пилоном. Стены иногда были украшены так же, как стены зданий Древнего царства, что было одним из проявлений общего стремления к подражанию образцам древнего искусства, которое стало отличительной особенностью саисского времени.

Гробницы знати на севере, в Саккара, воспроизводят форму мастаба с глубокими, в 25 м шахтами, на дне которых из каменных плит выкладывались камеры в форме саркофагов Древнего царства, со сводчатым потолком, иногда очень сложной конструкции.

Храм богини Саиса Нейт не сохр, только наос, целиком высеченный из гранита высотой 25 м с пальмовидными колоннами

525 – 404  г до н э – Египет завоеван Персидской державой, но традиции не умерли

Голова жреца из зеленого базальта 5 в до н.э. индивидуализирован немолодой, суровый, усталый, властный, 2 морщины на лбу

 

332 – Египет завоеван Грецией, правит династия Птолемеев, сильно е влияние античной культуры

Храмы сложнее в деталях, перекрытия для таинств, композитные капители

Храм Исиды на о-ве Филе

Храм Гора в Эдфу

Храм Хатор в Дендера

Храм Себека в Ком-Омбо

Храм в Эсне

 

Рельефы

Сокол-Гор в хаме Эдфу

 

Искусство Др. Месопотамии

 

Первые цивилизации возникли на тех площадях, где были высокие земледельческие культуры, которые очень рано начинают давать добавочный продукт.

Месопотамия – «месос» – греч. Средний.

Первые гос-ва возникли на юге Двуречья. Шумеры пришли в нач энеолита и ассимилировали племена, живущие до них.

Сильное влияние на шумеров Хасунской и Убайдской культур,

Сер 5 тыс – первые гос-ва у шумеров

Рубеж 5/4 тыс - первые гос-ва у египтян

Гос-ва возникали на основе земледел поселений и округ (Эреду, Урук, Ларса, Ниппур, Джемдет-Наср) Это были оч независимые и самост гос-ва, правитель=верховный жрец. Важная роль принадлежала совету старейшин и народному собранию. Не совсем рабовладельчество, скорее крепостничество.

Египет задержался в энеолите. Первые гос-ва создавались на основе объединения племен. Земледелие не так высоко развито как в Месопотамии. Магистральный тип цивилизации связан с тем, что в Египте 1 река, для орошения полей нужно единое гос-во. Поэтому мелкие гос-ва номового типа стремились к объединению, консолидации, очень скоро появилась сильная центральная власть.

 

Додинастический период в Шумере (сер 5 – рубеж 4\3 тыс до н.э.) длиннее, чем в Египте:

 

- Халаф (кон. 6 – 5 тыс до н.э.)

- Эль-убэйд (сер 5 – 3я четв 4 тыс до н.э.)

- Урук (2-3я четв 4 тыс до н.э.) 3500 - 3000

- Джемдет-Наср (2 пол 4 – рубеж 3\4 тыс до н.э.) 3000 – 2850

 

Додинастический период в Египте (рубеж 5\4 – кон 4 тыс до н.э.)

1й додинастический период 1 пол 4 тыс Амратский

2й додинастический период 2 пол 4 тыс Герзейский

Ранединастический 3100 – 2750

 

Религия:

Шумер: в каждом номе свои боги, тотемизм, фетишизм (Урук: Ан – бог луны, Инана – его дочь, Нингал – его супруга, Энки – бог плодородных вод, Энли – ьог-судья)

Египет: культ Гора (Хора) и богини Хатхор (корова) – гос культ. Ра –главный бог солнца. Культ мертвых

 

Месопотамия – цив-я открытого типа

Египет-– цив-я закрытого типа

 

Месопотамия: наводнения – след-но высокие площадки, плохо сох-сь памятники, глина и дерево – осн материалы

Египет: климат суше, хорошая сохранность каменных построек, тростник – священный материал

 

Додинастический период:

Первобытнообщинный строй, зародение классового общества.

Тесно связан с неолитическими культурами Самарра, Тель-Халаф, Хассуна

Эпоха Убайд

Центр Эреду

Жилища плетеные, обмазанные белой глиной

Храм, на высокой платформе с пандусами, стены членили лопатки, помещения группируются вокруг центрального зала/либо открытого двора

расписная керамика без гончарного круга, обожженные сосуды, на желтой глине – коричнево-красная роспись, схематичный орнамент людей, животных, растений, птиц

статуэтки животные, люди, боги, культ богини-матери: из поселения Сузы (1 пол 4 тыс): стройные пропорции, признаки пола, ясное выделение объема и расчлененность верх части статуэток, в отличие от нижних. Женские и мужские божества плодородия. Лягушачьи и змеиные головы

Урук

Первые города гос-ва, пиктографическое письмо. Строили из сырцового кирпича, пальма – священное дерево. Отталкивались от жилищ южного типа с открытым двором, но появились и новые храмы с закрытым сводом.

Белый храм в Уруке -  2 пол 4 тыс (назван по обмазке белой штукатуркой) богу Ану и богине Инане. На платформе из утрамбованной глины, обработанной лопатками, крутая известняковая лестница. Храм не в центре платформы. Выступы ниши защищают стены, т.е. храм – крепость божества. Отличие от Египта, храмы – богов, а не заупокойные сооружения! Храм принадлежит территории города, центрирует городскую застройку, а не за городом, как в Египте.

Красная постройка в Уруке -  2 пол 4 тыс Храмовая постройка, но не храм. Имеет свод, т.е.е закрытого типа. Мозаика составлена из цветных шляпок конусообразных гвоздей

Настенная скульптура Голова богини Инаны (Белая дама) были инкруст глаза, обобщенно, сурово

Большая каменная ваза из Урука регистры, рельефные изо-я львов и быков

Стела из базальта 80 см правитель охотится на льва

Керамика: сосуды из красной глины с процарапанным узором, сосуды имели ручки и носики.

Джемдет-Наср

Урукская ваза из алебастра, сцена свящ брака, святилище Инаны, регистры с быками и зерноносцами

Царская стелла Блау - развитие во времемни, рассказ, голова в профиль, а глаза – в фас

Стилист черты рельефов 2 пол 4 – нач 3 тыс до н э:

- выразительность силуэтов, пласт мягкая, объемная проработка форм, мерная торжественность ритмов движений и поз людей и животных, распластанность фигуры на плоскости, голова и ноги – в профиль, глаз и туловище – в фас. Много небольших скульптурных 3мерных изо-й животных, обобщенность

Керамика: широкие кувшины с ручками, покрытые одноцветным или многоцветным орнаментом.

 

Я династия Ура

царский некрополь в Уре похож на мастабы в Египте, богатейший. Ритуал захоронения царя вместе с царицей, жрицами, колесницей, конями («великие шахты смерти»). Первые образцы стекла – стеклянные бусины 1 пол 3 тыс.

Украшения царицы Шуб-Ад

Рельефы

Стела с коршунами (Эаннатума) - в честь победы Лагаша над Уммой. Изо-я разделены на регистры, фигура царя больше остальных, равноголовие, каноничное изо-е голова и ноги в профиль, глаза и плечи в фас. На лицевой стороне: бог войны  и верховный бог Лагаша Нингирсу держит сеть с пленниками, на оборотной стороне строй во главе с Эаннатумом, Эаннатум на колеснице. Есть изо-я летающих коршунов на отдельном куске. Клинописная надпись-пояснение.

Стела Ур Нанше - правитель несет закладной камень, т.е. корзину с камнями к храму, условно

В рельефах нет канона, построчность, фигура правителя больше, этнические признаки шумеров, плоскостность, граф проработка бород, волос, одежды, силуэтность, выразительность, декоративность.

Скульптура

Адоранты – статуи реально существующих людей, которые приносили в храм вечно молиться за хозяина, 35-40 см, алебастр, песчаник, известняк, бронза, схематизм, укороч пропорции, фронтальность, статичность, нет индивид признаков, только этнические, на спине имя хозяина и имя бога. Нет канона

Юг: приземистые, укороченные пропорции, малорасчлененные, шарообразная голова, большие глаза, клювообразный нос молятся на коленях. Статуя Курлиля, молящаяся женщина из Лагаша

Север: более вытянутые пропорции фигур и голов, более натуралистично, элегантные фигуры, большие инруст глаза, большие носы: богиня из г Ашнуинака, сановник Эбих-иль из Мари, статуя бога Абу (боги с сосудами в руках, большими глазами)

Женская голова из Лагаша сросшиеся брови, волнистые волосы на прямой пробор собраны в пучок

женское божество - утиный нос

мужское божество Аб-У - огромный инкруст глаза, волнистые волосы

Эбих-Иль - жрец в юбке, глаза инкруст лазуритом

Печати-цилиндры:

на округлой поверхности художники размещали многофигурные композиции. Выполненные из различных пород камней, более мягких для 1й пол. 3 тыс. до н.э. и более твердых (халцедон, сердолик, гематит и др.) для конца 3, а также 2 и 1 тыс. до н.э. чрезвычайно примитивными инструментами. Излюбленные сюжеты: мифологические, как эпос о Гильгамеше - герое непобедимой силы и непревзойденной смелости, темы мифа о потопе, о полете героя Этаны на орле к небу за «травой рождения» и др. Для печатей-цилиндров Шумера характерна условная, схематичная передача фигур людей и животных, орнаментальность композиции и стремление заполнить изображением всю поверхность цилиндра. Равноголовие, отчего животные часто представлены стоящими на задних лапах. Часто встречающийся на цилиндрах мотив борьбы Гильгамеша с хищными животными, наносившими вред домашнему скоту. Тема борьбы героя с животными была очень распространена в глиптике Передней Азии и в последующее время.

 

Позднешумерский период

Горные племена кутиев вытеснили аккадцев. Север тронули меньше, короткий расцвет. Правитель Лагаша (Сев) Гудеа сохранял некоторую самостоятельность.. Гудеа много строил, но до нас это не дошло.

Известно, что храмы были традиц шумерского типа: полукруглый верх, внутр зал, лопатки, арки, своды. Широко испошльзуют обожженный кирпич.

Много статуй Гудеа (Зал Гудеа в Лувре). Статуи из диорита с полировкой напоминают металл, длинные одежды, детально проработанные, ступни всегда видны.

Лучшая из дошедших до нас статуй Гудеа изображает его сидящим.  Сочетание нерасчлененности каменного блока с новой особенностью - тонкой моделировкой обнаженного тела и первой попыткой наметить складки одежды. Нижняя часть фигуры образует с сиденьем единый каменный блок, и одежда, напоминающая гладкий футляр, под которым совершенно не чувствуется тела, является лишь хорошим полем для надписей. Совершенно отлична трактовка верхней части статуи. Хорошо моделированы крепкие плечи, грудь и руки Гудеа. Мягкая ткань, переброшенная через плечо, чуть намечающимися складками ложится у локтя и у кисти руки, которая чувствуется под тканью. Передача обнаженного тела и складок одежды свидетельствует о гораздо более развитом пластическом чувстве, чем то, что было раньше, и о значительном мастерстве скульпторов.

Головы статуй Гудеа свидетельствуют о стремление к передаче портретных черт. Подчеркнуты выдающиеся скулы, густые брови, четырехугольный подбородок с ямочкой посередине. Однако в целом облик сильного и волевого лица молодого Гудеа передан обобщенно.

Много адорантов, сидящих и стоящих

 

Двойной храм богини Нингал,

Храм монастырского типа

Древневавилонский период

Племена амореев семитские по происхождению, близки аккадцам завоевали Двуречье в 19 в.

Царь Хаммурапи объединил под своей властью шумеро-аккадские государства в единое с центром в Вавилоне. Аморейская династия правила 300 лет

В Вавилонском царстве происходит укрепление и дальнейшее развитие рабовладельческого уклада. Культура Вавилона, впитавшая в себя древние традиции, достигла большой высоты. В это время совершенствуется шумерийская письменность, получившая распространение во всей Передней Азии. Большой интерес представляет вавилонская литература, особенно эпическая поэма о герое Гильгамеше. Развиваются научные знания, хотя и подчиненные религии, но накопившие важные практические сведения (в частности, в области астрономии). Памятников изобразительного искусства Древнего Вавилона до нас дошло очень мало. Судя по ним, вавилонские художники не создали ничего принципиально нового, усвоив лишь в некоторой мере приемы искусства времени Гудеа и III династии Ура.

Арх-ра

Дворцовый комплекс Зимри-Лима в Мари -  погиб в пожаре, сжег Хаммурапи, площадь 2 ГА, 138 помещений, окружен широкой стеной с контрфорсами (крепостной характер), вход имеет башнеобразные выступы. Принцип планировки; вокруг открытых дворов группируются помещения, центр – 2 двора, переходящие друг в друга, много помещений культового хар-ра, архив, кладовые, тронный зал, парадные и частные помещения, дворцовая школа. Росписи дворца: сбор фиников, культовые и триумфальные сцены. Храм культу богини Иштар - вытянутое помещение со статуей богини

Скульптура, рельеф

Статуя правителя Мари Иштуп-Илума 1,5 м, базальт, статичная, новое – индивид, физ сила, мускулатура

Изо-е рыбака

Статуя богини Иштар - фонтанная статуя, алебастр, 2,5 м, в руках держит сосуд , колоколообразные одежды открывают грудь и ступни, волосы перевиты бусами, глаза были инкрустированы, голова в сфер шапке похожа на капитель

Искусство Эгейского мира

Развивалась в период 3000 – 1200 г. до н.э.

Эгейская культура – условный географ термин. Главные культуры

- Троянская (С-З Малой Азии), Шлиман 70-80 гг 19 в

- Элладская (материковая Греция, Пелопонесс: Микены, Тиринф, Пилос) копал Шлиман

- Кикладская (Кикладские о-ва) открыта в 90 е г 19 в

- Минойская (Крит), открыл Эванс в нач. 20 в, назвал по имени критского царя Миноса

 

Тыс – ранний период

(раннекикладский, раннеминойский, раннеэллдаский )

 

Фигурные сосуды в виде быка

Кикладские идолы («двойники», складывали в могилы, обнаженные юношеские и женские фигуры, выразительные в геометрике, сначала были небольшие и натуроподобные): играющий на флейте, арфист

Расписные сосуды и фигурки

Ежик

Ашос ануфриос – керамика: сосуды закрытого типа, геом. линейный орнамент, роспись имитирует дорогой металл или камень (лаковидная краска растекается пятнами). Стиль василики (вытянутый носик)

 

Кувшин в виде птицы

Кноский дворец (Лабиринт)

- 10 тыс кв. м., более 100 помещений

- центр – мощеный двор 52 на 28 делил на вост и зап половины

- западная часть: тронный зал, святилище, 22 кладовые

- восточная часть: комнаты царицы, парадный зал с изо-м на стенах 2ных секир (лабрисы)

- 2 эт, водостоки, ванная

- росписи – коридор процессий

- иное отношение к натуре – натурный стиль

- оптимист хар-р, стремление к пестроте, яркости

- высокое значение культа быка и змеи

- восхваляли физ силы мужчин, красоту женщин

Вещи из тайника Критского дворца:

Статуэтки богинь и жриц со змеями (нежная женственность, плавность)

Стеатитовый ритон из Агиа-Триады (игры с быком, экспрессия, динамичность)

Бронз статуэтка адорант

Молящаяся женщина

Скачущий бык с акробатом

Ритон с головой быка

 

Монумент живопись, вазопись:

Фрески: Кносс, Агиа-Триада

- в технике штукового рельефа –от Малой Азии и Египта (природный гипсовый штук наносится на стену и сразу по ней вырезается изо-е, след-но очень плоское и раскрашивается)

- раскрашены локальными цветами рисунок, условность черт, фантастические цвета, муж фигуры – коричневые, женские – светлые, много изо-й растений с передачей структуры цветка

(Кусты плюща на фреске с кошкой и фазаном, Лилия на вазе из Кноса), морские сюжеты (фреска летающие рыбы, ваза с рыбой из Феста)

 

16 в – миниатюрная фреска из Кносса (хоровод дам и толпа мужчин) Миниатюрные фрески с С-З части Кносского дворца: в центре Композиция со складными стульями, ее обрамляют миниатюрные Дамы в голубом, Парижанка

16 – нач 15 в – в росписях начинает главенствовать человек! (юноша с ритоном, парижанка, процессия нарядных дам, акробаты с быком, Царь-жрец, Игра с быком – бык в галопе летит по воздуху, через него прыгает акробатка

«Дворцовый стиль» – появляется много фигуративных композиций, сцены из жизни дворцов, представления, игры

 

Ост-в Фера (Санторин)

- погиб после извержения вулкана в 1450 г, затем завоеван ахейцами

Живопись

Под слоем лавы сохранились фрески святилищ (дворцов там не было), фрески похожи на Критские: роспись с цветами и ласточками, фриз с ланями, фриз с голубыми обезьянами, сцена морского боя, боксирующие мальчики, девушка-жрица

Ахейцы восстановили Кносс: отделали тронный зал с троном из алебастра, росписи в зале – фриз с 2 грифонами на берегу реки (сильная стилизация, сухость рисунка, более декоративно

 

Вазы «дворцового стиля»:

- изысканные формы, темная роспись на светлом фоне, растительные и морские мотивы подчинены форме сосуда, подчеркивают его архитектонику

 

Жрицы со змеями

Корова с теленком

 

Стеатитовые рельефные вазы: цветы, травы, морские сущ-ва, сложные композиции, переход к монохромности от полихромии

Ваза с осьминогом

Ваза из Феста

штуковый рельеф с быком, от акробата сох-сь лишь части

Ваза с папирусом

кувшин с наутилусом по светлому ангобу черная краска

вазы с розетками (спиральными листьями)

Ваза с ручкой в в виде змеи

Львиные ворота в Микенах

 

Царский некрополь в Микенах к 16 – 1 пол 15 в, на Акрополе, за стенами, гробницы шахтового типа

круг гробниц А, В. А – копал Шлиман, дают больше материала об ахейцах. 3 группы памятников:

1) импорт с Крита и передней Азии (надгробные стелы),

2) ахейские вещи (золотые маски, золотые и серебряные сосуды с рельефами),

3) вещи, выполненные ахейцами с использованием крито-микенских традиций

 

Круг гробниц Б:

Гемма, аметист, портретные профили

Ахейские золотые маски

Критское сакральное оружие

Золотой ритон

Золотой перстень

Маска Агамемнона

саркофаг 15 в до н.э. с изо-ми жриц, жертвенных процессий, девушек с сосудами и муз инструментами

Юноша с серебряным ритоном

 

в 1450 г ахейцы проникли на Крит, захват Крита – Троянская война.

К ахейскому времени относится роспись Критского дворца с грифонами – охранителями трона, новый образ, линейные традиции

 

Вазы к.15 – н.14 в

Перстни

сосуд из горного хрусталя

 

Дворец в Тиринфе - крепость мощнее, чем в Микенах, циклопическая кладка, галереи с ложными сводами, камеры-кладовые, мегарон похож на микенский, вход с пандусом похож на пропилеи. Полы расписаны: шашки, внутри дельфины и осьминоги, на стенах фрески: Девушка с коробочкой

Керамика: менее изящна, но более технична, кубки, кратеры, кувшины, форма критская, но роспись грубее, условнее, выразительно и тектонично

Кубок с изо-ем наутилуса

Кратер ахейские воины

Кратер с троянскими конями

 

Живопись - фрески

Воины отправляются в поход

Дамы, похожие на критских, но другой этнический тип

Бегущие кабаны и собаки (похоже на быка с акробатами)

Выезд на охоту в колесницах стилизованные деревья

Музыкант с лирой из Пилоса (Орфей) сидит на скале, больше условности

 

Статуя Геры страшное выражение лица, на щеках выписаны розетты

 

 

Финикия

Сиро-Финикия. Центры Сидон, Тир, Библ

Палестина: запрет изо-й людей и животных. Осталась орнаментика и глиптика

Влияние Месопотамии, Египта, Эгейского мира, след-но эклектика, конгломерат культур

Арх-ра близка Критской: укрепления, прямоугольные башни, зубцы, каркасные конструкции, т.к. сейсмоопасная зона, большие дворцовые комплексы в Угарите, в Аллалахе, похожие на цитадель. Материалы: дерево, сырцовый кирпич, камень, бронза.

Новое: применение бетона, арочных конструкций, сводов, кладка со скрепами, техника литья по разъемной модели, стекло, пурпурная краска, хрисоэлефантинная техника (слоновая кость и золото)

Глиптика высокого качества: печати, амулеты, скарабеи. Изделия из драг Ме

12 – 9 в – финикийское влияние г. Тир: выразит крупные дерев статуи

 Скульптурные портреты угаритских царей, сидячая статуя царя Алалаха

 

 

Хеттское царство

Хеттами называют конгломерат народов, основавших во 2 тыс. до н.э. могущественное государство в Малой Азии. Хеттское государство было рабовладельческой монархией, с пережитками первобытно-общинного строя.

Хетты возникли в 18 в, расцвет в 14-13 в на территории Малой Азии. Наследники хеттов – грузины, хурритов - армяне

Главный бог – Тешуб – бог грома и молнии, неба, его супруга – Хебат – богиня-мать, плодородия, их сын Телепинес – возрождающаяся природа

Государство хеттов было неоднородно по составу. Областью собственно хеттов являлась долина реки Галис в Малой Азии, где государство процветало с 18 до начала 12 в. до н.э.- времени падения Хеттского царства. В 12 - 8 вв. до н.э. в ряде княжеств на территории северной Сирии произошло новое возрождение Хеттского государства.

Искусство хеттов не едино. Различают

1) малоазийское искусство хеттов (памятники Хаттушаша, Язылы - Кая), датируемое 18 - 12 вв. до н.э.,

2) искусство хеттов северной Сирии, (памятники городов Самаля, Кархемиша и др.), датируемое 12 - 8 вв. до н.э.

Своеобразием многих северносирийских хеттских городов было применение эллиптической или круглой планировки (Самаль, Кархемиш) с внутренним членением города крепостными стенами в целях усиления обороноспособности. Впервые в архитектуре Передней Азии хеттами была применена так называемая циклопическая кладка (Хаттушаш, 2 тыс. до н.э.). Характерной для хеттской архитектуры была и отдельно стоящая колонна с каменной базой. Оригинальной особенностью этой хеттской базы была трактовка ее в виде одного из двух животных (обычно львов или сфинксов), выполненных в технике высокого рельефа. Интересен также новый тип здания, так называемый «битхилани», - крытый вход перед дворцом, состоявший из портика с двумя колоннами, фланкированного двумя четырехугольными башнями.

В украшении хеттских дворцов и храмов получила развитие портальная скульптура монументального характера. Огромные фигуры львов и сфинксов, высеченные из каменных блоков по сторонам ворот и входов (Хаттушаш, Секче-Гезу). Эти рычащие чудовища, тела которых выполнены в рельефе, а протомы (передняя часть туловища) в технике круглой скульптуры, должны были, вероятно, производить устрашающее впечатление. Трактованы они схематично и тяжеловесно. В ином духе исполнена фигура «царя» или бога Тешуба на внутренней стороне так называемых «царских ворот» Хаттушаша, трактованная значительно более мягко и пропорционально.

Арх-ра:

Суровость, особенно внутр пространство , рано стали использовать циклопическую кладку, асимметричность, плоские перекрытия, мощные 4гранные столбы, цоколь оформлен большими каменными плитами – ортостатами с рельефами, мощные крепости, камень твердых кристаллических пород, поклонение камню, горы – часть религиозного и художественного мира. Естественная арх-ра – гармонично вписана в окружающую природу

Хатусса (Богазкёй в Турции совр) окружен с 3 сторон водой, мощная стена , 5 ворот, в центре – крепость, есть дворец, архив

Львиные ворота в крепости в Хатуссе 1350-1250 циклопическая кладка

Дворец в Телль-Халафе р 1-2 тыс Использование кариатид впервые! Фигуры стоят на спинах животных

Стела с изо-ем Тешуба бык

Скульптура:

рельефы в Язылы-Кая (13 в. до н.э.). На скалах, образующих стены открытого сверху святилища, высечены изображения двух процессий, двигающихся навстречу друг другу. Изображения находятся в нескольких помещениях, но связаны в единый ансамбль. В центральном помещении  - главная часть фриза с изображением шествующих с двух сторон второстепенных богов и идущих за ними быстрым шагом воинов. Размеры изображенных увеличиваются по мере их приближения к центру, где в наиболее крупном масштабе даны основные персонажи — мужское и женское божества, а также юный бог, сопровождающий богиню. Верховный бог изображен стоящим на головах двух людей, судя по одежде — жрецов. Богиня и юный бог помещены на пантерах. В рельефах есть стремление к передаче ритма движения (особенно в изображении воинов), к торжественной приподнятости центральной сцены.

Скальное святилище Язылы-Кайя («Расписные скалы», «место, где находится изо-е») в 3 км от Хатуссы, 2 связанных друг с другом ущелья, интересная типология святилища типа «битхилани»: преддверие и портик между 2мя башнеобразными выступами. Скальные рельефы: торжественное шествие богов, боги-воины с мечами в шлемах, сапоги с загнутыми носами, богини в длинных одеяниях. Бог грозы Тешуба и его жена Хебат. Хеттский царь молится богу меча. Монументальность, размах, суровая простота.

 

Митанни

К искусству хеттов близко искусство Митанни - хурритского государства, основанного в 17 в. до н.э. в северном Двуречье — в центре торгового пути, соединяющего южное Двуречье с Ливаном, финикийские города с Малой Азией, а также Ассирию с берегом Средиземного моря. Наивысший расцвет государства Митанни падает на 16 - 14 вв. до н.э. В это время Митанни тесно связано экономически и политически с Египтом. Во главе гос-ва стояли цари, опиравшиеся на военную аристократию. Этнический состав государства был неоднороден: оно состояло из различных племен, не связанных единой экономикой.

Дворцовый комплекс царя Капара в Тель Халафе (11-9 вв. до н.э.). Зодчество здесь тесно связано с монументальной скульптурой, имевшей, в отличие от сооружений Двуречья, не только декоративное, но и архитектурно-конструктивное значение. Статуи богов, стоявших на животных, поддерживали перекрытие входа в святилище. Фигуры, выполненные из темно-серого камня, с глазами, инкрустированными кусочками белых раковин, чрезвычайно своеобразны. Статичные, приземистые, они имеют непропорционально большие головы в высоких уборах и производят величественное и устрашающее впечатление. Теми же чертами отличаются и рельефы, покрывающие наружные стороны больших каменных блоков (ортостатов), составлявшие фриз в нижней части стены святилища. По характеру исполнения памятники искусства Митанни очень близки хеттским. Много общего, особенно в строительных приемах, есть и с зодчеством государства Урарту.

 

Ассирия 13-7 в до н.э.

В кон 1 тыс – рабовладельческое гос-во с развитой торговлей, военная держава, захватившая всю Переднюю Азию. Иск-во призвано прославлять военную мощь гос-ва, более светское назначение, но с культовым адресом, придворное иск-во, но сюжеты связаны с религией. Ведущий вид иск-ва – арх-ра

Города:

Естеств защита – высокие речные берега. В осн четкая планировка, крепостной облик: высокие стены 15-18 м, выступающие башни – контрфорсы, рвы. Следы хурритского и хеттского влияния: массивные квадр оборонные башни по сторонам ворот, система кладки стен из сырцового кирпича, с зубцами п краю на фундаменте из каменных глыб.

Ашшур (древнейший)

Кар-Тукульти-Нинурта (13 в до н.э.)

Дур-Шаррукен (2 пол 8 в до н.э.0

Кальху/Калах (9 в до н.э.)

Ниневия (7 в до н.э.)

Храмы:

Шумерского типа на высокой платформе с центр помещением. Храм в Калахе

Хетто-хурритский тип: портик на фасаде и помещения сгруппированы анфиладой (похоже на дворцы)

При храмах возводили зиккураты (7 ярусов, ярко окрашены в разные цвета), иногда сдвоенные:

Статуя Ашурнацирапала 2

Статуя Салманасара 2

Статуя Ашурнацирапала 2 из янтаря. Культового хар-ра

 

 

Урарту

Кон 9 в – небольшое, но сильное гос-во на Армянском нагорье, постоянные войны: 593-591 – с Мидией, потом ахеменидской Персией

Памятники не отличаются своеобразием, но есть интересные сочетания с традициями соседних народов.

Мощные города-крепости Тейшебанни и Эребуни (знание хеттской и ассирийской арх-ры).

Росписи влияние Ассирии, но в композицию включается чисто урартский орнамент. Фрагменты из Эребуни

ДПИ:

Статуэтки, похожие на шеду, но в маленьком масштабе из бронзы, с инкрустацией, многокрасочной раскраской крыльев

Львы на щитах и ювелирных изделиях

Всадники на колесницах и футлярах для стрел

Основная черта урартского худ мышления – любовь к цвету: сочные яркие краски, эффектные сочетания цветов (густой красный + темно-синий + позолота), любовь к комбинациям разных техник и материалов в рамках 1 произведения.

Божества, демоны, чудовища уже не устрашают, а притягивают и защищают, даже из военных сцен убрали азарт схватки, акцент на декоративность

 

 

Нововавилонское искусство

Небопаласар и Навуходоносор 2: завоевательная политика, большое храм, оборонит и ирригационное строительство

Вавилон: вытянут в плане и разделен рекой на 2 части. Старый город – в вост части. Оборона: 4 комплекса зубчатых стен с башнями-контрфорсами из сырца и обожженного кирпича с каменной кладкой + ров, 3 км внутренняя стена, 18 км – внешняя, 8 ворот бастионов, посвященных разным богам, регулярно-спланированные улицы, жилища из сырца, помещения вокруг центр двора

Святилище бога Мардука-Эсагила религиозный центр, 53 крупных храма, много небольших святилищ и алтарей, священный участок 16 ГА, 2ная крепостная стена с 12 воротами, главные – ворота Иштар выходят к гл прецессионной дороге, на другой стороне дороги:

Зиккурат Экеменанки (Вавилонская башня), арх-р Арадахешу основание 91,5 на 91,5, из сырц кирпича, поверхность обложена обожженным кирпичам на битуме, 7 ступеней, членящихся лопатками, увенчан святилищем бога Мардука, облицованным голубым глазурованным кирпичам с золотыми бычьими рогами наверху (символ плодородия). 3-ная лестница, затем 2 2ных, затем спиралевидная. Разрушен в кон 6 в до н.э.

Храм бога Мардука с золотой статуей Мардука южнее священного участка, небольшое прямоугольное здание 7,7 на 8,6 м. стена креп облика с башнями, многоцветная окраска

Ворота богини Иштар 4 массивные башни с арочными переходами, облицованы синими изразцами (глазурованный кирпич) с фигурами быков, драконов бело-желтого цвета, невысокий рельеф с символами богини Иштар и Мардука, фризы розеток. Отличие от Ассирии: нет сцен прославления царей, войны и охоты!

Главная прецессионная дорога замкнута глухими стенами с зубцами

Южный дворец Вавилона в плане – группировка помещений вокруг открытых дворов, сад на иск террасах - Висячие сады

 

Голова статуи Дария 1

Египет

Гос-ва возникли чуть позже, чем в Двуречье. Дельта Нила на ранних этапах еще очень заболочена. Племена охотников постепенно перемещаются в сторону Нила, создают дренажные каналы для осушения. В отличии от Двуречья, занимались скотоводством и охотой. Гос-ва возникают на основе объединения племен вокруг поселений. Очень рано стремятся к объединению.

К сер. 4 тыс:

Юг – Долина. Верхний Египет

Север – Дельта, Нижний Египет

кон 5 тыс.  – 3100 – Додинастический период

Климат жаркий, сухой, оч редко дождь, Нил – единств крупная водная артерия, Дельта заболочена, Западный берег Нила – пустынный, мертвая земля (Запад для египтян – это мир мертвых), Восточный берег – плодородный. Злаковые культуры азиатского происхождения.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 257.