ВОПРОС№8. Культура и церковь на Беларуси в XIV – первой половине XVIІ в
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Развитие культуры Беларуси в XVI - начале XVП вв. получило название «белорусское Возрождение». В конце XV - XVI в.в на территории Беларуси сложились предпосылки для развития культуры Возрождения: расцвет городов и превращение их в центры ремесла и торговли, расширение связей со странами Западной и Центральной Европы; развитие книгопечатания, образования. Среди образованных слоев общества распространяются идеи гуманизма. Получает распространение меценатство. Основным идейным течением в культуре этого времени стал гуманизм, яркими представителями которого на Беларуси были Ф. Скарина и Н. Гусовский. Главные достижения в развитии культуры в первой половине XVI в. было формирование старобелорусского языка в ВКЛ; возникновение белорусского книгопечатания; начало создания общегосударственного законодательства (Статусы 1529, 1566, 1588г.г.). Литературным шедевром стала поэма Н. Гусовского «Песня о зубре», в которой автор раскрыл красоту родной природы и величие ее народа. В предисловии и послесловиях к изданиям книг Библии Ф. Скарина высказал ценные мысли об усовершенствовании общества, воспитании человека, установление достойной жизни на земле. Последователь Ф. Скарины Сымон Будный создает в Несвиже типографию, издает первую белорусскую книгу «Катехизис». В 70-80-е годы XVI в. начал печататься на белорусском языке Василий Тяпинский. В распространении грамотности среди населения сыграли значительную роль начальные и средние братские школы, коллегиумы. В Вильно была открыта иезуитская Академия - первое высшее учебное заведение. В архитектуре органически сочетались национальные и западноевропейские традиции, которые принесли сюда готический, романский стили и стиль барокко. Творчески переосмысливая это наследие, белорусские мастера создали образцы белорусской готики (церкви оборонительного типа в Сынковичах, Мало-Можейкове, Заславле), культовые здания в традициях Ренессанса (костел в Несвиже, собор в Сморгони), в стиле барокко (иезуитский костел в Несвиже). Расширяется строительство замков. Создаются парково-замковые ансамбли в Лиде, Несвиже, Гродно. В изобразительном искусстве наряду с иконописью, фреской получает распространение портретная живопись, гравюра, книжная миниатюра. В XIV - середине XVI в. в. расширяет свое влияние католичество, но по-прежнему в восточных регионах ВКЛ важным оставалось православие, несмотря на то, что его позиции все более потеснялись. К середине XVI в. позиции православия и католицизма уравновесились. Среди шляхты удельный вес католиков в первой половине XVI в. был незначительным. В 1432 и 1436 гг. были приняты два привилея, которые уравняли в экономических правах православную и католическую знать. В XVI в. христианство постиг кризис: в католицизме он проявился Реформацией, в православии - ересями. Особенность Реформации на Беларуси в том, что в отличие от Европы она не стала народной, а охватила только высшие слои общества. Феодальная знать хотела укрепить свое социально-экономическое положение за счет костелов, монастырей. Крупные магнатские роды - Радзивиллы, Xодкевичи, Сапеги - примкнули к реформаторскому движению из политических соображений: хотели отгородиться от католической Польши и закрепить самостоятельность ВКЛ. Наибольшее распространение получил кальвинизм: создается 50 кальвинистских общин, храмы, школы, типографии, приюты. Реформация привела к развитию толерантности в княжестве. В 1564 г. орден иезуитов появился в ВКЛ для борьба с Реформацией. Правящие круги Речи Посполитой способствовали укреплению позиций католической церкви и оказывали ей все возрастающую поддержку. Обновленный и усиленный католицизм вытеснил не только протестантизм, но и православие. Процесс окатоличивания высших слоев, втянутых ранее в Реформацию, приобрел массовый характер. В XVI в. возникают религиозно-культурные организации - братства, объединявшие православное население. В них входили ремесленники, купцы, шляхта, частично духовенство. Братства открывали школы, типографии, стремились сохранить чистоту православного учения

ВОПРОС№9.Образование Речи посполитой. ВКЛ в политической системе Речи Посполитой.

В 1569 г. в г. Люблине была подписана уния - соглашение о государственно-политическом союзе ВКЛ и Польши. Образовалось государство- Речь Посполитая. В переводе с польского языка - республика. Причины, которые привели к заключению государственной унии: Внутриполитические противоречия в господствующем шляхетском сословии. Шляхту ВКЛ привлекали польские шляхетские вольности, поэтому она склонялась к союзу с Польшей. Тяжелое внешнеполитическое положение ВКЛ. Московская держава начала Ливонскую войну (1558- 1583 г.г.). Иван IV начал борьбу за выход в Балтийское море. ВКЛ требовался союзник, так как нужны были средства для ведения войны. Польша также была заинтересована в унии: многочисленная польская шляхта надеялась получить наделы и должности на территории ВКЛ. Польша была могучим бастионом католицизма в Восточной Европе, а поэтому Ватикан отводил ей главную роль в экспансии западного христианства на восток. В 1569 г. состоялся Люблинский сейм, который продолжался 6 месяцев. Каждая сторона ставила свои условия. Польша захватила Подляшье, Волынь, Подольск и Киев. Это еще более подорвала силы ВКЛ. Так как великокняжеское правительство не могло идти на военный конфликт с Польшей, поэтому был один выход - сесть за стол переговоров. Условия объединения предлагала Польша, и они были подписаны 1 июля 1569 г. на сойме польской шляхте удалось добиться от короля Польши и великого князя литовского Жигимонта Августа значительных территориальных уступок. Согласно Люблинской унии, ВКЛ и Польша объединились в один государственный организм во главе с единым правительством с титулом «король польский и великий князь литовский, русский, прусский, мозовецкий, жамойтский, киевский, волынский, подляшский, лифляндский». Избрание короля производилось в Варшаве, а коронация - в Кракове. Xотя сохранялось название «Великое княжество Литовское», но избрание великого князя литовского прекращалось. Высшим органом власти становился общий сейм. В компетенции Речи Посполитой была внешняя политика. Разрешалось приобретать наделы земли и владеть ими полякам в Литве, а литовцам в Польше. Люблинская уния сильно ограничивала суверенитет княжества, но его государственности окончательно не ликвидировала. В ВКЛ сохранялось свое войско, судебная система, печать с Погоней, административный аппарат, белорусский язык. Люблинская уния была добровольным объединением государств. Однако Польша , воспользовавшись критическим положением княжества, претендовала на лидерство в Речи Посполитой. В 70-90-е годы XVI в. в княжестве шла активная борьба за сохранение самостоятельности ВКЛ. Регулярно создавались в ВКЛ свои сеймы. В 1581 г. была создана высшая судебная инстанция – Главный Литовский Трибунал, а в 1588 – Статут. В нем говорилось, что занимать гос. должности и получать земли в ВКЛ могут только граждане ВКЛ. Статут отменял многие постановления Люблинской унии. С 1655г. польским воинским частям запрещалось переходить границы ВКЛ без специального разрешения.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 222.