Правовой статус, поземельное устройство и система управления крестьян, вышедших из крепостной зависимости 19 февраля 1861г
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Из реформ особое место занимает крестьянская реформа, отменившая крепостное право и монополию дворян на населенные земли. Подготовка крестьянской реформы заняла довольно много времени. В 1857 г. по указанию императора был образован Секретный комитет, переименований позднее в Главный комитет по устройству сельского населения. Проекты крестьянской реформы рассматривались и в дворянских губернских комитетах. Разработанные проекты рассматривались специальными Редакционными комиссиями, закончившими работу в 1860 г. и передавшими материалы в Главный комитет по крестьянскому делу. 19 февраля 1861 г. Александр II утвердил Положения об отмене крепостного права и издал в связи с этим Манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости. Кроме Манифеста, были изданы: Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости; Положение об устройстве дворовых людей; Положение о выкупе; Положение о губернских и уездных по крестьянским делам учреждениях; четыре местных положения о поземельном устройстве крестьян в различных губерниях России; Правила о порядке приведения в действие Положений о крестьянах.

Особые Дополнительные правила были приняты в отношении устройства крестьян мелкопоместных владельцев, посессионных крестьян и крепостных рабочих. В 1863 г. было утверждено Положение о крестьянах, водворенных на землях имений государевых, дворцовых и удельных. В связи с реформой в отношении государственных крестьян в 1866 г. был принят закон "О поземельном устройстве государственных крестьян в 36 губерниях". Путем издания ряда специальных актов было проведено освобождение крестьян от крепостной зависимости в национальных районах страны. Подготовка крестьянской реформы, начавшаяся в 1857 г., полностью была в руках дворянства, что, естественно, отразилось в ее документах.

Наиболее тяжкие сословные ограничения были ликвидированы. По Общему положению, крестьяне стали иметь "права свободных сельских обывателей, как личные, так и по имуществу" (ст. 2). Крестьяне получили право вступать в брак без разрешения помещика, заключать сделки, принимать обязательства, обращаться в суд, быть свидетелями и поручителями (ст. 21-24). В Общем положении были закреплены такие права крестьян, как право открывать и содержать фабрики и другие промышленные предприятия, свободно заниматься ремеслом и торговлей. Следует отметить, что это положение давало возможность выделившейся верхушке крестьянства - кулачеству принимать участие в развитии капиталистических отношений в России. Общее положение наделяло крестьян довольно полной правоспособностью: крестьяне имели право приобретать в собственность движимое и недвижимое имущество, могли отчуждать его, передавать по наследству и т. д. Следует подчеркнуть, что права "свободных сельских обывателей" крестьяне получили не сразу и не в полной мере1. В течение первых двух лет после отмены крепостного права крестьяне еще оставались в значительной зависимости от своих прежних владельцев, продолжая отбывать в пользу помещика прежние повинности. Помещики сразу же со дня обнародования Положений теряли право продажи крестьян, отдачи их в услужение или на другие работы и право переселения крестьян и отдачи их в исправительные учреждения (ст. 2 этого же документа).

После выкупа земельных наделов (либо после заключения выкупной сделки) крестьяне переходили в разряд крестьян-собственников. Сроки перевода крестьян на выкуп не были определены Положениями и зависели от воли помещика. Поэтому для многих помещичьих крестьян перевод из состояния временнообязанных затянулся на многие годы и десятилетия. В 1870 г. количество временнообязанных крестьян составляло 32,54%. В 1881 г. царское правительство издало закон об обязательном переводе крестьян на выкуп и о прекращении временнообязанного состояния с 1 января 1883 г. В течение первых 9 лет после объявления реформы крестьяне-собственники не имели права продавать свои земельные наделы. Уставные грамоты заключались не с отдельными крестьянами, а с сельским обществом - миром1. Мир отвечал круговой порукой за все платежи, подати и повинности, отбываемые крестьянами. Крестьянин не имел права свободно уйти из сельского общества. Глава V Общего положения дает подробный перечень многочисленных условий выхода из мира.

Согласно Положениям в селах для бывших помещичьих крестьян создавались органы крестьянского самоуправления. Все крестьяне-домохозяева сельского общества составляли сельский сход - низшее звено системы органов крестьянского управления. Сельский сход избирал сельского старосту и других должностных лиц. Кроме того, ведению сельского схода подлежали вопросы о порядке и своевременности отбывания различного рода повинностей, увольнения членов общества и приеме в него, о пользовании землей, взыскании недоимок и др. Сельские органы подчинялись волостному управлению, земской полиции и органам администрации. Несколько сел объединялись в волость, где создавались волостной сход во главе с волостным старшиной, волостное управление и сословный крестьянский волостной суд. Волостной сход решал хозяйственные и финансовые вопросы, ведал раскладкой сборов и повинностей. Создание сословного крестьянского суда ярко свидетельствует о сохранении значительных элементов феодального строя. Волостной суд имел право разбирать имущественные споры между крестьянами (до 100 руб.) и судить крестьян за мелкие преступления, совершенные в отношении крестьян же. В качестве наказания волостной суд мог приговаривать к общественным работам на срок до 6 дней, аресту до 7 дней, штрафу до 3 руб. и телесным наказаниям до 20 ударов розгами. Согласно Положениям для реализации крестьянской реформы и для контроля над органами сельского управления были созданы специальные учреждения, ведавшие крестьянскими вопросами: мировые посредники, уездные мировые съезды из мировых посредников и губернские присутствия по крестьянским делам. Мировые посредники назначались из наиболее родовитых и богатых помещиков данной местности. Они намечались уездным дворянским собранием, представлялись губернатором и утверждались Сенатом. Мировым посредникам поручалось наблюдение за органами крестьянского управления. Так, органы сельского и волостного самоуправления обязаны были беспрекословно исполнять все требования мировых посредников. Волостной старшина в своей должности утверждался мировым посредником.

Согласно реформе помещики сохраняли право собственности па всю землю, однако они были обязаны предоставить крестьянам так называемую усадебную "оседлость", т.е. землю для дома с приусадебным участком, которую крестьяне имели право выкупить, а также полевой надел, выкуп которого мог быть осуществлен лишь с согласия помещика. Наделение крестьян землей производилось по ревизским душам. Женщины землей не наделялись. Крестьяне были обязаны взять предоставленный им надел. Только по истечении 9 лет крестьяне имели право от него отказаться. Местные положения устанавливали размеры душевых наделов в зависимости от конкретных условий, имевшихся в различных губерниях. Обычно определялись максимальный (высший) и минимальный (низший) размеры душевого надела. Установленные положениями нормы душевых наделов были, как правило, меньше того количества земли, которым крестьяне пользовались до реформы. Помещики имели право "отрезать" часть земли от крестьянского дореформенного надела, если этот надел был выше нормы. Помещик имел также право уменьшить надел до 1/4 высшего надела, если крестьянин соглашался принять его без выкупа (так называемый "дарственный" надел). Этот надел получил у крестьян название "кошачьего" - настолько он был мал. Однако многие крестьяне вынуждены были воспользоваться этим положением реформы. На 1 января 1881 г. число крестьян, получивших "дарственный" надел, достигло 461 тыс. В результате помещики "отрезали" у крестьян 20% прежних крестьянских наделов.

Земельные наделы давались крестьянам за выкуп. Крестьянин имел право выкупить свою усадьбу. Выкупить же полевой надел он мог только с согласия помещика или даже по одностороннему его требованию. Вопрос о размере выкупа, об организации выкупной операции решался в специальном положении о выкупе. Сумма выкупа определялась путем капитализации годового оброка. Оброк, который помещик получал от своего крестьянина, принимался за постоянный доход, составлявший 6% капитала. Крестьянин не мог в большинстве случаев заплатить выкуп. Поэтому царское правительство, учитывая стремление помещиков получить деньги сразу, решило выплатить им всю выкупную сумму. С этой целью была организована так называемая выкупная операция, направленная, как это утверждало царское правительство, "на содействие крестьянам в приобретении земли в собственность". В чем заключалась эта выкупная операция? Помещику причиталось 75% (если крестьяне получали неполный надел) или 80% (если надел был полный) выкупной суммы из государственной казны деньгами или ценными бумагами. Остальные 20-25% крестьянин должен был внести помещику сам. Сумму, полученную помещиком из царской казны, крестьянин должен был погашать в течение 49 лет по 6% ежегодно. Таким образом, выкупная операция, с одной стороны, удовлетворяла интересы помещиков, ибо помещики сразу получали все причитавшиеся им деньги и могли эти деньги пустить в оборот. С другой стороны, государственная казна также имела выгоду, ибо получала большие проценты.

Земская реформа 1864 г.

 В 1864 г. было принято Положение о губернских и уездных земских учреждениях, а в 1870 г. -Городовое положение.

 Губернские и уездные земские собрания и земские управы являлись выборными органами.

Выборы гласных в собрания проходили по трем куриям:

· уездных землевладельцев,

·  городских обществ и крестьян

Для участия в первой и второй куриях следовало отвечать определенному имущественному цензу (довольно высокому), третья курия строилась по сословному принципу.

Для крестьян был установлен очень сложный порядок выборов:

- трехстепенный - для выборов гласных в уездные земские собрания

- четырехстепенный - в губернские

-  Крестьяне избирали одного представителя от 10 дворов на волостной сход, волостной сход избирал выборщиков, в выборщики от волостей на своем уездном избирательном собрании избирали земских гласных.

-  В уездных земских собраниях дворянам принадлежало 42% всех мест, крестьянам - 38%, купцам, промьшленникам и мещанам - 20-25%.

- В губернскихсобраниях процент гласных от дворян был значительно выше. И земские собрания (земства), и земские управы1 избирались на три года.

-  Во главе земства стоял уездный или губернский предводитель дворянства. Компетенция земских органов была чрезвычайно ограничена.

Как указывалось в Положении, к их ведению относились "местные хозяйственные пользы и нужды: благотворительные заведения, местная торговля и промышленность, народное образование, здравоохранение и т.д.

 Земства были поставлены под контроль правительственной администрации, имевшей право отмены всякого постановления земства в случае его противоречия законам или общим государственным интересам. Однако, несмотря на это, создание земств способствовало привлечению либерального дворянства, буржуазии и интеллигенции к решению вопросов, связанных с развитием местного хозяйства, дорог, здравоохранения и просвещения.

Городская реформа 1870 г.

Городовое положение 1870 г. вводило новое городское самоуправление: городское избирательное собрание, городскую думу и городскую управу во главе с городским головой. Выборы в городскую думу строились на основе имущественного ценза и ценза оседлости. Избирательным правом пользовались плательщики городских налогов и сборов. Рабочие, низшие служащие, кустари и многое другое к выборам не допускались. Положение и компетенция городских органов самоуправления определялись одинаково с земскими. Городские органы самоуправления, так же как и земские, находились под постоянным контролем со стороны администрации - органов министерства внутренних дел, губернаторов. Однако, несмотря на ограниченность прав земского и юродского самоуправления, самодержавие стремилось увеличить в нем число гласных от дворян и поставить его под больший контроль администрации. В годы реакции (80-90-е годы ХЕК в.) были приняты так называемые контрреформы, направленные на достижение указанной цели.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 1249.